Любой родитель хочет, что ребенок быстро усваивал информацию, учился легко и получал хорошие отметки. Успешность в начальной школе зависит от многих факторов и один из самых важных – умение читать. Если ребенок уже неплохо владеет техникой чтения, это прекрасно, но важно стараться увеличивать скорость. Как это сделать, рассказывает логопед-дефектолог, главный методист логоцентров «Детская академия речи» Варвара Данекина.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Почему важно развивать навык?
- в начальной школе умение читать – одно из основных требований к ученику. Технику чтения контролирует педагог и периодически проводит определенный срез, чтобы понимать, быстро ли читает ребенок, понимает ли смысл прочитанного;
- чем быстрее и лучше читает школьник, тем качественнее и быстрее он воспринимает информацию;
- оптимальный темп чтения помогает школьникам быстрее выполнять домашнее задание, тратить меньше времени на подготовку к любым контрольным и экзаменам, быстро искать материал и выделять главное для выполнения рефератов и проектных работ по окружающему миру, литературному чтению и т.д.;
- хорошая скорость чтения и понимание текста упрощает процесс учебы в целом. А когда учиться школьнику интересно и просто, то растет и его самооценка.
Технику чтения нужно совершенствовать. Чтобы процесс не был скучным и утомительным, помогут определенные упражнения, которые нужно выполнять регулярно.
Упражнение 1: Скороговорки
Перед чтением текста важно делать разминку и в этом прекрасно помогают скороговорки. Польза от них большая: ребенок развивает речевой аппарат, учится «скоро говорить» и со временем быстрее читает. Можно предлагать разные варианты скороговорок и усложнять их по мере взросления ребенка. Несколько вариантов:
- От топота копыт пыль по полю летит;
- Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом;
- Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.
Упражнение 2: Дыхательная гимнастика
Бывает, что ребенок медленно читает из-за сбитого, неправильного дыхания. Это часто видно, если малыш произносит фразу на вдохе. Помогает такое упражнение: нужно сделать глубокий вдох, а на выдохе успеть произнести как можно больше слов. Со временем технику нужно усложнять: вместо слов произносить небольшой текст или заранее составленный список слов.
Упражнение 3: Зрительный диктант
Небольшой отрывок рассказа или текст из 4-6 предложений нужно закрыть листом бумаги. Сначала показать ребенку только первое предложение, закрыть его и попросить повторить по памяти. После этого по порядку нужно проделать тоже самое с другими предложениями. Чем точнее малыш воспроизводит текст, тем лучше.
Упражнение 4. Поиск загаданного слова
Нужно подобрать текст, который подходит по уровню развития и возрасту ребенка и произнести любое слово из него. После этого попросить малыша найти загаданное слово. Важное условие: текст должен быть ребенку незнаком.
Упражнение 5. Исправь ошибку
Мама, папа или любой взрослый читает ребенку рассказ или сказку, намеренно делая ошибки в произношении слова или нескольких слов. Школьник должен услышать неверное произношение, остановить взрослого и исправить ошибку.
Что еще важно:
Родители, которые стремятся научить ребенка быстро читать, нередко допускают типичные ошибки. Чтобы учеба приносила пользу и удовольствие, нужно:
- всегда начинать с физической разминки. Чтобы глаза не уставали, ребенок разминает глаза: смотрит поочередно сначала вдаль, затем на какой-то близкий предмет, рисует глазами круг, восьмерку, смотрит вправо-влево-вверх-вниз;
- заниматься регулярно и не думать, что если школьник уже научился хорошо читать, то повторение не требуется. Навык скорости чтения – это постоянные занятия и повторение пройденного;
- остановиться на определенных упражнениях для формирования навыка. Сегодня существует большое количество разных методик скорочтения. Школьнику такое разнообразие ни к чему. И лучше заниматься понемногу, но постоянно, чем несколько часов, но один раз в неделю.