Дети и домашние питомцы. Да или нет?

Дети и домашние питомцы Воспитание

Вряд ли есть точная статистика, но, уверена, больше 50 процентов детей мечтают о собаке, кошке, грызуне или на худой конец рыбках. О совместимости детей и домашних питомцев рассказала психолог фонда «Дети наши» Алена Сазоненкова.

Появление домашнего питомца помогает приучить ребенка к ответственности, эмпатии, научить заботиться о ком-то, любить, дружить. Если у ребенка есть проблемы вроде страхов, стресса, повышенной тревожности, неумения различать и передавать свои чувства и эмоции, может проявиться жестокое обращение и агрессия, что в свою очередь станет сигналом для родителей.

Лучшее в телеграм: посмотреть

Если сигнал получен, нужно разбираться, возможно, с помощью специалиста, что именно волнует ребенка, где именно он попадает в ситуации, которые так отражаются на нем, дома, в школе т.д.

Если ребенок сам следит за своим питомцем, это помогает развить дисциплину и настроить режим дня. У него появляется его личная ответственность, главное, чтобы она была ему по силам. Например, ребенок пяти лет вряд ли сможет дрессировать и самостоятельно выгуливать мастифа. Ребенку дошкольного и начального школьного возраста понадобится помощь взрослого, к этому нужно быть готовым.

Но, даже если ребенок не сопротивляется ответственности, родителю все равно придется все держать под контролем, не ослабляя его, но и не навязывая. Ведь обязанность родителя – разделять с ребенком ответственность, дозировать ее, позволяя учиться самостоятельности, чувствуя себя при этом в безопасности.

Мне кажется важным, что, если животное уже есть и ребенок о нем не просил, вменять ему в обязанность заботу о нем неправильно. Можно попросить помочь, для начала один раз. Если ребенок не хотел собаку (хомячка/рыбку/удава) и не хочет с ней возиться, то такая ответственность ничему хорошему его не научит, а может привести даже к негативным последствиям: сопротивлению, злости, агрессии, что может перерасти в плохое поведение, учебу, а иногда и в неврозы. Но в первую очередь это приведет к разрушению доверия и связи между родителем и ребенком.

Еще один важный момент – подготовка. В зависимости от возраста, подготовка будет отличаться. С малышом можно проговорить его будущие обязанности и просто изменения, которые будут связаны с появлением питомца, поиграть, как будто питомец уже появился, разыграть какие-то сложные ситуации, которые могут возникнуть.

С ребенком постарше тоже все важно проговорить, но ему еще можно дать почитать книжки, посмотреть обучающие видео, съездить в питомник и посмотреть, как ребенок обращается с животными (может быть, он на самом деле их очень боится), как он будет с ними взаимодействовать.

Важно проговорить все правила заранее, чтобы представления и ожидания не разошлись с действительностью.

Например: если ребенок думает, что собака – это пушистое дополнение к дивану, которое можно гладить и снимать на видео, то его ждет разочарование, когда окажется, что за ней нужно убирать, с ней нужно гулять, кормить ее, дрессировать и так далее.

Еще один вопрос, который очень часто волнует родителей: «можно ли заменить собаку на рыбку?».

С рыбкой тоже можно научиться ответственности, о ней тоже можно заботиться. В то же время, ее не обнять, не обучить командам. Если ребенок настаивал на собаке, а получил аквариум – это скорее жестоко. Важно прислушиваться к ребенку, не навязывать ему вариант, который кажется вам более удобным и целесообразным. Ребенок должен понимать, что его желания важны, что вы к нему прислушиваетесь.

Гораздо эффективнее будет обсудить все «за» и «против» и в результате убедить ребенка, что на данном этапе ни он, ни родители к исполнению его мечты не готовы. И объяснить, что можно сделать, чтобы это изменить. Или почему это невозможно (например, аллергия у кого-то из членов семьи). Таким образом вы не навяжете, а объясните на равных, заручитесь поддержкой и пониманием.

И помните о важности собственного примера. Дети во всем повторяют за родителями. Если родитель кричит на ребенка, с большой вероятностью, он увидит отражение своего поведения в общении ребенка с домашним питомцем.

Решение о том, чтобы завести питомца, будь то щенок или рыбка, всегда должно быть взвешенным и учитывать интересы всех сторон – членов семьи. Это не просто «хотелка» малыша, которому нельзя отказать, или решение «сверху», навязанное родителем. Это проверка умения договариваться, слышать друг друга и соблюдать границы.

Об авторе:

Алена Сазоненкова
Алена Сазоненкова

Я — психолог благотворительного фонда «Дети наши».

Работаю в направлении профилактики социального сиротства — помогаю семьям не разлучаться, а детям не попадать в детские дома.

Окончила Смоленский государственный университет: Психолого-педагогический факультет и Факультет истории и права. Считаю, что психолог всегда должен продолжать учиться и совершенствовать свои знания, поэтому сейчас учусь в Институте интегративной детской психотерапии и практической психологии Генезис.

Я — мама двоих детей и понимаю, не только как специалист, но и на личном опыте, как важно детям расти в семье. Это основа для их здоровья и построения благополучного будущего.

Когда возникают сложности и недопонимания между родителями и детьми, важно, чтобы рядом были люди, на которых можно опереться. Далеко не всегда такими людьми становятся бабушки, дедушки и другие родственники или друзья. Часто семье нужна помощь специалиста. Каждой семье важно решать проблемы ради детей, чтобы они могли расти в здоровой атмосфере любви и заботы.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Мама может всё!