Тема сегодняшней статьи всплыла в связи с одним случаем, о котором расскажу чуть ниже. Пока же только хочу сказать, что проблема, когда ребенок плохо понимает прочитанный текст – не такая уж и редкая, как многие думают. Просто родители не всегда обращают на такие моменты внимание, а плохую успеваемость ребенка списывают на его лень, нежелание учиться или на учителей. Эта ошибка весьма распространенная, тем более что даже не все педагоги склонны замечать трудности ребенка при чтении или в понимании прочитанного. Давайте разберемся, почему некоторые дети не могут в принципе научиться быстро читать и понимать текст.
Почему ребенок плохо понимает прочитанное
Работая с детьми разного возраста, в том числе и с учениками начальных классов, приходилось общаться и с их одноклассниками, и с учителями, и с психологами. Однажды моя подопечная (2 класс), указав мне на одного из своих одноклассников, рассмеялась и сказала, что это «самый тупой мальчик в классе, потому как он до сих пор не умеет читать и не понимает, что читает».
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Надо сказать, что с детьми, которые плохо и с трудом читают и в первом, и во втором, и в третьем классе я встречалась не один раз, но как-то не задумывалась, почему это происходит. А тут слова девочки заставили меня проявить интерес к таким детям. Поинтересовавшись у знакомых учителей и психологов, я узнала некоторые интересные факты по этой теме. Хочу ими поделиться с читателями.
- Дело в том, что диагностика нарушения чтения, а значит, и обучаемости (все знают, что скорость обучения зависит от умения быстро прочитать и понять текст) – это процесс сложный, и сразу, с разбегу, после пары тестов перед школой выяснить способности ребенка в этом направлении практически невозможно. Бывали случаи, когда малыш приходил в класс и, не умея читать, быстро догонял своих сверстников, которые уже год как знали буквы и складывали их в слова. Но иногда ребенок, который уже с трех лет слету называет все буквы по отдельности, дальше этого в обучении просто не шел. И происходило это не по малости лет или из-за лени, а просто потому, что малышу было трудно использовать звуковые навыки для составления их в слова. То есть, ему было очень трудно понять связь между буквами и словами. И такая ситуация наблюдалась вплоть до школы и даже после поступления в первый класс.
- Нарушение же чтения влечет за собой и непонимание прочитанного. Но вот проблемы с самим чтением могут быть разными:
- ребенок плохо слышит и не воспринимает все сказанное, в том числе и звуки;
- расстройства экспрессивной речи и рецептивное языковое расстройство, когда дети с трудом понимают услышанные ими слова и не могут их использовать для общения;
- дислексия – нарушение обработки речи в головном мозге, когда ребенок имеет сложности и с устной речью (переставляет слоги в словах, путает звуки), и с письменной;
- проблемы со зрением. Зрительное восприятие связано с речью и со слухом: их нейроны тесно переплетаются в головном мозге.
- Есть дети, которые читают совсем даже неплохо, но вот пересказать то, что они прочли, для них составляет сложность. Таким детям специалисты диагностируют специфический дефицит понимания прочитанного.
В общем – есть проблема, и есть разные способы ее диагностировать, но это уже дело специалистов. Нам же, родителям, остается только внимательно наблюдать за ребенком, и если появятся признаки, что у него возникают трудности с речью, с прочитанным текстом или с понятием прочитанного, то обращаться за помощью к профессионалам.
Признаки расстройства понимания прочитанного
Обычно такая проблема с текстами возникает только годам к 7-8, когда дети должны уже уметь четко строить предложения, понимать все сказанное и прочитанное им, самостоятельно читать и пересказывать прочитанное.
В 5-6 лет дети могут путаться в речи и не всегда находят подходящие по смыслу слова, читают еще не очень четко и правильно, а поэтому требовать от них понятного и стройного пересказа нет смысла.
От семи-восьмилеток же ожидается, что они, уже имея (по крайней мере, один год) опыт чтения, смогут проанализировать прочитанное и пересказать его. Проблема возникает тогда, когда ребенок в этом возрасте:
- не может выявить в прочитанном им отрывке основной смысл, выделить главных героев и не понимает идеи всего контекста;
- не всегда может сходу прочитать вроде бы уже знакомое ему слово и понять его значение;
- читает безо всякого удовольствия, как говорят в таком случае – «из-под палки» и, прочитав текст, не может на нем сосредоточиться и пересказать;
- имеет при чтении небольшие интонационные отклонения. Например, неправильно ставит ударения в словах или не в том месте предложения повышает или понижает голос. То есть, читать ребенок читает, но неправильно, потому как во время чтения ему не удается уловить смысл предложения;
- не может долго и сосредоточено читать большие тексты. Все время отвлекается и часто задает вопросы не по существу.
Конечно, как говорят педагоги, всегда найдется парочка таких детей, которым и само чтение и смысл текста будут просто неинтересны или непонятны. Зачастую это дети из весьма неблагополучных семей, родители которых мало занимались пополнением словарного запаса у ребенка. Но все же большинство ребятишек, которые имеют такое отклонение в понимании прочитанного – это дети, требующие внимания и специального обучения.
Чем можно помочь детям с проблемой понимания прочитанного
Самое ужасное во всех этих историях – это то, что дети порой вынуждены бороться со своей проблемой в одиночестве. Не у всех педагогов достаточно квалификации, чтобы понять и распознать таких детей сразу. Что уж тут говорить о родителях? Плохие оценки за неуспеваемость только усугубляют ситуацию. Ребенка с одной стороны прессуют некомпетентные педагоги, а с другой родители, которые видят в нем лишь лентяя, лоботряса и двоечника.
Ребенок будет стараться из всех сил, но это мало ему поможет. Ведь он и сам не понимает, почему так получается, а объяснить и поддержать его некому. В конце концов, он начинает думать о себе как о неудачнике и, опуская руки, запускает и учебу и соответственно – дисциплину.
Родители, не пренебрегайте первыми «звоночками» в трудностях с чтением, обращайтесь к педагогам, выясняйте причину, ведите ребенка на диагностику. Своевременное обращение поможет и вам, и самому малышу понять свою проблему и начать с ней бороться.
Некоторые стратегии в воспитании и в организации учебы помогут родителям лучше справиться с этой задачей и помочь ребенку с нарушениями чтения и пониманием прочитанного.
- Использование так называемых графических органайзеров призвано улучшить обучаемость. Что такое графический органайзер? Это целый набор визуальных диаграмм, которые помогают ребенку научиться понимать и запоминать текст. Например, запись на отдельный листок главных (и второстепенных) героев с их характеристиками, основных (и вспомогательных) событий и ключевых моментов в произведении. Связь между героями и событиями обозначаются стрелками.
- Индивидуальные занятия по чтению помогут ребенку научиться сосредотачиваться на тексте и не отвлекаться.
- Специальные задания и упражнения на развитие понимания прочитанного.
- Обучение риторике или устной речи, которая включает в себя уроки лексики, навыков образного мышления и образности речи, упражнения по пониманию письменного слова.
Как видим, тут все серьезно, и без специфической консультации со специалистом не обойтись. Именно он должен давать родителям инструкции для правильной организации таких занятий.
От самих же родителей в свою очередь требуется большое терпение, спокойствие и доброжелательность по отношению к ребенку. Дети, страдающие такими расстройствами, должны быть уверены в том, что им хотят помочь и сами должны хотеть справиться со своей проблемой. Только в этом случае будет гарантирована успешная помощь, при которой учеба у таких деток не будет хромать.