Как определить, какой тип восприятия мира у ребенка, и для чего это надо

Как определить, какой тип восприятия мира у ребенка Дети

Не открою Америки, если скажу, что все люди по-разному усваивают информацию, и это происходит из-за индивидуальных особенностей восприятия мира. Дети – не исключение. Но они, в отличие от взрослых, еще только учатся адаптироваться и социализироваться в этом мире. И задача родителей (именно их, а не педагогов или психологов) помочь детям в этом. А для того, чтобы процесс был легким и естественным, нужно знать, каким образом ребенку легче воспринимать информацию.

Немного о восприятии

По роду своей деятельности я часто бывала в разных центрах и школах раннего развития (приводила туда на занятие воспитанников) и практически везде наблюдала такую картину. Преподаватель начинает занятия, включает музыку (песенку) и призывает малышей потанцевать. Она совершает некие движения, просит повторять их за ней. Кто-то из деток делает попытки копировать. Другие танцуют просто в такт музыке, не обращая внимания на преподавателя. Но всегда находились один-два малыша, которые просто стояли, прижавшись к маме, и наблюдали за действом. Или вовсе (кто пошустрей и самостоятельней), отправлялись исследовать комнату для занятий, полностью игнорируя призыв преподавателя и уговоры мамы присоединиться к всеобщему веселью. Ну не интересно малышу танцевать!

Лучшее в телеграм: посмотреть

И так весь урок. Меняются задания, меняется активность детей, заинтересованных (или не заинтересованных) в том или ином действе. И дело не в том, стеснительный малыш или общительный, активный или спокойный. Ведь не желая танцевать или прыгать под музыку, он вполне быстро и четко выполняет задачи, связанные с магнитными досками, карточками, рисунками. Или ему легко даются задания, связанные с конструированием или с мелкой моторикой.

Родители, у которых детки ведут себя подобным образом – это вам первый звоночек. Обратите внимание не на характер ребенка (даже если малыш спокойный, ему вполне будет нравиться двигаться под музыку), а на его предпочтения в играх и занятиях.

В теории это звучит так…

Всех людей психологи давно разделили на три основные категории:

  • аудиалов – тех, кто хорошо воспринимает и усваивает информацию на слух;
  • кинестетиков – воспринимающих окружающую действительность посредством вкусовых и тактильных ощущений;
  • визуалов – лидирующим органом восприятия у которых является зрение.

Есть еще так называемые дискреты (у которых логическое восприятие информации), но их очень мало и среди взрослых, а уж среди детей-дошкольников так и вовсе почти нет.

Особенность лучше воспринимать информацию тем или иным органом дается нам от рождения. Но это не значит, что в мире существуют чистые (по своей природе) визуалы, чистые аудиалы или чистые кинестетики (все психологи вам скажут то же самое). Просто какая-то особенность восприятия у человека более развита по сравнению с другими.

Скажу банальность, известную всем. Ребенок начинает слышать звуки еще до рождения. Ощущать (тактильно) – сразу же, как родился. А вот зрение, хотя оно и развивается постепенно (в течение первого года) – играет в последующей нашей жизни даже большую роль, чем ощущения.какой тип восприятия мира у ребенка: визуал

Если говорить в теории, то малыши-визуалы:

  • любят смотреть яркие, цветные картинки, мультики;
  • наблюдают за действиями других людей, работой, игрой, поведением животных, явлениями природы;
  • сами редко принимают участие в подвижных коллективных играх;
  • при общении со знакомыми людьми всегда смотрят в лицо и часто в глаза;
  • выражая эмоции или рассказывая о своих чувствах, используют термины, связанные с цветом или неактивным действием.

какой тип восприятия мира у ребенка: аудиалДети-аудиалы:

  • обожают все, что связанно с музыкой и звуками (кричаще-пищащие, музыкальные игрушки);
  • любят слушать аудиосказки или просто, чтобы им читали вслух, легко при этом запоминая сюжет;
  • очень эмоциональны, когда о чем-то рассказывают и часто используют слова, связанные с движением;
  • не очень любят зрительный или тактильный контакты и при общении даже с родными часто смотрят в сторону.

какой тип восприятия мира у ребенка 1Для деток-кинестетиков свойственно:

  • общаться и выражать свои эмоции прикосновением;
  • выбирать активные игры и занятия, связанные с конструированием;
  • при описании своих ощущений часто пользоваться словами, означающими движение и чувство.

Как на практике

Как я и говорила – нет чистых по своей природе визуалов, кинестетиков или аудиалов.

Малыши, у которых хорошо развито зрительное восприятие, очень часто (по моим наблюдениям) любят, как и дети-кинестетики, что-нибудь собирать (мозаику, пазлы или кубики с картинками). Особенно, если это дает им визуальный результат. Сложил – получился цветочек, слоник, домик… Таких малышей, наряду с детьми-кинестетиками, родители смело могут направлять в школу раннего развития, где практикуется хорошо известная всем мамочкам система Монтессори.

Кинестетики (опять же, по моим наблюдениям) не прочь позаниматься с цветным пластилином или нарисовать большую картинку яркими красками. Им одинаково интересны будут занятия в художественной школе и гимнастикой (аэробикой), спортом и танцами.

Аудиалы легко обучаются танцам (движениям), но только таким, которые им ближе по духу. Если ребенок спокойный, но ему нравится музыка, то родителям не стоит отдавать его на занятия спортивными (или народными) танцами. Они требуют активности в движении. Попробуйте бальные. Они легче будут осваиваться детками со спокойным характером.

Почему стоит присмотреться к ребенку внимательней

Как определить, какой тип восприятия мира у ребенка в 3 годаВ России нет идеальной программы школьного обучения, которая бы подошла одинаково хорошо для всех детей. С этим явлением я столкнулась еще в первой половине 90-х, когда моему сыну пришлось два раза пойти в первый класс. В 6 лет он учился чтению, математике и письму по программе, которая ему, как кинестетику, подходила идеально. А потом мы переехали в другой город, и вот тут нас ждал сюрприз. Программа, по которой он занимался прежде, есть только в одной школе города. И добираться до нее было нереально далеко. Пришлось идти в гимназию с другой программой обучения, и тут-то мы намучились. Мало того, что там его переучивали всему заново, но и воспринимать информацию на слух ему оказалось ой как сложно. Несмотря на его усидчивость и спокойный характер. Но мы справились!
Сегодня найти школу недалеко от дома с подходящей программой проще. Но подходящей для кого? Для родителей или для детей?

Родители школьников, сознайтесь, многие ли из вас обращают внимание на такую вещь, как восприятие школьной программы ребенком.

Школу часто выбирают по другим критериям.

  1. Удобное расположение (рядом с домом).
  2. Адекватная оплата образовательных услуг (дешевле, чем в соседней гимназии).
  3. По рекомендации знакомых («такая классная школа», «отличные учителя», «хорошая программа»).

Хорошая программа для кого? Для ребенка знакомых или для вашего малыша? Вот тут стоит подумать.

С таким явлением я сталкивалась, и когда перед мамой моего очередного воспитанника стоял вопрос о выборе школ и центров раннего развития. Метания по центрам и поиск информации о том, какая школа лучше, начинались загодя, но… Но не всегда получалось выбирать подходящую для восприятия малыша школу. Ребенок просто-напросто не шел на контакт ни с преподавателем, ни с другими детьми. И все начиналось заново.

Чтобы этого не случилось с вами, не сочтите за труд понаблюдать за своим малышом. Есть хороший способ быстро определить, какой у ребенка тип восприятия лидирующий. Прочтите ему эту сказку-тест, попросите его ответить на приведенные под текстом сказки вопросы и тогда вам многое будет понятно.

И в заключение хочу сказать вот что. Мой опыт говорит: кто бы ни был ваш ребенок – визуал, кинестетик или аудиал, развивать нужно все органы чувств. Почему? Узнаете в следующей статье.

Поделиться с друзьями

Я – журналистка и писательница (в то числе сказок и стихов для детей). Долгие годы работала частной няней. Кроме того, я сама мама троих детей. Хотелось бы поделиться с читателями и читательницами размышлениями и впечатлениями от общения с мальчишками и девчонками. Что-то вроде размышлений и наблюдений в духе «няни Мэри Поппинс». Буду рада, если они вызовут отклик в ваших сердцах.

Оцените автора
Мама может всё!