Игры и сказки: как они помогают развивать и адаптировать малыша

Игры, сказки и как они помогают развивать и адаптировать малыша Дети

Игры и сказки для маленьких деток играют в познании мира ту же роль, что и освоение профессии для взрослых людей – теория идет рука об руку с практикой. Единственное (но, на мой взгляд, существенное) отличие – у взрослых за плечами есть хоть какие-то знания и опыт, а у малышей их нет.








Игра и сказка: схожести и отличия

Не думаю, что кто-нибудь из родителей задавался когда-то таким вопросом: чем различаются игра и сказка. Сказки обычно рассказывают, смотрят или читают, а игра – это определенное действие.
Но как же тогда быть с интеллектуальными играми, где важно не действие, а конечный результат? Ведь люди получают его путем логических умозаключений, математических действий или словестных (буквенных) перестановок.

И еще нюанс. Это у нас, взрослых, есть понимание, чем отличаются сказки и игры от реальных жизненных ситуаций. У детей такого понимания нет. Потому как нет опыта, и им не с чем сравнивать себя или свои действия, кроме как с тем, что они видят, чувствуют и делают в данный момент. Опыт приходит со временем и только когда это время заполняется действием, эмоциями – своими и чужими, ситуациями, в которых нужно делать выбор (совершать действие), и желательно правильный.
Дети учатся жить. А учиться проще на чужих примерах и на подражании взрослым.

Игры и сказки в развитии малыша

Сказкотерапия и игротерапия

В этих терминах некоторых смущает слово «терапия». Между тем смущаться здесь нечему. Терапия – это лечение заболевания или снятие определенной симптоматики. В психологии сказкотерапия и игротерапия направленны на коррекцию поведения, развитие коммуникативных, двигательных, интеллектуальных навыков, устранение страхов и комплексов.

Веками люди придумывали и отрабатывали на практике разные сказки и игры. С помощью их детей учили мудрости жизни, правильному поведению в обществе, моральным правилам. Сказки и игры были естественны как свежий воздух, чистая вода или здоровая пища. Наверное, в этом и заключается их лечебная сила.
Но все написанное выше – это теория, которая известна и психологам, и педагогам, и опытным родителям. Как же дело обстоит на практике?

Учимся и познаем мир с помощью игры и сказки

Во всякой сказке и во всякой игре (как и в стихах) есть свой алгоритм, который помогает малышу следовать определенным правилам и совершать четкие (закономерные) действия. Причем неважно, какой вид восприятия информации у ребенка лидирующий. Он все равно будет направлять свою деятельность соответственно своему пониманию происходящего.

Как пример – сказка «Курочка ряба». Последовательность там такова:

  1. Рассказ о дедке и бабке. Они жили, и была у них Курочка ряба.
  2. Рассказ о Курочке. Снесла Курочка яичко.
  3. Рассказ о яичке. Оно было не простое, а золотое.
  4. Рассказ о действиях главных героев, связанных с яичком. Дед бил – не разбил, баба била – не разбила.
  5. Рассказ о неожиданном развитии события, о проблеме. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко задела, оно покатилось, упало и разбилось.
  6. Рассказ о горе. Дед и баба плачут.
  7. Рассказ о том, что все не так страшно, как кажется, и всегда есть, кому помочь и исправить ситуацию. Курочка их утешает и обещает снести более ценное (простое) яичко.

Следуя такому алгоритму, ребенок понимает, что все неприятности преодолимы, если рядом есть тот, кто тебя утешит и поддержит. С помощью сказки или игры, используя фантазию малыша и вышеприведенный алгоритм, легко научить кроху разным навыкам – самостоятельно кушать, одеваться, вовремя ходить на горшок.

Игры и сказки в развитии ребёнка

Изменяя сюжет сказки(той же «Курочки рябы») ребенок у меня учился кушать нелюбимый яичный желток. Фантазируя и вводя в сюжет вместо мышки коварного волка или хитрую лису, мы спасали от них дедушку с бабушкой, съедая волшебную «золотую» серединку яичка. А что делать? Сказка становилась реальностью. Приходилось действовать. В качестве волка выступала либо я, либо игрушка.

Такие приемы наглядно (в игре) и убедительно (сказка всегда убедительна для детей)показывают, что все преодолимо и одинаково воздействуют и на аудиала, и на кинестетика, и на визуала. Во время игр задействуются все чувства восприятия, и это помогает развивать их в равной степени.
Дети любят играть на уровне подсознания, и порой оторвать их от какого-то занятия, чтобы элементарно сбегать на горшок, очень сложно.

Приучая малышей к горшку, многие родители совершают ошибку – подсовывают этот предмет ребенку, когда он увлечен игрой или мультиками. Никогда так не делайте! Во-первых, деток просто необходимо сразу учить ходить в туалет в специально отведенных для этого местах – санузле или ванной (если она совмещена с санузлом). Но никак не в гостиной и не в игровой комнате! Исключением будет горшок в спальне, и то только в ночное время.

По опыту знаю, как сложно бывает отрывать от дела увлеченного игрой или другим занятием ребенка. Он может начать психовать или говорить, что ему не хочется… Но я-то вижу, что ему уже невмоготу, и он себя еле сдерживает, что чревато последствиями, о которых мы еще поговорим в другой статье. Но играть, так играть. Срочно хватаю его любимого плюшевого медведя (игрушечную собаку, или куклу) и «их» голосом начинаю кричать караул. Потом прошу отнести меня (то есть, медведя) срочно на горшок. Поверьте, помощь всегда приходила. Для ребенка помочь кому-нибудь (даже медвежонку) – это не игра, а реальность. Быстро бежим и садимся на горшки. И медведь, и малыш.

Кстати, приучая ребенка ходить на горшок после года, обязательно покупайте два этих предмета. В том числе, и для таких вот ситуаций.

Ребенок учится жизненным навыкам быстрее, если воздействовать на все его органы восприятия сразу. А для этого ему нужен пример. Не обязательно родителей или старших брата или сестры (если, например, малыш первенец в семье). Хорошей идеей будет завести ему «друга» среди игрушек. Не обязательно большого и плюшевого. Ребенку могут нравиться и маленькие лего-человечки. Пусть они все делают вместе: вместе по утрам идут умываться, вместе кушают (кормят друг друга из ложки), вместе бегают на горшок, одеваются, играют и гуляют, вместе ложатся спать.

Не надо бояться, что таким образом произойдет некая замена живого общения. Пока малыш не пошел в садик, такая игровая деятельность заменит ему общение со сверстниками. Не бойтесь создавать различные ситуации. Даже конфликтные. Дети должны с самого раннего возраста испытывать разные эмоции. И чем раньше вы будете через игру и сказку учить их, как правильно выходить из конфликтных ситуаций, тем проще им будет потом социализироваться в садике и школе.

Ролевые игры, когда сказочными персонажами становится и родители, и ребенок, помогают взрослым без всякого нажима, уговоров или даже скандалов добиться от малыша послушания. Воплощать фантазию и сказку в реальность можно начинать прямо с раннего утра. Сегодня малыш выбрал для себя роль непослушного колобка, завтра он захочет стать Иваном-царевичем (Василисой Прекрасной), а послезавтра Лунтиком или Крошем. Главное тут – поймать момент и направлять деятельность и поведение малыша в нужное русло.

Думаю, что у многих опытных родителей есть свое ноу-хау, как использовать игровые ситуации или сказку для приучения к горшку, к самостоятельному приему пищи или чтобы научить малыша одеваться самому. Поделитесь с другими мамами в своих комментариях. Практические советы всегда воспринимаются легче, чем теория. К тому же учиться всегда проще на чужом опыте. Взрослые в этом плане ничем не отличаются от детей.

Поделиться с друзьями

Я – журналистка и писательница (в то числе сказок и стихов для детей). Долгие годы работала частной няней. Кроме того, я сама мама троих детей. Хотелось бы поделиться с читателями и читательницами размышлениями и впечатлениями от общения с мальчишками и девчонками. Что-то вроде размышлений и наблюдений в духе «няни Мэри Поппинс». Буду рада, если они вызовут отклик в ваших сердцах.

Оцените автора
Мама может всё!
Добавить комментарий