Социализация важна и полезна и для детей, и для взрослых. Постоянно находясь в обществе себе подобных, мы просто не можем не сталкиваться каждый день с другими людьми и не контактировать с ними. Даже просто пойти к соседям и попросить их не шуметь по вечерам, и то для этого необходимо уметь применять определенные навыки общения. И далеко не все взрослые, кстати, могут вежливо договариваться не только во многих конфликтных, но и даже в обычных ситуациях. А уж про детей-то, которые еще только вступают в общественную жизнь, и говорить нечего.
Важность социальных навыков для детей
Первое, что приходит на ум, когда читаешь этот заголовок, это адаптация ребенка в садике, а потом уже в школе и в других сферах. Ну, например, во дворе дома. Но вот ведь что интересно: начинать прививать навыки социализации нужно еще до детского садика, то есть до того, как малышу исполнится 2,5-3 года. И уроки эти начинаются уже и в семье, и как раз-таки во дворе, куда мама выводит свое чадушко погулять.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Если не учить ребенка взаимодействовать с другими ребятишками или с чужими для него взрослыми заранее, то о легкой адаптации в детском саду лучше сразу забыть. Коллектив сверстников и незнакомые тетеньки- воспитательницы просто выбьют психику ребенка из привычного для нее уклада жизни, домашнего уюта и чувства защищенности. А это чревато и нервными срывами, и истериками, и прочими неприятностями – прежде всего для самого малыша, но и для всех домашних тоже.
Социализация в садике может проходить практически безболезненно в самом нежном возрасте – примерно в полтора года, когда малыш только еще начинает интересоваться чем-то (или кем-то) еще, кроме мамы. Но ведь редко кто сегодня отдает своего «птенчика» или «зайку» в садик в этот период. Это раньше мамы отдавали ребенка в полгода в ясли, чтобы выйти на работу, а сегодня времена и законы другие, и многие мамы сами хотят и могут заниматься своими кровиночками.
Некоторые состоятельные семьи даже в сад предпочитают не отдавать ребенка, только бы не травмировать его нежную психику общением со сверстниками, которые «мало ли чему там научат невинное дитя». Да и доверия воспитателям в последнее время поуменьшилось. Мамы боятся, что ребенка уведут маньяки прямо из-под носа безалаберных «воспиталок», а те и не заметит. А то еще хуже – начнут сами измываться над дитем. Но это тема другая, и ее мы обсудим в следующий раз.
А ведь учиться адаптироваться в обществе ребенку все равно будет нужно. Впереди – школа, вуз, учреждение, где он будет работать, и везде будут люди, с которыми ему нужно как-то договариваться и взаимодействовать. Так что чем раньше начнется обучение (то есть привитие социальных навыков) – тем лучше для самого ребенка.
Итак, какие же шесть основных навыков социализации необходимо знать детям, чтобы чувствовать себя в современном обществе как рыба в воде?
Умение делится
Готовность поделиться с другими сладостью, игрушкой, книжкой, знаниями всегда помогает сохранять дружественные контакты со сверстниками. Этот навык в принципе присущ детям уже от рождения. И «годовасики», и двухлетки легко дают укусить маме печеньку или подержать свою игрушку дедушке, но только если они уже насытились или наигрались сами. Срабатывает же тут не ребячья жадность, а природный инстинкт, который говорит им, что нужно сначала накормить и обеспечить комфортом себя.
Но начиная лет примерно с трех (время детсада!), дети все реже становятся столь щедрыми к другим, и выпросить у них что-то или попросить поделиться с кем-то становится весьма сложно. Эгоизм и чувство собственичества обычно перевешивают.
Но если с ребенком работать в этом направлении и все время учить его делиться с другими, даже если мало самому, то к школе вполне можно добиться положительных результатов. Ребенок, который уважительно относится к другим, будет чувствовать себя внутренне комфортно и ценить то, что он делает приятное другим.
Чтобы малыш начал делиться с другими детками, его нужно постоянно к этому понуждать, хвалить его желание поделиться, постоянно обращать его внимание на такие поступки со стороны других детей, читать с ним книги на эту тему и смотреть подобные мультфильмы.
Умение сотрудничать с другими
Этот навык помогает ребенку осознать, что в одиночку он мало чего может добиться, тогда как, работая в команде, он сможет сделать многое. Уже в песочнице, играя со сверстниками или ребятами постарше, малыш должен усваивать, что строить башню лучше всем вместе, чем одному. И если к этому навыку добавить еще и умение делиться, то результат такого сотрудничества будет налицо – башня из песка будет крепче, больше и красивее, чем если бы он делал ее в одиночку.
А уже в три года, когда малыш отправится в садик, в коллектив сверстников, он будет осознанно стремиться к дружескому взаимодействию, чтобы чувствовать себя комфортней и спокойней в новой для него обстановке.
Дома же родители должны привлекать ребенка к домашним будничным хлопотам, например, положить в машинку грязное белье, или собрать свои игрушки, или отнести чашку в раковину. Быстрее управитесь с делами, раньше будет возможность пойти погулять.
Умение слушать и слышать
Дети (если они не глухи от рождения), хорошо слышат, но не все умеют слушать, что им говорят старшие. Слушать – это не значит улавливать слова одним ухом и выпускать их в другое, это значит запоминать и анализировать сказанное. Такой навык отлично помогает в учебе, а потом и в работе. Ведь чтобы усвоить материал или выполнить какое-то задание, ребенок должен научиться воспринимать услышанное, уметь улавливать суть и обдумывать информацию.
Привить такой навык просто. Когда будете читать ребенку книжку или проводить с ним обучающие занятия, всегда задавайте вопросы по тексту или по заданию, чтобы понять, насколько ребенок воспринял информацию и как он ее запомнил и усвоил.
Кстати, помочь научить ребенка слушать о том, что ему говорят взрослые, поможет и зрительный контакт. Не все детки могут смотреть в глаза другим, когда им что-то внушают или рассказывают. Но именно зрительный контакт помогает детям начать прислушиваться к словам, замечаниям или просьбам других. Так что есть смысл хвалить ребенка за умение смотреть в глаза собеседнику.
Важный навык следовать инструкциям и правилам
Дисциплинированный и умный человек никогда не станет переходить дорогу в неположенном месте, осознавая опасность своих действий. Люди, конечно же, любят нарушать всякие правила и не любят быть дисциплинированными, но ребенку с детства нужно внушить, что есть вещи, которые даются не просто для ограничения свобод, а для безопасности и его, и окружающих людей. И если не следовать им, то можно навлечь беду на себя или своих ближних.
К тому же умение следовать советам и правилам внутреннего распорядка помогут малышу легче адаптироваться в саду и в школе, где существуют свои правила поведения и взаимоотношений.
Игры, которые основаны на определенных (строгих) правилах или конструктор с инструкциями отлично помогут понять малышу важность этого социального навыка. Похвала за своевременно выполненные просьбы родителей также помогает малышу быстро усвоить правила, которые необходимы выполнять.
Личное пространство и умение его уважать
Уважать, конечно же, нужно не свое личное пространство, но личное пространство других. Ребенок должен понимать, что он не имеет права врываться в спальню к родителям или в комнату старшей сестры (брата), если дверь туда закрыта. Научите его стучать и спрашивать разрешения войти. Вещи, которые принадлежат не лично ребенку, также должны быть под табу. Дети обязаны понимать, что чужое брать нельзя, так же как нельзя совать нос не в свои дела, подслушивать или подглядывать за другими, вмешиваться в чужие разговоры и проявлять ненужную (разрушительную) инициативу.
Да, бывали случаи, когда ребенок, желая сделать маме приятное, рисовал на стене в ее спальне разные картинки. Ладно бы у себя в комнате, а то… Ну, да ладно. Тут, наверное, просто нужно было ребенку выделить место для творчества.
Так что, родители, если желаете, чтобы дети не лезли в ваши постели или уважали личное пространство бабушкиной комнаты, просто создайте им условия для их личного пространства в доме и обговорите все «можно» и «нельзя» с малышом.
Вежливость и хорошие манеры
Представьте, что в гости к семье пришел некто взрослый и стал все трогать руками, двигать мебель, заглядывать во все комнаты и углы, ходить на кухню и сам себя угощать из вашего холодильника. Неприятная картина. Но почему-то редко кто из родителей будет одергивать своего ребенка, если он станет вести себя в гостях подобным же образом. Ах, это детская непосредственность! А между тем это не непосредственность, а невежливость и хамство по отношению к хозяевам дома.
Уже в малом возрасте нужно научить ребенка не только вежливым словам, но и вежливому и уважительному отношению к другим. Главное, когда учите этому навыку, – покажите пример ребенку и сами будьте и с ним, и с другими людьми вежливы и воспитаны.
Как видим, в социализации ребенка нет ничего сложного. Нужно просто быть с ним рядом, показывать, в том числе и на собственном примере, рассказывать, следить и подсказывать, как нужно правильно себя вести в обществе и как общаться с другими людьми.