В японской системе воспитания детей – «икудзи» – ребенок до пяти лет считается «царем», и ему разрешено абсолютно все, за исключением моментов поведения, которые могут нанести вред его здоровью или угрожать его жизни. Но это в Японии такой метод прекрасно работает, ведь там связь мамы с детьми очень тесная, и малыши всегда находятся под бдительным оком родительницы. А значит, они спокойно могут заниматься познанием мира, без оглядки на «нельзя» или «некогда». В России с воспитанием малышей все немного сложнее из-за маминой занятости, нашего русского менталитета и совершенно другого подхода к детям. То есть, чтобы ребенка к чему-то приучить и чему-то научить без скандалов и ругани, нужна особая стратегия и тактика. Какая? Сейчас разберемся.
«Битва» за авторитет
Да-да, именно «битвой» за свой родительский авторитет в некоторых семьях выглядят воспитание и приучение малыша к необходимым навыкам. Мама и папа полностью уверены, что их чадо как только родится, должно их любить, обожать и уважать, а значит и быть послушным во всем. Но ребенок-то об этом не знает! Он только недавно начал ходить, говорить, мыслить, действовать. Ему нужно все попробовать, потрогать, обследовать. И это на уровне генетики, заметьте. Все происходит спонтанно. Малыш даже не всегда успевает задуматься, как и что нужно сделать (и тем более подумать, а стоит ли это делать), а уже автоматически тянется к незнакомому предмету. Например, к горячему утюгу.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
И окрик мамы в этот момент не всегда успевает дать какой-то упреждающий сигнал в детский мозг. Итог – мама сокрушается, потому что ребенок ее не послушался, и вот теперь она должна вызывать скорую и вообще…
Или, скажем, полез малыш на горку, игнорируя указания взрослых не делать этого. Как не делать, когда другие дети катаются и ему тоже хочется? И неважно, что он вместе с родителями идет в гости и на нем красивый костюмчик. Ноги сами несут ребенка к запретному «плоду». И вот мама снова недовольна и ругает кроху.
И такое поведение двух-трех-летки повторяется изо дня в день, а родители недовольно ворчат и корят малыша за разбросанные игрушки, за нежелание идти кушать, мыть руки, укладываться спать. «Битва» за родительский авторитет началась.
Маленькие дети в этой неравной «войне», как ни странно, проявляют такую незаурядную волю и становятся настолько впечатляюще упрямы, что взрослым приходится еще больше ужесточать дисциплинарные меры, чтобы доказать собственным чадам, кто в доме главный.
Почему они именно такие, эти двух-трехлетние детки?
В своем большинстве дети в этом возрасте – это маленькие живчики, у которых моторчик не там, где у Карлсона, а немного ниже. Сидеть на одном месте или сосредоточиться на чем-то одном подолгу они не могут априори. Быстро возбудиться – пожалуйста, а вот остановиться и переключить себя на что-то другое им уже сложно. Самообладания у них еще не хватает, да и нервная система еще не развита, как положено.
Маленькие дети исследуют мир одновременно всеми органами чувств. И не всегда чувства работают у них в гармонии друг с другом. Детская моторика еще не развита, а импульсивность, наоборот, зашкаливает. Поэтому очень важно сразу научить малышей правильно прикасаться к незнакомым предметам, пусть они даже безопасны для него. Осторожность никогда не повредит. Не страх перед чем-то незнакомым, а именно осторожность. Как это сделать, разберем ниже.
Малыши на определенном этапе познания, очень любят выставлять свою независимость. Все, что они уже умеют, они используют для того, чтобы показать, что они вполне могут самостоятельно принимать решения, говорить и делать то, что им хочется. Кстати, детское вранье в этом возрасте не есть намеренное введение в заблуждение взрослых, а обычный акт самоутверждения или еще более нормальная защитная реакция.
Ну, а как бы вы, нынешние родители, сами в таком возрасте бы ответили, когда мама или папа, нависая над вами, страшным голосом спрашивают: «Это ты съел все печеньки?». Конечно же, стали бы себя защищать от неминуемой катастрофы и сваливать все на безвинного песика, оказавшегося по случайности рядом, тем более что часть печенюшек досталась и ему. И дело не только в интонации голоса родителя, но и в отсутствии у малыша опыта вербального общения. Первая реакция – испуг, а все остальное – следствие испуга.
По той же причине – маленький опыт в общении с другими – ребенок может проявлять плаксивость и агрессию. В ответ на родительское замечание, отказ в чем-то или на приказ (именно на него, а не на просьбу) убрать игрушки, например, дитя легко забьется в истерике или же начнет огрызаться, спорить и даже драться-кусаться и швыряться этими самыми игрушками.
Родители, такое поведение нормально для малышей 1,5- 2-3 лет! Дети не делают это назло или потому, что не любят маму и папу или не уважают их авторитет. Они просто такие есть по своей природе. Это надо понимать, и не объявлять им войну, насильно заставляя что-то делать или, наоборот, запрещая. Нужно просто разработать такую стратегию и тактику, которая бы помогла дисциплинировать малышей и спокойно, без боя, научить их, как и что нужно делать (или не делать) правильно.
Стратегии и тактики, которые действительно помогают
Перед тем как приступить к разработке собственных дисциплинарных правил для крохи, обязательно учтите все его потребности. Только в этом случае все обучение пройдет гладко и эффективно.
- Лучше показать, чем сказать. Если хотите научить кроху чему-то конкретному, не стоит рассказывать ему, как это сделать, лучше покажите все на собственном примере. Котика нельзя хватать за разные части тела и гладить против шерсти? Подойдите к питомцу вместе с малышом и покажите ему, как нужно правильно брать животное на руки и как нужно гладить его. И ребенку будет удобнее, и котик не выскажет своего недовольства, выпустив коготки и оцарапав малыша.
- Об опасности не предупреждают, ее устраняют. Не хотите, чтобы ребенок обжегся об утюг или уронил кастрюлю с кипятком на себя? Просто держите все эти предметы вне его досягаемости, независимо от того, представляют они в данный момент опасность для ребенка или нет. То же правило касается лекарств, химии и острых предметов, а также окон и неустойчивой мебели. В доме все должно быть безопасно.
- Позволяйте ребенку выбирать. Не нужно настаивать на манной каше, если ребенок ее не любит. Ей всегда найдется альтернатива и по полезности, и по вкусовым качествам.
- Всякая задача должна быть по силам ребенку. Не требуйте от него выполнить то, что в данный момент он выполнить не сможет. Не всегда у крохи есть силы, а значит, и настроение убирать игрушки за собой вечером. Хочется послушать, как он истерит? Тогда в бой! В противном случае просто приучите малыша не доставать вечером много игрушек или займите его чем-то, что не будет напоминать после игры «мамаево побоище».
- Правильно реагируйте на поведение малыша. Если в магазине ребенок устраивает истерику или не хочет слазить с аттракциона в парке, не желая слушать никаких доводов, то не стоит из-за этого нервничать. Нужно просто твердо и громко заявить ребенку, что мама уходит, а если у него есть желание и дальше кричать и капризничать, то это его личное дело и она тут не причем. Потерять маму в малознакомом месте никто не пожелает.
- Похвала стимулирует на хорошее поведение. Хвалить стоит не за все подряд, а именно за поведение. Тихо играл или без уговоров пошел мыть руки и кушать? Похвалите. Пытается сам одеться или спокойно вел себя в магазине? Тоже достойно похвалы. А главное, что ребенку захочется повторить этот «подвиг» и в ближайшем будущем.
- Плохое поведение, которое направлено на привлечение внимания к себе, нужно игнорировать. Не стоит сердиться или ругаться и вообще обращать внимание на истерики или нытье, когда ребенок хочет чего-то добиться таким способом. Родительское «нет» – это твердое «нет», и акцентировать на этом запрете внимание – это только усугубить ситуацию. Правда, игнорирование не касается тех моментов, когда слезы или истерика вызваны усталостью, голодом или невниманием родителей. Эти потребности ребенка должны быть услышаны, и на них обязательно надо реагировать должным образом.
- Планируйте свое поведение и реакцию на то или иное поведение ребенка. Продумайте все ситуации, которые выводят вас из себя и постарайтесь в такие моменты быть спокойными и уравновешенными. Такая реакция мамы или папы покажет малышу, что его поведением недовольны, но самого его любят по-прежнему. Прежде чем «взорваться» на неподобающее поведение крохи, вспомните слова папы Малыша из известного мультика, который всегда повторял вслух: «Спокойствие, только спокойствие!». Вот увидите, такой пример поведения в экстренных ситуациях ребенок возьмет на вооружение и будет копировать его.
И последнее. Чтобы добиться от ребенка послушания, не стоит требовать от него быстрого переключения от одного вида деятельности на другой. Вспомните, как воспитатели в детском саду, перед тем как усаживать деток за стол обедать, дают им время переключиться от игры и усаживают на стульчики. Такие пятиминутные тайм-ауты весьма полезно делать и дома, перед тем как просить ребенка пойти умыться перед сном или садится за стол обедать.