Зависимости у подростков. Причины, способы решения проблемы

Зависимости у подростков 3 Воспитание

В современном мире, когда узнать о запрещенных веществах и приобрести их – совсем не сложно, когда выбрать необходимое вещество можно, как в магазине, по описанию эффекта, — проблема подростковых зависимостей встает очень остро.

Как помочь ребенку не угодить в сети зависимости, рассказал психолог благотворительного фонда «Дети наши» Денис Филатов.

Лучшее в телеграм: посмотреть

Самое главное, что формирует личность, привычки, модели поведения – это семья. Поэтому справляться с любой задачей, в том числе и противостоять пагубной силе зависимостей, нужно внутри семьи: бесполезно ждать, когда государство заблокирует все нежелательные сайты и переловит всех причастных к наркотрафику лиц.

Под зависимостью я имею ввиду зависимость от веществ, изменяющих сознание, это и алкоголь, и наркотики, и никотин (самое социально приемлемое вещество, которое многие считают безвредным).Зависимости у подростков 4

Причины возникновения зависимости у подростков чаще всего кроются в семье и могут быть самыми разными:

  • Семья – как пример неблагополучия.

Если родители сами зависимы, если в случае столкновения с кризисом или возникновения сложной ситуации в семье «принято» употреблять алкоголь и другие вещества, такой пример может послужить причиной зависимости у ребенка. Ведь он во всем следует примеру родителя, и ту модель поведения, которая принята в семье, скорее всего, возьмет за основу и будет следовать ей всю жизнь. В этой ситуации ребенок видит и перенимает негативную модель поведения, которая не позволяет ему справляться со сложностями.

  • Безнадзорность, бесконтрольность.

Часто бывает так, что ребенок предоставлен самому себе: гуляет допоздна, самостоятельно решает все конфликтные ситуации. Родители не занимаются ребенком, и это лишает его возможности перенять нормы поведения в обществе.

Здесь речь может идти как об обиде и жажде внимания, так и об отсутствии мотивации и стимула к жизни, из которых рождается нереализованность. Вещества, изменяющие сознание, помогают уйти из реальности, в которой человеку некомфортно.

  • Жесткий контроль.

Полярно противоположное «безнадзорности» состояние, когда родитель старается контролировать каждый шаг ребенка, не позволяет ему допускать собственные ошибки, заставляя бояться их. Такой ребенок вряд ли научится самостоятельности, не сможет различать собственные желания и потребности и, скорее всего, будет стыдиться себя и собственных ошибок.

Авторитарный стиль воспитания в принципе не способствует формированию собственных границ у ребенка, из-за чего ему сложнее противостоять любому влиянию из вне. Если в течении долгого времени родитель является авторитарным лидером, ребенок не научится формировать собственное мнение, границы, понимать свои потребности, и по достижении переходного возраста новым лидером для него может стать группа.

При подобном воспитании ребенок часто начинает бунтовать, что может вылиться именно в прием запрещенных препаратов и алкоголя.

  • Отсутствие единой линии воспитания и постоянства требований.

Мама говорит одно, а папа другое. Или сегодня бегать по лужам можно, а завтра уже нельзя. Причина может быть просто в том, что второй день подряд стирать весь комплект одежды у родителя нет никакого желания. Но ребенок этого не понимает. Отсюда рождается внутренний конфликт, формируется недоверие к миру, в котором даже на самых близких людей, родителей, нельзя опереться, следствием которых могут стать депрессия, тревога, неудовлетворенность.

Одним из способом освобождения от депрессии и тревоги могут стать вещества, изменяющие сознание.

  • Эмоциональное отвержение, безразличие, холодность родителей.

Эмоциональная связь с родителем и отклик – очень важны для ребенка и формирования его личности. Малыш еще не способен определять себя кроме как через родителей и их отношение к нему. Не получая отклика, в первую очередь он винит себя: я что-то делаю не так, я виноват в том, что меня не любят, я не такой, неправильный.

Подобное представление о себе человек может пронести через всю жизнь: низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих и неумение распознавать собственные эмоции, потребности и желания – все это может стать следствием недостаточной включенности и холодности родителей.

  • Жестокое воспитание, строгие наказания.

Ребенок, подвергающийся моральному или физическому насилию, может вырасти озлобленным, полным недоверия к миру, или, наоборот, полным чувства вины, ведь доверие к родителю очень велико, и ребенку гораздо проще верить, что он сам виноват в том, как с ним поступают. В этом случае так же возможен прием веществ как латентное суициидальное поведение.

Вышеперечисленные обстоятельства в той или иной степени порождают в ребенке протест против семьи и общепринятых норм, отсутствие дисциплины и ответственности, отсутствие мотивации и внутренний конфликт. Конечно, взросление в подобных обстоятельствах – не приговор. Но все это способно сделать реальность некомфортной для человека и может стать причиной появления зависимости.

Риск появления интереса к веществам, изменяющим сознание появляется обычно в подростковом возрасте, то есть примерно с 12 лет.

Подростки не осознают, что такое смерть, что жизнь конечна, это дает им свободу рисковать ею. А еще из-за гормональных перестроек, физиологических изменений организма, подросток становится эмоционально уязвимым, склонным к страданию и глубокому переживанию собственных эмоций. Эта гремучая смесь способна привести к необдуманным поступкам, ведь конструктивно решать проблемы подросток пока не способен.

Важно: к зависимости всегда приводит набор непредсказуемых факторов и совпадений, ложащихся на «благодатную» почву. Поэтому родитель подростка должен всегда быть на чеку.

Что делать родителю, чтобы предотвратить опасность:

  1. Понимать потребности ребенка на кажем этапе его развития и удовлетворять их: сформировать безопасные условия для его развития, для всех его проявлений, позволить допускать ошибки и объяснить, что это нормально, принимать и поддерживать.
  2. Разделять потребности и ответственность родителя и ребенка на каждом этапе развития.

В то время, как младенец не может обойтись без заботы родителя, чем старше ребенок становится, тем больше ответственности и личного пространства ему необходимо.

Зная, что родитель всегда рядом и готов прийти на помощь, ребенок должен делать самостоятельные шаги в жизни.

Это формирует у него представление о безопасном мире и уверенность в собственных силах, снижает тревожность в сложных и новых ситуациях.
Здесь очень важен баланс межу безнадзорностью и тотальным контролем. Родитель может объяснять, показывать, помогать, но не делать за ребенка, не ставить крест, если очередная попытка справиться самостоятельно не увенчалась успехом.

  1. Не стать врагом подростку.

Потребность отделения от родителей у подростка выходит на первый план. При этом ребенок переживает много негативных эмоций: родитель «сброшен с пьедестала», он может ошибаться и не всегда бывает прав, — это тяжело.Зависимости у подростков 7

Будьте честными и открытыми, покажите, что вы рядом, что бы ни случилось, понимаете и принимаете то, что происходит с вашим ребенком.
Здесь важно, какой пример вы подавали и продолжаете подавать: вы не можете требовать от него то, чего никогда не делали сами. Научить ребенка чему-то словами – невозможно, только собственным примером.

  1. Не принижать важность подростковых проблем.

Подростки очень чувствительны, эмоционально неустойчивы и легко поддаются сиюминутным порывам и эмоциям.

Важно помнить: то, что кажется вам глупостью или несущественным, для подростка имеет огромное значение.

Покажите, что воспринимаете подростка и его проблемы всерьез, что они важны и для вас и что, даже если вы не согласны, вы даете ему право пережить это так, как он считает нужным.

  1. Подходить к сложностям с чувством юмора и оптимизмом. Не высмеивайте подростка и его проблемы, а покажите, что в любой, даже самой сложной, ситуации решающую роль играет ваше к ней отношение.
  2. Научить ребенка получать удовольствие. Это очень важно – уметь самостоятельно контролировать свой уровень счастья: знать, что тебе нравится или не нравится, заниматься любимым делом.

Вещества, изменяющие сознание – расслабляют человека и дают резкий выброс гормонов счастья. Но если человек знает другие способы получить тот же эффект, нужды в химических веществах у него не возникнет.

Здесь очень важно, что принято в вашей семье: как вы сами справляетесь со стрессами, усталостью, рутиной? Если у вашей семьи здоровые привычки?
Покажите собственным примером, но позволяйте пробовать что-то новое. Например: вы любите бегать, а ребенку больше нравится ходить в бассейн – здоровая привычка и хорошее хобби, которое стоит поддержать.

Если вы узнали, что ребенок как минимум попробовал что-то из веществ, изменяющих сознание

Возможно, первую реакцию проконтролировать не удастся… Но позже, когда вы успокоитесь, вернитесь к этому разговору и поговорите честно, открыто, употребляя «Я»-конструкции: я волнуюсь за тебя, потому что… / мне плохо от того, что ты…

Зависимости у подростков 5

Важно понять, какая неудовлетворенная потребность стоит за решением попробовать/принимать что-то:

  • безопасность;
  • принятие;
  • признание.

Постарайтесь вместе найти пути решения: что можно сделать, чтобы у него больше не возникло желания принимать вещества, изменяющие сознание.

И важно не бояться обратиться к специалисту. В детско-родительских отношениях помощь третьей стороны, если это психолог, а не подруга или теща, не может навредить. Часто родители думают, что проблема только в ребенке, но все, что происходит с ним, — это прямое следствие того, что происходит с родителем. Психолог сможет оценить все риски и слепые пятна и поможет наладить общение.

Проявления подросткового возраста сами по себе пугают родителей, ребенок меняется, даже без наркотиков и алкоголя его бывает не узнать, меняется поведение, взгляды, вкусы. В этот период родителю важно оставаться в контакте с ребенком, быть рядом, но не давить, обращать внимание на его чувства и потребности, сохранить доверительные отношения, которые формировались годами.

Если ваш ребенок все же стал жертвой зависимости, не бойтесь действовать! Обращайтесь в специализированные реабилитационные центры, группы самопомощи для зависимых, к психотерапевту. В данный момент ваш ребенок вряд ли скажет вам спасибо, но именно вы, как родитель ответственны за его жизнь и здоровье и должны принимать важные решения.

Об авторе:

Зависимости у подростковЯ — психолог благотворительного фонда «Дети наши». Закончил Российский Государственный Социальный Университет, специальность — социальная психология.

Раньше работал с зависимыми людьми в реабилитационном центре. Увидев объявление о вакансии в фонде «Дети наши», я понял, что хочу работать с детьми, помогать им становиться благополучными взрослыми, чтобы они имели возможность вести нормальную здоровую жизнь.

Я уверен, что семейная система — это единый механизм, чтобы он функционировал правильно, нужны совместные усилия. И любые «сбои» в первую очередь видно в поведении детей. Чаще всего, все сложности в поведении ребенка можно уладить через работу с родителями.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Мама может всё!