Нужны ли детям домашние задания – это вопрос из разряда вечных. Дискуссии на эту тему велись всегда: и в Советском Союзе, и сейчас. Спорили и педагоги, и ученые, и родители. И у каждого сорящего имелось собственное мнение на этот счет. Однако споры спорами, а пресловутый воз так и не сдвинулся с места. Школьникам как давали домашние задания, так продолжают их давать и поныне.
Хорошо это или плохо? Давайте порассуждаем на эту тему с родительской «колокольни». И не только с родительской, но и узнаем точку зрения самих детей. Потому что – вот ведь какая забавная и печальная получается ситуация! Спорят – взрослые, а кряхтят и пыхтят над домашними заданиями – дети. И почему-то никто не удосужился спросить их мнение на этот счет. А они в этом споре – главные.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Плюсы домашних заданий с точки зрения взрослых
В основном такие плюсы выдвигают педагоги и ученые и гораздо реже – родители. Вот краткий перечень плюсов домашних заданий для детей – по мнению серьезных взрослых дядей и тетей.
- Выполняя домашнее задание, дети тем самым закрепляют пройденный материал. Методисты и педагоги-практики уверяют, что если не повторять пройденный на уроке материал, то 50-70% процентов дети забудут. А вот если выполнить домашнее задание, то уж тогда-то материал усвоится если не на 100%, то на 70-80 – точно. Без усвоения пройденных тем невозможно двигаться дальше, а, значит, вся учеба просто потеряет смысл.
- Домашние задания влияют на успеваемость. Существует множество исследований, в которых уверяется, что успеваемость детей, которые регулярно выполняют домашние задания, на 30-40% выше по сравнению с теми учащимися, которые домашних заданий не выполняют.
- Справедливо замечено, что когда ребенок учится в школе, то вместе с ним, так или иначе, учатся и его родители. В самом деле: они контролируют успеваемость ребенка и в курсе всех его успехов и неудач. А как контролировать, если ребенок не выполняет домашнего задания? Постоянно общаться с педагогом? Вряд ли у родителей хватит времени и сил на такое общение – особенно на постоянной основе.
- Выполняя домашние задания, ребенок вырабатывает в себе такую важную привычку и черту характера как самоорганизация. А, кроме того, он учится быть самостоятельным, умело распределять время, быть самокритичным. Все это ребенку очень поможет в дальнейшей жизни.
- Есть и дополнительные аргументы на этот счет:
- есть много детей, которые плохо воспринимают информацию на слух и гораздо лучше – глазами. Таким детям полезнее прочитать о чем-то в учебнике, чем услышать от учителя. На уроке это сделать невозможно, а можно лишь в домашних условиях. То есть, выполняя домашнее задание, ребенок усваивает то, что не смог освоить на уроке;
- не восприняв информацию на слух, дети часто стесняются переспрашивать учителя. К тому же, педагоги обычно не поощряют бесконечных уточняющих вопросов, так как они ограничены жесткими временными рамками урока;
- каждый ребенок усваивает информацию по-своему, и «достучаться» до каждого учащегося педагог не в состоянии. А домашнее задание – это индивидуальный способ усвоения знаний. То есть, в этом случае ребенок усваивает информацию в соответствии с особенностями своей психологии, интеллектуального уровня и темперамента.
Вот потому-то, по мнению педагогов и ученых мужей, без домашнего задания ребенку не обойтись никак.
Минусы домашних заданий с точки зрения взрослых
О минусах домашних заданий также говорится много: и учеными, и педагогами, и, особенно, родителями. И аргументы их очень серьезны.
- Выполнение домашних заданий вредит детскому здоровью:
- дети засиживаются над домашними уроками, и у них не остается времени на прогулки и занятия спортом – то есть, на то, чтобы заняться своим здоровьем;
- из-за выполнения домашних заданий дети мало спят;
- из-за слишком долгого сидения над учебниками и тетрадками у детей вырабатывается близорукость, развивается гастрит и даже язва, нарушается осанка, появляется хроническая усталость и как следствие, стрессы и нервные заболевания.
- Домашние задания отбирают время. У детей практически не остается времени ни на что другое. Спортивные секции, кружки, занятия по интересам, общение с друзьями – все это лишь урывками и от случая к случаю. О каком полноценном и гармоничном развитии здесь можно говорить?
- Выполнение домашних заданий идет вразрез с особенностями детской психологии. Ребенок – существо неусидчивое и подвижное, ему надо много двигаться, так как именно движение – это основной способ постижения ребенком мира и жизни. А о каком движении может идти речь, когда выполняются домашние задания? Там, наоборот, главное условие – неподвижность. И, кроме того, ребенок так устроен, что слишком большой объем информации за один присест он просто не усвоит. Малыши начинают уставать и отвлекаться уже через 20 минут, а подростки могут неподвижно просидеть за столом не больше полутора часов.
- Домашнее задание практически никак не влияет на успеваемость. На этот счет существует множество доказательств.
- Домашнее задание – это в большинстве случаев унылая зубрежка, а вот жизни оно не учит. Школьное обучение вообще очень оторвано от жизни, там в большинстве случаев лишь теория. Постигать жизнь во всем ее многообразии дети, по идее, должны после школы. Но в этом им мешают домашние задания, которые, по сути, все та же оторванная от жизни теория. Ведь ни для кого не секрет, что большинство из того, что дети изучают в современных школах, им никогда не пригодится в реальной, практической жизни. Так когда же детям постигать жизнь, когда и в школе, и дома – сплошная, образно выражаясь, «теорема Пифагора»?
- Домашние задания портят отношения в семье. Они – почва для постоянных конфликтов между детьми и родителями и причина множества стрессов:
- родители постоянно «понукают» детей, заставляя их выполнять домашние задания, дети огрызаются в ответ и даже – начинают тихо (а то иногда и громко) ненавидеть родителей. Какой уж тут мир между родителями и детьми, и какая уж тут любовь;
- родители практически ничем не могут помочь детям в выполнении домашних заданий. Учебная программа сейчас – совсем другая, родители мало что в ней смыслят, да и правильно объяснить ребенку, как нужно выполнять то или иное действие, они не в состоянии. Все-таки мамы и папы – это не педагоги;
- и все это – постоянная причина для ссор, обоюдных стрессов и прочих семейных трагедий. А не было бы домашних заданий – не было бы и трагедий.
Спросим у детей…
Вряд ли найдется такой родитель, который, не лукавя, станет утверждать, что его ребенок выполняет домашние задания с удовольствием. Для детей это тяжелая повседневная обязанность, и ничего больше. По сути, учителя запихивают в домашнее задание все, что не успели объяснить детям на уроке. Дети все это чувствуют и понимают, оттого и длится из года в год и из поколения в поколение детский саботаж. Почти никто не хочет выполнять домашних заданий!
И это вовсе не потому, что дети – ленивые и безответственные. Главная причина здесь – детская усталость. Вот – типичный день любого школьника:
- учеба в школе – 5-7 часов;
- выполнение домашних заданий – 3-4 часа;
- помощь родителям – 1-2 часа (а в селах – еще больше).
Итого – каждый день ребенок загружен работой 10-13 часов! И работа эта – тяжелая, изматывающая, ибо учиться, как известно, очень тяжело. А если к этому добавить всяческие музыкальные школы, студии, кружки, которые тоже – работа? Это сколько же часов ежедневно ребенок трудится! Как говорится, не всякая лошадь выдержит такой объем работ!
Думают ли высоколобые дяди и тети, сочиняя свои диссертации, над этими ужасными цифрами? Думают ли об этом педагоги, ежедневно нагружая детей столь тяжелой работой? Что-то не верится… И это уже не говоря о том, что существует масса законов, ограничивающих детский труд. Хоть кто-нибудь, хоть где-нибудь, хоть как-нибудь заикнулся об этих законах? То-то и оно…
Так что не надо говорить, что наши дети, говоря «нет» домашним заданиям – тупицы и лентяи, и не хотят учиться. А, может быть, они просто устали?