Школьные программы: 5+ учебных программ для младших классов

Учебные программы для начальной школы Дети

Когда ребенку исполняется 5-6 лет, родители начинают интересоваться, какие существуют школьные программы для младших классов и задумываться, какой из них отдать предпочтение. Все детки индивидуальны в своем развитии и к каждому нужен особый подход и в психологическом плане, и в понимании их способностей и особенностей восприятия материала. Мы подготовили небольшой обзор учебных программ, существующих в российском образовании, который поможет родителям сориентироваться и выбрать для своего малыша наиболее подходящий способ обучения.

Программа «Школа России»

Учебные программы для начальной школы: разбираемся вместе

Пожалуй, это самая простая программа из всех. «Школа России» сочетает в себе традиционную, еще с советских времен, методику обучения с современными инновационными методами. Особенность программы – в развитии духовно-нравственного воспитания.

Предпочтение отдается формированию у детей:

  • умения и желания обучаться;
  • духовно-нравственных ценностей;
  • основ безопасной жизнедеятельности;
  • личностных навыков;
  • умения реализовывать свои способности;
  • навыков правильного планирования учебного процесса.

Плюсы программы:

  1. Ребенок спокойно переходит на обучение в среднее звено, которое проводится в такой же традиционной форме обучения.
  2. Подойдет даже деткам, которые не имеют навыков чтения и счета.

 

По мнению многих родителей и педагогов, минусом программы является ее простота. Детям, имеющим определенный уровень знаний, умеющим читать, писать и знакомых со счетом, будет скучно и неинтересно учится по данной методике. Некоторые родители отмечают, что в этой программе мало внимания уделяется развитию логического мышления и воображению детей.

 

Программа Д. Б. Эльконина и В.В. Давыдова

Учебные программы: общие положения

 

Эта система развивающего обучения для школьников младших классов уже больше 20 лет является одной из главных государственных образовательных программ. Она хоть и является безотметочной, но не так проста, как кажется на первый взгляд, и направлена на конечный результат, а не на оценку. Поэтому требует от учащегося максимального приложения сил, стараний и внимания.

Плюсы программы:

  1. Большое внимание уделяется логике, аналитическому мышлению и теории, что позволяет ученикам быстро искать и запоминать информацию, анализировать ее и делать соответствующие выводы.
  2. Уделяется внимание росту самооценки, что помогает ученику правильно оценивать свои возможности и выбирать круг общения, соответствующий своему уровню развития.
  3. Учит критически и адекватно осмысливать себя, свои действия, знания, а так же действия и знания других.
  4. Повышает мотивацию к учебе и саморазвитию.
  5. Учит детей самостоятельно искать новую информацию, постоянно повышать свой уровень знаний и мыслить неординарно.
  6. Еще один плюс – методика проведения уроков. Дети в игровой форме (что важно для начальной школы), в небольших группах и индивидуально обучаются логике и мышлению, а также творческому подходу к обучению.

 

Минусы.

Эта система не похожа на классическую школу и в первую очередь подойдет детям, которые умеют (или хотят научиться) мыслить неординарно и уже к первому классу владеют навыками чтения, счета, логического мышления.

Ребенка, который начал обучение по Эльконину-Давыдову, будет потом сложно перевести в среднее звено с другой программой обучения, и родителям надо знать об этом.

 

Программа «Перспектива»

Какую учебную программу выбрать в начальной школе

Особенность «Перспективы» – программа основана на современных психологических и педагогических подходах к обучению, но в то же время содержит принципы и традиций старой, классической школы.

В задачи программы входит:

  • научить детей творческой самостоятельности и активности;
  • обучить их универсальным навыкам и знаниям, которые пригодятся не только для учебы, но и в жизни;
  • привить детям коммуникативные навыки и принципы гуманизма;
  • привлечь их к изучению и познанию культурного и исторического наследия России и окружающего мира;
  • научить открывать для себя новые и перспективные знания и поддерживать к ним интерес.

 

К минусам «Перспективы» относят большую зависимость системы от методики преподавания, педагогических качеств учителя и от его умения заинтересовать и замотивировать ученика. Многие родители отмечают сложность в усвоении такого предмета как математика. Она рассчитана на детей, уже имеющих навыки сложения и вычитания.

Программа «Начальная школа 21-го века»

Образовательные программы для начальной школы

Эта программа рассчитана на любознательных деток, которые уже имеют навыки чтения и счета. Она имеет более широкий спектр учебного пособия, чем «Школа России» и основана на системно-деятельном подходе. Дети наравне с учителем являются исследователями и участниками учебного процесса.

Плюсы системы обучения

  1. Учитываются возможности и особенности каждого ребенка индивидуально.
  2. Создаются все условия для реализации творческих способностей.
  3. У ребенка формируются самооценка и умение контролировать свою работу в коллективе и индивидуально.
  4. Учеников учат не «зубрить», а искать ответы на поставленные вопросы всеми возможными способами, используя дополнительный дидактический материал.
  5. Ученик всегда вправе рассчитывать на помощь учителя или других учащихся, что прививает не только коммуникативные навыки, но и вырабатывать собственное мнение.
  6. Материал подается «по нарастающей», что помогает плавно преодолеть период адаптации к школе.

Из минусов родители отмечают большое количество методического материала, учебников и сложность в подаче информации.

Программа «Планета знаний»

Обзор программ обучения в начальной школе

Эту программу можно смело назвать инновационной. К ее плюсам отнесем целостность всего образовательного материала, в котором объединены в одну общую структуру:

  • учебники, тетради и дидактический материал;
  • организация уроков и внеурочных занятий;
  • цели и задачи обучения.

Плюсы программы

  1. Дети сами выбирают, как они будут изучать предметы: только обязательный минимум или углубленно, в комплексе с дополняющей общий учебный материал частью.
  2. Ученики в ходе образовательного процесса получают возможность саморазвития, самосовершенствования и самореализации своих способностей.
  3. Упор в обучении делается на развитие мышления и творческого потенциала.
  4. Весь материал учебников дублируется электронными приложениями и программами, что позволяет задействовать в процессе обучения инновационные технологии.

К минусам программы относятся:

  • простота подачи материала и постоянный возврат к уже пройденным темам;
  • большой объем домашних заданий;
  • сложность обучения без предварительной подготовки детей, не умеющих читать и считать;
  • претензии родителей к самой программе и к разработке учебников (много ляпов, ошибок, неточностей и неверной информации в подаваемом материале);
  • необходимость учиться самим родителям, которым приходится брать на себя роль педагогов и уделять большое внимание домашним урокам.

К этим пяти самым распространенным школьным образовательным системам добавляются еще две – «Ритм» и «Перспективная начальная школа». Но их программы – это нечто среднее между «Школой России и «Планетой знаний». Чтобы ознакомиться с ними подробней, пройдите по ссылкам: Программа РИТМ и Программа «Перспективная начальная школа»

Выбирая ребенку программу обучения, родителям нужно, в первую очередь, руководствоваться не «модой» на ту или иную образовательную систему, а на уровень подготовки ребенка к школе и его особенностью восприятия информации.

Поделиться с друзьями

Я – журналистка и писательница (в то числе сказок и стихов для детей). Долгие годы работала частной няней. Кроме того, я сама мама троих детей. Хотелось бы поделиться с читателями и читательницами размышлениями и впечатлениями от общения с мальчишками и девчонками. Что-то вроде размышлений и наблюдений в духе «няни Мэри Поппинс». Буду рада, если они вызовут отклик в ваших сердцах.

Оцените автора
Мама может всё!