Как помочь неуверенному в себе ребенку завести друзей

Как помочь неуверенному в себе ребенку завести друзей Воспитание

Для любого человека важен коллектив, в котором он проводит время, будь то школа, работа, посиделки с друзьями, и отношения внутри него. Поэтому важно уметь находить общий язык, общаться, отстаивать свои границы и идти на уступки, когда это необходимо, создавать близкие отношения с теми, с кем комфортно и хочется общаться. Всему этому ребенок учится на протяжении многих лет. И от того, насколько хорошо он овладеет всеми этими навыками, зависит вся его последующая жизнь.

Что делать, если неуверенный в себе, застенчивый ребенок плохо идет на контакт с окружающими, и как ему помочь завести друзей рассказала психолог фонда «Дети наши» Алина Лебедева.

Лучшее в телеграм: посмотреть

Почему дружба и общение нужны и важны?

Друзей каждый человек выбирает себе сам, что становится возможно благодаря развитию коммуникативных навыков, речи, умения взаимодействовать, сотрудничать, которые пригодятся человеку на протяжение всей жизни как в личных взаимоотношениях, так и в рабочих. Научить ребенка всем этим навыкам возможно так же, как обучить математике, езде на роликах или игре на фортепиано.Как помочь неуверенному в себе ребенку завести друзей 2

Кроме того, что навыки коммуникации, несомненно, пригодятся в жизни, важно понимать, что каждый человек познает себя через общение с другими людьми. Младенец оценивает себя через реакцию на него матери: меня любят, мне радуются, мне улыбаются, значит, я хороший, значимый, важный. Именно в раннем детстве формируется привязанность (эмоциональная связь со значимым взрослым), которая определяет, как человек будет выстраивать близкие отношения с окружающими людьми.

Именно с близкими, в семье формируются личные границы: ребенок понимает, как с ним можно обходиться, а как нельзя, как он может поступать, а как – нет. Затем через общение и дружбу, они будут проходить проверку на стойкость. Если семья не дает ребенку права на своё личное пространство, мнение, он не научится отстаивать его в отношениях с ровесниками.

Дружеские отношения очень важны для гармоничного развития личности ребенка. В играх с друзьями он осваивает новые модели общения, развивает мышление, память, воображение, речь и т.д. Свои сильные и слабые стороны, свойства характера, достоинства и недостатки – все это ребенок осознает, видя реакцию окружающих и их отношение к нему.

В общении с другими людьми ребенок узнает новые эмоции, как положительные, так и отрицательные, учится проявлять и контролировать их и выражать социально-приемлемым способом. Умение выстраивать дружеские отношения, зависит от уровня развития эмоционального интеллекта (способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания, как свои, так и других людей, и управлять этим).

По мере взросления ребенок попадает в разные коллективы, где знакомится с возможными друзьями. Может случиться так, что один или два друга пройдут с ним через всю жизнь. Может получиться иначе, что в каждом, или почти в каждом, новом коллективе ребенок будет находить друга или друзей, общение с которыми ограничится рамками общей деятельности. Например, закончив школу или перейдя в другую хоккейную команду, они перестанут общаться. Все это нормально и волноваться не стоит, если у ребенка в принципе получается наладить отношения в коллективе и выделить некоторых его членов, как друзей.

Но бывает так, что у ребенка нет друзей ни в школе, ни во дворе. Очень важно прояснить возможные причины, которые мешают ребенку выстраивать дружеские отношения со сверстниками. Спросите, пробовал ли он знакомиться, общаться, находить интересные темы для разговоров со своими сверстниками. Главное, поддерживать ребенка, не ругать, что он «одиночка» или «неудачник», а убедить, что многое зависит от него самого и, если постараться, можно познакомиться и подружиться или укрепить отношения с ребятами, с которыми он уже общается.

Причины неуверенности в себе

Как помочь неуверенному в себе ребенку завести друзей 3В первую очередь, это особенности характера (нервной системы). Один ребенок любит общаться, рассказывает истории незнакомцам на остановке, обожает играть с другими детьми и ходить в детский сад (экстраверт). А второму больше нравится собирать пирамидки наедине с собой, общение с другими детьми его не слишком интересует (интроверт), и каждое утро сопровождается протестами и нежеланием отправляться в садик. Все люди – существа социальные, но не стоит забывать, что все дети индивидуальны, и у каждого свои потребности (проводить время за книгой или с ребятами во дворе).

Если ребенка не приняли, обидели или испугали, это может отразиться на всей его дальнейшей жизни. Это то, от чего уберечь родитель, к сожалению, не может. Но, если вы замечаете, что общение начало даваться ребенку сложнее, попробуйте поговорить с ним, возможно, он расскажет вам историю о том, как его кто-то обидел. Тогда важно обсудить эмоции, чувства и переживания, связанные с этим событием (узнать возможные причины конфликта, реакцию ребенка), чтобы «прожить» и освободиться от них, а не подавлять их в себе.

Часто причиной трудностей в общении ребенка (коммуникативных навыков) бывает поведение самих родителей. Получается ли у вас самих выстраивать отношения с окружающими? Есть ли у вас друзья и как вы с ними общаетесь? Ребенок все это видит и может повторять. Также ребенок может меньше бояться новых знакомых, если его родители берут с собой, когда ходят в гости, вместе посещают общественные места (театры, кинотеатры, детские площадки).

Переезды, частая смена места жительства, или сильное несоответствие социального окружения потребностям ребенка (например, все дети во дворе любят футбол, а этот ребенок совсем неспортивный и увлекается вокалом или музыкой, ему не с кем разделить это увлечение).

За социальную активность ребенка отвечает родитель. Для того, чтобы ребенок нашел друзей, нужно создать хотя бы минимальные условия: дать возможность, время, чтобы общаться со сверстниками.

Очень вредит построению дружеских отношений стороннее вмешательство, когда родитель подталкивает ребенка к общению с кем-то или, наоборот, запрещает общаться. Вам может не нравится компания вашего ребенка, но в первую очередь необходимо разобраться, что она ему дает, какие потребности удовлетворяет. И уже исходя из этого действовать.

Можно ли считать замкнутость признаками низкой самооценки?

Как помочь неуверенному в себе ребенку завести друзей 4Нет. Низкая самооценка может быть причиной замкнутости ребенка, но есть и много других причин, например, свойства характера, интроверсия. В этом случае ребенок сам не проявляет активности к общению с большим количеством людей, и дискомфорта у самого ребенка это не вызывает.

Замкнутость может быть и тревожным сигналом, признаком психологической травмы или недостаточно хорошего контакта с самыми близкими людьми. Самооценка здесь будет лишь одним из факторов. Стоит добавить, что излишняя самоуверенность также препятствует развитию дружеских контактов, тогда ребенок будет искать не друзей, а поклонников.

Человек с адекватной самооценкой открыт и не боится заявлять о себе, легко идет на контакт, как минимум, при необходимости, способен его выстроить.

Как улучшить коммуникативные навыки ребенка?

Как помочь неуверенному в себе ребенку завести друзей 5В первую очередь, нужно на собственном примере показать ребенку, как можно знакомиться, общаться с людьми и заводить друзей. Можно сколько угодно давать правильные советы, рассказывать, как нужно делать, но ребенок всегда гораздо лучше воспринимает и усваивает личный пример родителей. Создавать условия, как минимум, не препятствующие общению ребенка со сверстниками. Спросите себя: может ли ваш ребенок приглашать друзей домой, отпускаете ли вы его гулять, отвозите ли на дни рождения и праздники к другим детям? Разрешаете ли вы ребенку дружить со всеми или только с определенными детьми?

Все это необходимо для того, чтобы у ребенка завязались дружеские отношения, но, если родитель постоянно занят на работе или у ребенка не остается ни минутки, потому что из школы он сразу же бежит на кружки, секции, к репетиторам, это сильно уменьшает его шансы повысить коммуникативные навыки и завести знакомства или укрепить дружеские отношения со сверстниками.

В то же время, совсем исключать дополнительные занятия не стоит. Важно, чтобы ребенок занимался тем, что ему интересно, тогда и найти друзей по интересам ему будет проще. Если он мечтает играть на скрипке, вряд ли ему будет, о чем поговорить с ребятами из кружка тхэквондо.

Современные технологии – это камень преткновения для многих родителей. Многие считают, что они мешают детям наладить общение. И такое действительно бывает: сидят на площадке рядом два ребенка, уткнувшись в телефоны и даже не замечают друг друга.Как помочь неуверенному в себе ребенку завести друзей 6

Тем не менее, общение переходит в новый, цифровой формат, это не плохо и не хорошо, это тенденция современности. Важно, чтобы у ребенка была возможность общаться вживую. Но и исключать общение в социальных сетях и мессенджерах ни в коем случае не стоит (конечно, всего в меру).

  • Во-первых, не зная современных тенденций, мемов, игр и проч., стать изгоем проще простого.
  • Во-вторых, в виртуальном пространстве гораздо проще быть собой и не бояться. Поэтому, особенно на первых этапах общения, скромному ребенку, возможно, будет даже проще наладить дружеские отношения в онлайн-пространстве.

Очень важно показывать ребенку мир вокруг и других людей. Ходить на прогулки по городу, в общественные места, в музей, театр, кафе. Тогда у него не будет страха перед незнакомцами. Ребенок полностью зависит от родителя и, пока родитель рядом, может позволить себе изучать мир вокруг, отходя на безопасное расстояние.

Быть родителем – непросто. Оградить ребенка от всех бед, как бы нам этого ни хотелось, не получится. Важно быть рядом, слушать и понимать, принимать и на собственном примере показывать ту модель поведения, которой ребенок будет следовать всю жизнь.

Об авторе:

Лебедева Алина ВячеславовнаЛебедева Алина Вячеславовна

Я — психолог благотворительного фонда «Дети наши».

Закончила Психолого-педагогический факультет СмолГУ.

Оказываю консультативную психологическую помощь членам семей, в том числе, детям, находящихся в трудной жизненной ситуации, в направлении профилактики социального сиротства благотворительного фонда «Дети наши».

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Мама может всё!