Многих родителей интересует вопрос, каковы признаки задержки речи у малышей. Иногда взрослых умиляет, когда маленький ребенок лепечет непонятно что, пытаясь что-то рассказать. Но правильно ли это – умиляться невнятным детским лепетом, или правильней будет начать волноваться по этому поводу? И когда, собственно, нужно начинать волноваться? Ведь наверняка есть какой-то предел в развитии детской речевой моторики, когда из стадии лепета ребенок переходит на внятную речь. Вот об этом и еще о том, какие признаки нарушения можно считать задержкой речи у малыша, мы и поговорим.
Почему происходит задержка речи
Дети коверкают слова, переставляют слоги, невнятно проговаривают звуки, и получается иногда так умилительно и смешно, что взрослые просто не замечают реакцию самого ребенка на свою речь. Скажите, вот кому из дядь и теть понравится, когда они будут пытаться кому-то объяснить что-то важное, а их просто не будут понимать, словно они иностранцы и говорят на непонятном, но смешном для нашего слуха языке? Конечно же, это будет их сердить, обижать и вообще вызывать явно не восторженные чувства.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Так и у детей. Если взрослые их не понимают, они или расстраиваются, или злятся, а это приводит к различным реакциям: к замыканию в себе, к агрессивному поведению, а в дальнейшем – к различным психологическим и даже психическим факторам и нарушениям. Поэтому весьма важно вовремя обратить внимание на задержку речи у малышей и обратиться к помощи специалиста.
Нарушить же развитие речи у малыша могут такие проблемы, как:
- врожденные физические недостатки малыша. Например, короткая уздечка языка или расщелина нёба. Обычно такие вещи замечаются и выявляются во время осмотра у педиатра или стоматолога, но иногда их могут и пропустить;
- детская речевая апроксия – заболевание, а вернее, неврологическое расстройство (на уровне головного мозга), которое влияет не только на речь, но и на моторику, потому как задевает и мышцы лица (на языке, губах, челюсти). Иногда это врожденный дефект, а иногда он появляется в результате физической травмы;
- задержка в общем развитии. Здесь у каждого ребенка свои причины. То есть все дети, конечно же, развиваются по-разному, но есть определенные возрастные параметры в педиатрии, которые и определяют уровень развития ребенка на разных этапах. И если происходят проблемы с речью, когда ребенок вообще не говорит или говорит, но мало, когда он не понимает, что говорят ему другие и при этом проявляет мало эмоций – это становится предметом обследования для выявления причин таких задержек;
- плохой слух. Как известно, речь и слух связаны между собой. И если у ребенка возникают проблемы со слухом (а причины тому могут быть самые разные – от физической травмы и врожденного дефекта до инфекционного заболевания), то нарушается и речевой аппарат. Обычно инфекции у малышей легко выявляются и лечатся педиатрами и ЛОР-врачами, но если они запущены или повторяются слишком уж часто, то есть риск, что это повлияет и на речь.
Как видим, все системы внутренней коммуникации связаны между собой и с головным мозгом и зависят друг от друга, поэтому любое нарушение в этом направлении затруднит передачу информации от мозга ко рту и нарушит речь.
Конечно, задержка речевого развития на определенном этапе роста ребенка не говорит и о его задержке в физическом плане. Но если родители наблюдают физическое и психическое отставание малыша от большинства его сверстников, то невнятная речь однозначно будет указывать на проблему, которую необходимо незамедлительно решать.
Что указывает на потенциальную задержку речи у ребенка
Надо сказать, что самые первые признаки задержки речи можно уже наблюдать с рождения до года или полутора лет. Они, правда, будут больше связаны со слухом, чем с самой речью, но, как уже было сказано, слух и речь всегда взаимосвязаны.
В этом возрасте (от рождения до 18 месяцев) родителям необходимо обращать внимание на такое поведение как:
- отсутствие реакции ребенка на резкий звук или на любой звук или речь в принципе – на журчание воды, хлопки, смех, пение и т.д.;
- нежелание или неумение задерживать взгляд на ком-то или на чем-то, намеренное отведение глаз от того, кто с ним разговаривает;
- подозрительная молчаливость ребенка, когда он не издает различные звуки, не гулит, не пытается подражать словам взрослых, не показывает, как мычит коровка или лает собачка;
- нежелание или непонимание, что нужно производить обычные для его возраста жесты и движения. Например, не указывает на предмет пальцем или не машет рукой, когда с ним прощаются;
- частый обиженный плач или малыш нервничает, когда ему хочется, чтобы его поняли, но при этом не пытается объяснить, что он хочет.
В возрасте примерно от полутора до двух лет признаками задержки речи могут быть:
- низкая эмоциональность ребенка. То есть, когда он вяло реагирует на то, что его ругают или не слишком радуется новой игрушке, не проявляет любопытства ко всему новому;
- нежелание смотреть в глаза собеседнику, рассеянность, незаинтересованность, нежелание общаться со сверстниками;
- заторможенная реакция, когда по просьбе взрослых ребенок не показывает на предмет, ему нужный, или на человека, или на изображение чего-либо;
- нежелание привлекать к себе внимание звуком, либо жестом или нежелание общаться вообще с кем бы то ни было.
Обычно детки от 2 до 3 лет уже вполне могут:
- связно общаться и строить небольшие предложения из 2-3-4 слов;
- учить короткие стишки и песенки;
- называть знакомые им предметы;
- слушать песенки, сказки, разные истории, смотрят детские передачи;
- постоянно стараются пополнить свой речевой запас новыми словами;
- различать и называть некоторые цвета, формы, и понятия типа «большой-маленький», «смешно-грустно».
Если малыш всего этого не умеет и не стремится к обучению, если родителям или другим взрослым трудно понять ребенка, тогда как похожих проблем с другими детьми его возраста не существует – это будет говорить как о проблемах в общем развитии, так и о задержке речи.
Серьезные причины задержки речи
Другими причинами, которые могут нарушить или задержать развитие экспрессивной речи, могут быть проблемы в центрах головного мозга, отвечающих за обработку речи, которые нарушают связь между словами и образами. Это такие заболевания и расстройства как:
- ДЦП;
- аутизм;
- нарушения когнитивной системы;
- недостаточное питание;
- плохое кровообращение в головном мозге;
- преждевременные роды и низкий вес младенца при рождении;
- вредные привычки родителей – курение, алкоголизм, наркомания;
- генетические и наследственные заболевания;
- любые повреждения головного мозга во время родов или после них, типа инсульта или черепно-мозговой травмы.
Однозначно, что такие вещи видны уже в самом раннем возрасте и требуют либо лечения, либо признания ребенка инвалидом. Но если причины задержки речи не являются следствием серьезных пороков и заболеваний, то речь следует начать развивать с помощью игр, чтения книг, практических логопедических занятиях и развития мелкой и крупной моторики. Но это уже немного другая тема, о которой мы еще поговорим с читателями.