Воображение человека порождает универсальные образы и культурные символы, которые становятся основой сказок и мифов, проникают в искусство и сны, формируют наше сознание. Швейцарский психиатр Карл Густав Юнг назвал такие образы архетипами – частью коллективного бессознательного, общего у всех народностей.
Архетипы появились на земле вместе с первыми людьми и воплощают мудрость, накопленную предками. Они влияют на наши поступки и отношение к жизни: архетип Творца побуждает создавать новое, Искатель ищет свободу и счастье, а Героя воодушевляет брошенный вызов. Особенно ярко система архетипов проявляется в сказках: по словам Юнга «в мифах и сказках, как в сновидениях, душа повествует свою собственную историю, и взаимодействие архетипов обнаруживается в своем естественном обрамлении» [1].
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
С помощью иллюстраций художников редакции «Вилли Винки» издательства «АСТ» рассказываем, какие архетипы лежат в основе знакомых с детства русских сказок и как сказки помогают понять себя.
Царь
Царь в русских сказках – фигура неоднозначная. Архетип Правителя воплощает власть, контроль, богатство. Правители обладают природной харизмой, мечтают создать идеальное общество и охотно ведут за собой людей. В сказках царь часто исполняет роль второго отца, мудрого и справедливого, радеющего о благе государства; но он же может оказаться тираном, притесняющим народ, или даже выполнять функцию Шута.
Эта двойственность часто отражена и в рисунках: например, молодая российская художница Krapiva изображает царя светлым, полным энергии и жизненных сил; он стоит на фоне солнца, и в глаза бросаются солярные знаки на его щите и одежде. Это «царь-батюшка», готовый биться за правое дело и рисковать жизнью, чтобы защитить народ. Совершенно иной образ создает Ana Nagrani: её царь ликом суров и напоминает скорее недобного волшебника. А известный художник-иллюстратор Сергей Гаврилов рисует правителя веселым и добродушным.
Герой
Олицетворяет смелость, мужество, мечту о свободе и справедливости. В сказках Герой отправляется из повседневного мира в сверхъестественный (за тридевять земель, в тридесятое царство), проходит испытания (ищет перо жар-птицы или кощееву смерть), сражается с силами зла, одерживает победу и получает награду (прекрасную царевну, полцарства). По словам филолога Дмитрия Кулагина, «Герой волшебной сказки, в силу каких-то сложившихся обстоятельств, вынужден посетить иной мир, подобно адепту, инициатически принимающего новое задание. При этом знание, которое он получает в этом ином мире, делает из него героя – личностно выросшего индивида, постигшего новые аспекты бытия»[2].
Часто Герою помогает волшебный помощник – богатырский конь или серый волк. Герой хочет сделать мир лучше, брошенный вызов воодушевляет его, а несправедливость приводит в ярость. Порой на Героя нападает хандра, но из этого состояния его быстро вытаскивает Враг. Именно этот архетип «отвечает» за наши повседневные подвиги и стремление к справедливости.
Враг
Противоположность Героя – архетип Врага или соперника. Он может быть представителем хтонических сил и мира мёртвых (Кощей Бессмертный), обладать сверхъестественными способностями и занимать промежуточное положение между обычными людьми и мифологическими героями (Соловей Разбойник, колдун и т.д). Враг коварен и хитёр, но при этом смел и решителен – он часто выбирает соперника, равного ему по силе. В нашей психике этот архетип отвечает за противостояние с окружающим миром.
Обычно Врага изображают зловещим, мрачным и привлекательным; иногда он явно довлеет над Героем, как на рисунке Krapiva, а порой приобретает комические черты, как на иллюстрации Сергея Гаврилова. В современных детских книгах образ становится более сложным и человечным: нередко Враг уже и сам встаёт на сторону добра и борется со злом внутри. Например, в эпическом цикле Олега Роя «Соратники» у Кощея непростая и трогательная предыстория, а в книгах Антона Сои про девочку Ёжку внуки бывших сказочных злодеев совершают добрые дела и пытаются «реабилитировать» сказочную родню.
Большое дитя
Большое дитя (или Простодушный) – безрассудный шутник, весельчак и фантазёр, который стремится к свободе и презирает всякие ограничения. Но он же олицетворяет безрассудство, обидчивость, беззаботность и легкомыслие, может нарушить закон или попрать привычные нормы морали.
В некоторых случаях Большое дитя становится Героем: Иван-царевич, будучи младшим и не слишком смышлёным сыном царя, побеждает Кощея, Емеля голыми руками ловит волшебную щуку в проруби и получает магическую силу. Как правило, Большое дитя изображают весёлым, рассеянным и даже немного блаженным. Люди, в которых силён этот архетип, и во взрослом возрасте могут по-детски удивляться, играть и творить, но при этом частенько избегают ответственности.
Дева
Прекрасная, наивная, чистая и доверчивая девушка, как правило, главная героиня (Василиса Прекрасная из одноименной сказки, младшая дочь купца в «Аленьком цветочке»). Но архетип может проявиться и в образе русалки, очаровывающей своей красотой и заманивающей в омут заплутавших путников.
Во многих сказках такие героини достаточно пассивны и доверчивы (падчерица в сказке «Морозко»), но порой они владеют колдовством, как Василиса Премудрая, или могут обойти весь свет в поисках жениха и преодолеть множество испытаний (невеста Финиста – Ясного сокола). Чаще всего Дев изображают прекрасными и нежными, со светлыми волосами и мягкими чертами (пример: рисунки классика детской книги Генриха Сапгира). У этого архетипа есть и оборотная сторона: прекрасная колдунья, но холодная и неспособная испытать настоящие чувства (Шамаханская царица, Хозяйка медной горы). Особняком стоит образ Снегурочки, который не имеет четкого изобразительного канона. Девочка-подросток или совсем дитя, девушка, сталкивающаяся с огнём страстей. В теории Юнга архетип Девы отражает жизненный путь женщины: от девичества до старости, от чистоты и невинности – к мудрости и зрелости, от юной царевны – к владычице царства мёртвых.
Злая старуха
Ведьма или Баба-яга, носительница власти, мудрости и сверхъестественных сил, хранительница древних традиций. В некоторых сказках и народных поверьях превращается из жуткой старухи в юную девушку и наоборот, объединяя таким образом весь жизненный путь женщины. Старуха может быть как представительницей хтонических сил, противницей Героя, так и героем-медиатором, наставляющим доброго молодца на истинный путь. Так, в некоторых сказках Баба-яга – хранительница леса (пограничное место, вместилище всего неведомого и таинственного, по Юнгу – синоним бессознательного), опасная колдунья и страж между миром живых и миром мёртвых. В других же она скорее добрая старушка, которая помогает Герою словом или делом. Некоторые художники изображают Бабу-ягу величественной и жуткой (И. Билибин), некоторые – забавной и энергичной, под стать юным читателям (С. Гаврилов, Е. Антоненков).
Божественный ребёнок
Ребёнок, отданный в руки могущественным врагам или ищущий свой путь в большом мире. В мифах и сказках у него часто волшебное происхождение, двойственный или нечеловеческий облик (Колобок, мальчик-с-пальчик). Часто его не принимают родители, он нелюбим – однако божественному ребёнку помогают волшебные звери или сама природа. По мнению Юнга, архетип Божественного ребёнка символизирует собой пробуждение индивидуального сознания из коллективного бессознательного. Этому архетипу в нас свойственны лёгкость, любознательность и склонность к игре, но одновременно с этим – смелость и стремление к справедливости. Божественный ребёнок не боится протестовать против несправедливости и считается символом будущих надежд, рождения нового мира.
Животные и другие существа
Как правило, выступают как волшебные помощники Героя (Сивка-Бурка, щука, исполняющая желания), одаривают его магическими способностями, проводят через инициацию в мире мёртвых (серый волк). Волшебные существа могут быть противниками Героя (Змей Горыныч, кот Баюн) или иметь свойство, очень нужное Герою (жар-птица).
Благодаря волшебным помощникам Герой приходит к самому себе и осознанию собственной силы. Вероятнее всего, некоторые «волшебные помощники» – это метафоры природных стихий, в основе которых лежат тотемические верования древних славян. В более поздних сюжетах животные олицетворяют человеческие пороки: жадность, глупость, трусость, плутовство, жестокость, лицемерие.
Сказки – кладезь сюжетов и образов, придуманных нашими предками, но очень близких современным людям. За привычной волшебной историей скрывается метафора человеческой судьбы; Герой, идущий в тёмный лес за пером жар-птицы, олицетворяет дорогу к себе и своему призванию. Сказки развивают внутренний мир ребёнка и пробуждают творческое начало, рассказывают о смелости, честности и любви, но для взрослых они тоже могут стать картой, помогающей ориентироваться по дорогам жизни. Ведь, в конце концов, мы все – Герои собственных историй, идущие на поиски приключений.
[1] . Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. С. 300
[2] Кулагин Д.Л. Мифологические архетипы в русских народных сказках.