Письмо от руки – один из самых важных навыков, которому дети обучаются в школе. Письмо положительно влияет на работу мозга: ребенок не просто физически выводит буквы, а визуализирует их, переключается с одной буквы на другую, подключает другие важные навыки – чтение и правописание. Если первоклашка имеет проблему с прочерком не стоит игнорировать проблему, дальше она может усугубиться. Как исправить плохой почерк? Рассказывает логопед-дефектолог, главный методист логоцентров «ДАР» Варвара Данекина.
Плохой почерк может быть субъективным понятием. Если он по каким-то причинам не нравится маме, и она считает, что красивый почерк должен быть обязательно каллиграфическим – о проблеме это не говорит. Идеального оформления букв никто в школе требовать не будет. Главное – чтобы почерк читался и легко воспринимался. Если учитель обращает внимание на корявые строчки, то родителям тоже стоит об этом задуматься и не полагаться только на работу в классе.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Некоторым детям может потребоваться помощь логопеда, так как плохой почерк может косвенно указывать на дисграфию – диагностируют ее, как правило, во 2-3 классе, но корректировать можно в любом возрасте. Конечно, чем раньше будет начата работа, тем легче будет малышу справляться с трудностями письма и чтения.
Существуют правила красивого письма, и педагоги особенно обращают внимание на несколько важных моментов:
- буквы «прыгают» на строчке вверх или вниз;
- между словами нет интервала;
- ребенок слабо или слишком сильно нажимает на ручку или карандаш;
- некоторые буквы, например, а и о, соединяются одинаково;
- текст имеет сильный наклон вправо или влево;
- похожие по написанию буквы – н, к, и, п на письме нельзя отличить.
Если родители не будут акцентировать внимание на проблеме, педагог, скорее всего, будет снижать оценку ребенку и его мотивация начнет падать. В итоге можно получить низкую успеваемость и еще больше сложностей в обучении. Что касается письма, то в дальнейшем почерк станет хуже, и ребенок будет писать текст, который не сможет понять даже сам.
Как улучшить почерк?
- Развивать мелкую и крупную моторику.
Мелкая прекрасно подключается при различных хобби. Например, у девочек – бисероплетение, аквамозаика или шитье, у мальчиков – сбор конструктора, конструирование, оригами. Также прекрасно подойдет рисование, лепка, выполнение графических диктантов или задания «соедини картинку по точкам». Все это тренирует усидчивость и внимательность ребенка.
Крупная моторика также очень важна. При теплой погоде – катание на велосипеде, всевозможные игры с мячом. Точность движений, координацию обеих частей тела позволяют развить такие виды спорта как баскетбол, волейбол, скалолазание, плавание и многие другие. Ребенок должен обязательно развиваться физически.
- Заниматься со специалистом.
Если ребенок пишет с большим трудом, не нужно списывать все на лень или баловство. Нередко бывает, что педагогические методики просто не помогут справиться с проблемой, поэтому от количества выполненных прописей ситуация не изменится. Если у ребенка есть сбой функций в работе некоторых участков мозга, их должен устранять коррекционный специалист. Работая с причиной, логопед помогает малышу не только развить навыки письма, но тренировать моторику, фонематический слух, развивать мозг с помощью специальных упражнений и игр.
- Поддерживать школьника.
В начальных классах поддержка и участие родителей особенно ценны. Ребенку пока сложно контролировать себя, он очень уязвим. Задача родителей правильно мотивировать малыша на получение знаний и оттачивания необходимых навыков. Важно обращать внимание на то, как он держит кисточку, ручку, карандаш, ложку или вилку. Учить застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.
- Заниматься дома.
Домашняя работа поможет сделать почерк лучше. Заниматься нужно не меньше трех раз в неделю, таким образом развивая выносливость к нагрузке при письме, позволяя с каждым разом улучшать точность и качество движений. Графические задания можно выполнять любыми удобными принадлежностями – цветными карандашами, гелевыми ручками или фломастерами. Несколько вариантов упражнений:
- ребенок рисует на альбомном листе прямые ровные линии на небольшом расстоянии друг от друга. На первых занятиях можно поставить точки, чтобы облегчить процесс. Дальше – усложнять задание, например, ставить точки только в начале или только в конце линии;
- После того, как ребенок научится делать ровные линии, приступайте к штриховке или рисованию волн и зигзагов;
- прописи также нужно включить в работу, но для поддержания интереса включать разнообразные пособия – это может быть прорисовывание цифр, графических элементов, отзеркаливание недостающей стороны рисунка и т.д.
- во время чтения книг можно вместе с ребенком находить те буквы, которые он учился писать, но не больше 1-2 за один раз. Так он будет проще запоминать их и в будущем легче воспроизводить в прописях и диктантах.
Аккуратный почерк – это не только работа руки, а комплексная и довольно сложная деятельность, которая способствует развитию мозга и повышает способность ребенка к обучению. Интересные задания, игры, хобби, а также работа со специалистом помогут ему освоить необходимые навыки для будущих успехов.