Как известно, дети – большие выдумщики и фантазеры, и потому написать с ребенком сказку в принципе сложности не составит. Кто-то из родителей наверняка спросит: а зачем это надо – писать сказку с ребенком? Интересный вопрос, с ответа на который я и начну свою статью.
Зачем ребенку писать сказку
Не буду говорить о важности роли сказки в воспитании детей, я об этом уже рассказывала в статье «Игры и сказки: как они помогают развивать и адаптировать малыша». Читать детям сказки нужно обязательно и постоянно. Нет времени? Да не может быть! Читайте перед сном, в транспорте, во время приема пищи (не своей, а малыша). Это намного лучше и полезнее, чем просмотр мультфильмов во время еды. Не можете читать сами, скачайте аудиокниги, их сейчас много и всяких разных.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Мультфильмы, в отличие от сказок, не развивают воображение ребенка – и этот факт подтвердит любой психолог. Зрительное восприятие задевает совсем другие отделы головного мозга. Нет, мультики – это неплохо, и их тоже нужно смотреть. Но дозированно, в отличие от книг, которые полезны в любом количестве, потому как намного разнообразнее и по сюжетам, и по стилю изложения.
Но у детей, как бы там ни было, воображение и мышление работает не как у взрослых, и им просто жизненно необходимо выплескивать свои эмоции и переживания наружу. Детская импульсивность (даже у самых спокойных и внутренне сдержанных ребятишек) всегда ищет, куда бы и во что бы ей вылиться. Поэтому ребенок творчески более активен, чем взрослые, которые реализуют себя в работе, домашнем быте, в воспитании детей и прочих жизненных ситуациях.
Детское воображение, какой бы эмоцией или чувством оно не было вызвано – страхом, любопытством, хорошим настроением, грустью – требует выхода. Вот почему дети так любят рисовать, лепить, строить, рассказывать разные истории, ими же и придуманные.
Не так давно прочитала в интернете историю восьмилетнего мальчика, который написал книгу. Не в полном, конечно же, понимании этого слова, но так, как он это понимает. История, им придуманная, получилась довольно объемистой, страниц за сто в толстой тетради, и ребенок (вот интересный факт!) решил ни слова не говоря родителям о своем произведении, отнести его потихоньку в местную детскую библиотеку, куда был записан, и проверить, как ее воспримут другие читатели его возраста. Втиснув свою самиздатовскую книжку между другими библиотечными изданиями, стал ждать результата. Но детского терпения надолго не хватило, и он все-таки рассказал родителям о своей тайне. Те, конечно же, поспешили вернуть шедевр сына как реликвию в семью, но узнали, что это не так-то просто, потому как за этой книгой в библиотеке уже образовалась длиннющая очередь из желающих прочитать необычное произведение.
Вот и ответьте теперь сами на вопрос – зачем ребенку писать сказки? Нет, не для славы самого ребенка и родителей «гения», а для того, чтобы малыш смог реализоваться и высказать все то, что у него накипело внутри. И не думаю, что тот мальчик вообще смог бы написать хотя бы пару связных слов, если бы не любил читать книги. В библиотеку ходят ведь не мультики смотреть.
Если ребенок проявил фантазию и сам выдумал историю, пусть даже неказистую и не очень стройную по сюжету – долг родителей не отмахиваться и не говорить, что это «все глупости и нечего тут выдумывать всякую ерунду», а внимательно прислушаться к детским словам. В сюжете наверняка найдется то, что волнует ребенка и что он хочет сказать о своем внутреннем мире и своих переживаниях. А это значит, что он не выдумал все, а рассказал, на понятном ему языке о том, что его волнует.
Поэтому-то взрослым и нужно помогать детям, придумывать и даже записывать сказки.
Как помочь ребенку написать сказку
Почему сказку? Да потому, что это самый первый жанр в прозе, с которым сталкивается ребенок с раннего возраста. До сказок он мог познакомиться лишь с потешками, пестушками, колыбельными, но все они написаны в стихотворной форме и не несут большой информации. В сказках же есть сюжет, который ребенку нужно научиться воспринимать и осмысливать.
Для любого родителя не секрет, что именно сказка учит ребенка многим жизненным навыкам и помогает ему в социализации. И первые выдуманные малышами истории – это, конечно же, сказочные истории, где главными героями могут стать:
- уже известные ребенку герои других сказок;
- реальные, окружающие его люди – родители или другие родственники, друзья из группы детского сада, соседи;
- животные дикие и домашние;
- мультгерои;
- выдуманные ребенком персонажи, среди которых могут быть как добрые, так и злые герои.
Не всегда малыш обладает таким запасом слов, который бы помог ему высказать все свои страхи, огорчения, беспокойства или, наоборот, радости вслух. Родители, если они видят, что их дитя что-то беспокоит, обязаны помочь ему. И для этого совсем необязательно вести ребенка к психологу. Чадо сможет легко рассказать родителям обо всех своих переживаниях и с помощью сказочных аллегорий, нужно только ему в этом немного помочь.
Конечно же, слово «написать» можно отнести не только к ребенку. Записать сказку могут и родители, если их малыш еще мал и/или не умеет писать сам большие тексты. Дети же вполне могут потом эту сказку проиллюстрировать своими рисунками и таким образом, через изобразительное творчество, выплеснуть свои эмоции. Есть несколько способов помочь написать ребенку сказку.
- В игровой форме. Изображать главных героев и разыгрывать сценарий могут и игрушки, и живые люди. То есть, нужно предложить ребенку ролевую игру, где он самостоятельно будет распределять роли и строить сюжетную линию. Не стоит спорить с ним или навязывать свое виденье истории. Это даст возможность взрослым понять, что волнует ребенка и помочь ему справиться с проблемой по ходу сюжета.
- Предложите ребенку сочинить сказку, рисуя комиксы. Очень удобная форма для малышей, которые не умеют еще писать большие тексты. Да и нарисовать какую-то ситуацию или эмоцию для дошкольников проще, чем дать ее описание словами.
- Сказку можно рассказывать или писать по очереди. Предположим, первую фразу (например, «жили-были» или «однажды в одном королевстве») начинает взрослый, а ребенок уже придумывает главного героя и завязку сказки, затем передает сюжетную нить снова взрослому, а тот ее развивает так, как видит, но не раскрывая до конца ситуацию, и потом снова предлагает малышу продолжить. Финал же обязательно должен придумать ребенок. Таким образом, он сможет решить определенную задачу своего внутреннего конфликта и самоутвердиться.
- Взрослые могут предложить ребенку сочинить сказку полностью самостоятельно. Если дети еще плохо пишут, то пусть рассказывает историю вслух, а взрослый ее будет записывать. Помогать можно, но только если возникнут затруднения с подбором слов, но никак не в сюжетных поворотах. Все события в сказке ребенок должен выстраивать сам. Этот метод поможет не только выяснить, что у малыша в голове и в душе, но и пополнить его словарный запас, развить воображение, научить мыслить логически и самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях.
Но прежде чем ребенок примется за сочинение сказки, взрослые должны объяснить ему, по каким правилам она пишется. Нужно определиться с жанром и обсудить с детьми, какой она будет – страшной, веселой, волшебной, героической, приключенческой или бытовой. В сказке обязательно должны присутствовать:
- один или несколько главных героев, а это не только положительные, но и отрицательные персонажи, злодеи;
- второстепенные герои и герои (или предметы) помощники;
- главная сюжетная линия, которая будет зависеть от жанра сказки и которая проведет всех героев от начала повествования к его финалу.
В принципе, не стоит закручивать слишком уж мудреный сюжет. Начните с простой идеи, но несущей определенную практическую пользу для ребенка. Например, как избавиться от страха темноты, или как найти настоящих друзей, или почему нельзя обижать слабых.
Дети задают много вопросов взрослым, так как имеют еще очень небольшой жизненный опыт, и практически на каждый детский вопрос легко ответить сказочной историей. То есть, на наглядном и доступном для понимания ребенка примере – сказке – объяснить, как нужно себя вести в той или иной ситуации или как реагировать на незнакомые доселе чувства и эмоции, которые возникают в душе ребенка.