Буллинг в пределах детского коллектива

Буллинг в пределах детского коллектива Воспитание

Тема буллинга сейчас довольно раскручена, понятие на слуху, и все же проблема пока не решена даже частично. Буллинг – распространен в российских школах, неблагополучных и самых лучших, от него не защищен никто, а последствия для всех участников ужасают.

Подробнее разобраться в вопросе поможет старший психолог фонда «Дети наши», Татьяна Панкова.

Лучшее в телеграм: посмотреть

Буллинг – это намеренное, регулярно повторяющееся насилие над более слабым и уязвимым.

Очень опасно путать буллинг с конфликтом, а агрессора – с лидером. Взрослые часто допускают эту ошибку, уверенные, что ребенок сможет разобраться сам, что это хороший опыт решения сложных, конфликтных ситуаций.

В буллинге нет противостояния двух мнений, позиций, нет явной причины, у одного из участников нет инструментов защиты, потому что буллинг – это противостояние сильного и слабого, а не равных, но не согласных друг с другом, оппонентов.

Как жертвой, так и агрессором может стать абсолютно любой ребенок.Буллинг в пределах детского коллектива 2

Важно: буллинг – это не естественно. Но, к сожалению, вполне объяснимо, как этап формирования личности ребенка, его навыков, в т.ч. коммуникативных.

Причины буллинга:

  1. Недостаточно развитые коммуникативные навыки.

Дети еще не умеют выражать агрессию, конструктивно выходить из конфликта, отстаивать свои границы и видеть границы других. А причиной буллинга часто становится именно конфликт (неразрешенный). У детей еще нет навыков толерантроного, уважительного отношения друг к другу.

Все это в ребенке должны воспитывать взрослые, но формируются эти навыки постепенно.

  1. Внешнее давление на детский коллектив

Это могут быть очень жесткие требования по учебной программе, чрезмерно конкурентная среда, неблагоприятная психологическая обстановка в классе.

Все это повышает уровень эмоционального напряжения и требует постоянной разрядки. Но экологичных способов сбросить напряжения у детей пока нет.Буллинг в пределах детского коллектива 4

  1. Конфликты взрослых

Кто-то из родителей отказался сдавать деньги на ремонт: из принципа или из-за отсутствия денег, — не важно.

Вы приходите домой и высказываете свое недовольство, возможно, обсуждаете это с родителями одноклассников. А на следующий день ребенка, родители которого не сдали деньги, начинают травить.

Это реальная ситуация и подобных случаев существует множество.

Помните: всю вашу злость дети обязательно перенесут в школу. И вы неосознанно можете запустить процесс травли.

  1. Опасные установки

«Умей за себя постоять» — если ребенку дается такая установка, значит вы говорите ему, что на него будут нападать.

Лучше научите ребенка правильно разрешать конфликты, которые неизбежны во всех сферах на протяжение всей жизни. Важно, чтобы конфликт не оборачивался крахом отношений, чтобы человек умел идти на компромисс и слышал чужое мнение.

Умение защитить себя и других – важно, но в современном мире не менее важно, чтобы человек знал и умел применять не только силовой способ решения конфликтных ситуаций.

«Ябидой быть плохо» / «Решай свои проблемы сам» — хорошо, если родитель, по мере взросления, даёт ребенку все больше свободы и возможностей самостоятельно справляться с возникающими в его жизни задачами. Но ни в 5, ни в 16 ребенок еще не стал полностью самостоятельным, ему необходима поддержка и понимание, что ему есть к кому обратиться. Это вопрос доверия: я могу пробовать свои силы, но при возникновении сложностей мне есть к кому обратиться.

Ребенок не справится с группой. И очень часто ситуация травли доходит до крайности прежде, чем родитель узнает о ней, именно потому что у ребенка не было возможности рассказать.

«Злиться — плохо» — установка на подавление агрессии.

Злость – естественная реакция не только для ребенка, для любого человека. Если родитель внушает ребенку, что это плохо и неправильно, он не учится справляться с негативными эмоциями и выражать их экологично.

Отсюда возникает самый сложный и, возможно, самый жестокий вид буллинга: психологическое давление, издевки, двойные послания, то есть пассивная агрессия.

  1. Непрофессиональные действия педагога

Часто речь идет совсем не о злостном непрофессионализме и некомпетентности, а о «благих намерениях».

Например: учитель назначает активных, сильных детей следить за дисциплиной в классе. Таким образом, они получают власть, но у них еще недостаточно навыков, чтобы ею распоряжаться, и подобное выделение может считаться ими, как неформальное распоряжение на насилие.
Или жертвой буллинга может стать ребенок, которого учитель выделяет за особые успехи или таланты. Делается это совсем не со зла, но детям еще очень сложно справляться с чувствами, и ревность может послужить причиной агрессии.

Пример непрофессионализма со стороны педагога – выделять ученика, подчеркивая его недостатки: плохое поведение, успеваемость, материальное состояние семьи и т.д. Насмешка учителя – прямая предпосылка к тому, что ребенок станет жертвой буллинга.

Последствия буллинга

Есть страшное заблуждение, что с буллингом не нужно бороться, что этот процесс закончится сам примерно к 9 классу.

Это действительно так, во многих случаях все заканчивается само собой.

Но с какими травмами и насколько деформированными выйдут из этого процесса все его участники: и жертва, и агрессор, и даже свидетели? Подобный опыт никогда не проходит бесследно!

Буллинг в пределах детского коллектива 4

Последствия для жертвы – самые очевидные:

  • Ребенок долгое время находится в состоянии полной безысходности, беспомощности и непрерывного стресса. Снижаются умственные способности (когнитивное торможение), способность выстраивать отношения, страдает самооценка и часто теряется интерес к другим людям.
  • Если взрослый человек, оказавшийся в ситуации буллинга, всегда может просто уйти, например, уволиться, ребенку подобное недоступно: он обязан ходить в школу. Часто это приводит к прогулам или, что хуже, развитию психосоматических заболеваний, которые могут перерасти в хронические и остаться с человеком на всю жизнь.
  • Долгое время пребывания в статусе агрессора нарушает формирование социальных адаптационных механизмов. Ребенок, который «захватил власть» в одном детском коллективе, будет бояться попасть в другой коллектив, где у него может не получиться «завоевать» себе место. Постоянный стресс мешает развитию, а кроме того развивается чрезмерная подозрительность, настороженность, страх, что окружающие относятся к нему агрессивно.
  • Свидетели тоже испытывают достаточно сильный стресс, потому что обстановка в группе становится небезопасной, и у них есть выбор: либо поддержать агрессора, либо игнорировать то, что происходит, постоянно боясь оказаться на месте жертвы.
  • У таких детей развивается выученная беспомощность, вырабатывается толерантность к насилию и несправедливости, которые они считают естественным явлением.

Можно ли предотвратить начало травли?

Стопроцентного рецепта нет. Но, конечно, родители могут внести свой вклад:

  • Во-первых, объясните ребенку, что шутка – это когда смешно всем (а не всем кроме одного), что один человек не может справиться с группой (нужно обращаться за помощью), что люди и дети бывают разные, у каждого свои особенности и это не повод для насмешек или унижений.
  • Во-вторых, учебный процесс не всегда предполагает обучение коммуникационным навыкам. Поэтому, чем больше в школе проходит внеучебных мероприятий, в том числе, в присутствии родителей, тем меньше вероятность возникновения травли и тем больше шансов вовремя заметить тревожные симптомы.
  • В-третьих, родителю необходимо быть в постоянном контакте с ребенком, регулярно разговаривать, не выделяя запретные темы.

Как определить, что ребенок стал жертвой буллинга:

  1. Самая первая и естественная реакция – нежелание идти в школу. Прогулы или постоянные болезни должны стать сигналом присмотреться к ситуации.
  2. Ухудшение успеваемости – умственные способности ребенка снижаются из-за постоянного стресса, а все силы тратятся на «выживание», а не на учебу.
  3. Плохо развиваются социальные связи: отсутствие друзей, наличие одного или нескольких, но только виртуальных.
  4. Часто ребенок пытается уйти от реальности в виртуальные или воображаемые миры: компьютерные игры или книги значительно вытесняют реальность.

Если ребенок оказался в ситуации травли, в любой роли, родитель обязан его защитить. Защита – первоочередная задача. Возможно, до разрешения этой ситуации не стоит отправлять его в школу.

Обязательно поговорите с другими родителями, не ищите правых и виноватых, а вместе подумайте, как научить детей нормальному взаимодействию и оградить от всех возможных последствий и травм, которые влечет за собой буллинг.

Подключите учителя, директора. В ситуации буллинга очень важно, чтобы взрослые приняли участие и не допускали его проявлений.
Обычно всех этих мер хватает для стабилизации ситуации. Но, если ваше вмешательство не помогло, помните, безопасность и здоровье ребенка – на первом месте, возможно, придется перевести его в другую школу, но это – самый крайний способ.

Поделиться с друзьями

Панкова Татьяна Александровна
Я детский психолог и старший психолог благотворительного фонда «Дети наши». Выпускница российско-австрийской программы Института интегративной детской психотерапии и практической психологии «Генезис» (Москва) и OKIDs (Вена, Австрия).
Самым важным в отношениях между детьми и взрослыми считаю атмосферу доверия и безопасности, моя работа в БФ «Дети наши» дает мне возможность профессионально поддерживать и развивать надежные и ресурсные отношения между детьми и взрослыми.

Оцените автора
Мама может всё!