Речь, как и всякий другой навык, у разных деток развивается по-разному. Одни начинают говорить свои первые слова еще до года, другим даже простые трехбуквенные словечки и в 2 года даются с трудом. Причины задержки речи могут быть разными. И, конечно же, своевременная помощь профессионального логопеда очень важна для ребенка. Но и родители, если они обеспокоены тем, что малыш в 2 года молчит как партизан или говорит словно «кашу жует», вполне могут помочь своему малышу. Некоторые простые упражнения на развитие речи вполне можно выполнять и самим в домашних условиях.
Почему у детей бывает задержка речи
В среднем, здоровые дети начинают говорить первые осмысленные словечки в период от одного года до двух лет. В два года набор простых слов уже вполне достаточный, чтобы ребенок мог высказать свою просьбу или ответить на простой вопрос, складывая эти слова в коротенькие предложения. Но когда этого не происходит, естественной реакцией родителей будет задуматься и попробовать выяснить причину речевой задержки.
Серьезных причин, когда детки начинают поздно или невнятно говорить, может быть несколько.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
- Если мама во время беременности переболела каким-то вирусным заболеванием или перенесла какие-то физические или психологические травмы, то у ребенка, на стадии плода от 4 до 16 недель, вполне могут развиться различные патологии, в том числе и влияющие на его слух и речь.
- Когда в результате трудных родов у новорожденного развилось высокое внутричерепное давление, то в дальнейшем, если его вовремя не снизить, речь будет нарушена.
- Если малыш после рождения, в первые месяцы жизни, перенес какие-либо серьезные заболевания вроде рахита, менингита или простуды (с осложнением на уши), или получил травмы головы или нёба, то высока вероятность, что у него будет проблема с развитием речи.
- Наследственные патологии также играют не последнюю роль. Если у родителей с детства плохо со слухом или они умственно отсталые, то и у ребенка чаще всего бывают идентичные проблемы.
- Недоразвитость мускулов рта и лица в целом, короткая языковая уздечка, нарушение строения речевого аппарата также значительно влияют на речь ребенка.
- Когда родители мало занимаются ребенком и практически не общаются с ним, то речь малыша будет однозначно бедной и вялой.
Чтобы помочь ребенку хоть как-то адаптировать и улучшить свою речь, нужно заняться лечением первопричин, мешающих развитию словарного запаса. Прежде всего, проконсультируйтесь у педиатра, который и направит малыша на обследование и последующее лечение к нужному специалисту. Патологии и недоразвития (как общие, так и фонетические или связанные с травмами, психическим здоровьем или пороком сердца) лучше всего выявлять в самом раннем возрасте. Тогда лечение будет проходить комплексно и потому будет больше возможности помочь малышу восстановить и речь, и здоровье.
Но не всегда задержка речи у малышей связана с серьезными физическими или психологическими проблемами. Иногда артикуляционные ошибки и незначительные речевые невнятности не требуют вмешательства психологов, неврологов или дипломированных логопедов. Вполне достаточно самим позаниматься с ребенком дома и выправить его картавость или шепелявость.
Когда нужно обращать внимание на неправильную речь
К тому же, не стоит ждать, что двухлетний малыш сразу же начнет четко и ясно проговаривать все буквы. Вот если он все слова говорит невнятно и, к тому же, сам это понимает и стесняется своей речи (что редко, но бывает с двухлетками), вот тогда нужно насторожиться. Такая психологическая зажатость не позволит ребенку развивать речь, он просто не будет общаться со сверстниками из боязни, что они не поймут его. Но тут нужно помнить, что и полноценных занятий по восстановлению речевой фонетики с таким крохой не получится. Просто в силу того, что до 3-3,5 лет ребенок не усидит на одном месте дольше 7-10 минут.
А вот к 4 годам с детками, которые плохо разговаривают, уже вполне возможно заниматься полноценно. То есть, показывать им специальные упражнения для развития артикуляционного аппарата, играть в развивающие речь игры, а заодно и начинать учить чтению.
Заниматься с четырехлеткой нужно если ребенок:
- заикается;
- говорит неясно и так, словно у него «во рту каша»;
- выражается нечетко и говорит очень быстро, «смазывая» слова;
- переставляет слоги и неправильно произносит некоторые звуки;
- заменяет в слове один звук другим.
Как дома самим корректировать и развивать речь ребенка
Логопеды в основном начинают заниматься с детками только тогда, когда тем исполнится 4-5 лет, чтобы выправить их речь к школе. В детских садиках занятия по логопедии идут рука об руку с обучением чтению. Но если родители хотят, чтобы их ребенок начал говорить четко и понятно априори, то начинать корректировку речи стоит чуть ли не с самого рождения. Прошу заметить, это касается только здоровых детей, у которых нет вышеперечисленных физических, наследственных и нервных патологий или каких-либо психологических проблем со здоровьем.
- Старайтесь не использовать соску как средство для успокоения ребенка. Постоянное сосание входит в привычку и будет сложно отучить дитя от этой пагубы, а ведь ребенок после полугода будет уже стараться общаться с родителями звуками и пытаться выразить свои мысли вслух. К тому же, постоянное присутствие соски во рту формирует неправильный прикус и не позволяет развивать все мускулы рта в одинаковой степени. Что и становится часто причиной шепелявости или картавости.
- Позвольте ребенку высказаться. Не нужно предугадывать его желания и спешить подать ему что-то, как только он покажет на предмет пальчиком. Сделайте вид, что не поняли его, пока он не скажет, что именно ему нужно, произнеся слово вслух.
- Расширяйте словарный запас малыша, задавая ему наводящие вопросы или предлагая выбор. Ставьте вопрос таким образом, чтобы ребенок мог подумать, прежде чем сказать какое-то новое для него слово. Например: «Что ты будешь пить – молоко или компот?» Слово «компот» знакомое, но малыш его еще ни разу не говорил. Родители, задавая вопрос таким образом, дают ему возможность произнести это новое слово вслух.
- Игра в «повторяшки», когда мама мимикой показывает разные рожицы, а ребенок должен повторить их, постепенно должна перейти в специальные логопедические упражнения. Например:
- «улыбочка» – когда растягиваете плотно сомкнутые губы в улыбку и так удерживаете несколько секунд;
- «птенчик». Разводите уголки губ в улыбке, а рот широко раскрываете, язык при этом должен быть во рту и спокойно лежать;
- «лопаточка» – это когда язык широкой «лопатой» укладывают на нижнюю губу;
- «трубочка» выполняется так – высовываете язык как можно дальше и сворачиваете его в трубочку;
- «часики» напоминают движение маятника, когда рот полуоткрыт и ребенок касается кончиком узкого языка по очереди правого и левого уголка губ.
- Старайтесь постоянно говорить с ребенком. Проговаривайте крохе разные пестушки, заклички, народные потешки. С детками постарше можно уже разучивать простые песенки и стишки, проговаривать скороговорки и докучные сказочки. Обязательно слушайте аудиоверсии народных сказок и сами читайте детям книжки.
- Когда проговариваете название какого-то нового предмета или произносите слово, обязательно делайте это, повернувшись к ребенку, чтобы он видел, как складываются ваши губы в произношении и какие звуки при этом выходят.
- Мелкая моторика обязательна при развитии речевых навыков. Игры с пластилином, водой, песком, тестом, сортировка круп и мелких предметов, катание шариков между ладошками, разные игры с бумагой (рвать, комкать, бросать бумажные шарики в корзину), пальчиковые игры… В общем все, что развивает моторику, которая тесно связана с речью.
- Игры на развитие слуха и памяти. Пусть малыш повторяет за мамой какие-нибудь отдельные звуки. Или – целый набор звуков. Например, как пыхтит паровоз, как тарахтит трактор или мотоцикл, как мычит корова и кричит филин. Это упражнение и ряд других помогут ему на слух определять разницу похожих друг на друга звуков.
- С малышами очень хорошо играть в игры, где нужно задействовать дыхание:
- дуть на перышко, чтобы оно летало по комнате;
- задувать «свечи», дуть на полоску бумаги, которую удерживаете на расстоянии 8-10 см от губ малыша;
- играть в «гусей». Руки ставите на пояс, туловище вытягиваете вперед, шея вытянута, начинаете гоготать как гуси. Потом опять встаете прямо и делаете глубокий вдох, на вдохе опять туловище вперед и так далее.
Есть и другие упражнения, которые можно отыскать при желании в интернете. Пусть ребенок поет песни и танцует – это тоже помогает научиться правильному дыханию.
- Занимайтесь с малышом по пять минут, но 4-5 раз за день и увидите, как речь малыша уже через пару недель станет намного лучше.
В заключение хочу порекомендовать родителям, желающим самим заниматься с детьми дома постановкой речи, один сайт, где они найдут все ответы на свои вопросы и много полезных упражнений по развитию речи. Это сайт онлайн-логопедии в домашних условиях: https://poskladam.ru/logoped/t/index.html