Методики раннего развития: плюсы и минусы

Методики раннего развития Дети

Работая в семьях няней с обучением, волей неволей приходилось изучать (и применять на практике) различные методики раннего развития. Надо сказать, что среди всех обучающих систем для малышей, которые сегодня существуют, идеальной, такой чтобы полностью подходила для конкретного ребенка – нет. Поэтому приходилось выбирать из разных методик отдельные развивающие игры и занятия, которые подходили бы под характер, темперамент и способности того или иного малыша. Дополняли наше обучение и те развивающие центры, которые мы посещали с детками. В предыдущей статье я уже писала, как правильно выбрать школу раннего развития(ссылка на эту статью), сегодня поговорим о самих методиках.








Школы по методике М. Монтессори

Хотя эта система раннего развития и считается одной из самых популярных в мире, особого энтузиазма у мам малышей до 3 лет к этой методике я не наблюдала. В центр, который работал полностью по этой системе, водили в основном деток уже постарше. Оно и понятно, ведь сама методика, в общем-то, и была разработана именно для этого детского возраста. О методе Монтессори сайт «Мама может все» уже писал подробно в статье «Методика Монтессори для детей«, поэтому сильно останавливаться на нем я не стану. Скажу только, что плюсом является большое количество развивающего материала, направленного на развитие:

  • речи и мышления;
  • сенсорики и логики;
  • математических способностей;
  • жизненных навыков и навыков самообслуживания;
  • самостоятельности в принятии решений;
  • психологической совместимости с другими детьми;
  • умения работать не только самостоятельно, но и в группе.

Мария Монтессори методикаДля детей, которые перед школой посещали центры Монтессори, учеба в начальных классах давалась легко. К минусам системы все относят то, что:

  • педагоги не вмешиваются в процесс обучения;
  • не развиваются творческий потенциал ребенка и эмоции;
  • нет акцента на интерес к чтению;
  • нет ролевых игр, которые готовят детей к определенным жизненным психологическим ситуациям.

Но, надо сказать, что такой цели у этой методики и нет. Ей важнее подготовить ребенка к школе и к самостоятельности, чем развить в нем какие-то творческие способности. Именно из-за этих минусов многие школы раннего развития не используют Монтессори-систему полностью, а берут из нее только некоторые развивающие материалы.

Методика Глена Домана

Для меня эта методика раннего развития стала своего рода открытием, особенно во время работы с детками до года и старше. И надо сказать, результаты меня удивили.

Особенность метода – ребенок, еще не умея ни говорить, не ходить, способен зрительно и на слух запоминать очень большое количество различной информации.

Слух и зрение у детей до года наиболее развиты и карточки Домана, которые используются для обучения чтению (или для запоминания другой информации), позволяют ребенку на уровне подсознания научиться читать еще, не умея говорить. И это работает, поверьте мне!

Методика раннего развития

Но не всем родителям эта методика нравится. Ведь во время обучения нужно уделять малышу очень много внимания. Занятия проводятся практически все время бодрствования малыша, и пропускать их нельзя. Ведь одновременно с интеллектуальным развитием необходимо развивать и физические способности, такие как двигательные и мануальные навыки, сенсорика и равновесие. А для этого необходимо каждый день выполнять комплекс упражнений, направленных на их развитие. А если добавить сюда еще и особую систему показа карточек, то время, затраченное на развитие ребенка, как раз и займет весь день.

К тому же многие считают этот метод пассивным, тогда как практика необходима ребенку, чтобы научиться самостоятельности, поэтому систему обучения по Глену Доману очень редко берут на вооружение в школах раннего развития.

Школа С. Лупан

Сесиль Лупан можно смело назвать ученицей Г. Домана, ведь именно он, а вернее, его методика раннего развития вдохновила бельгийскую актрису усовершенствовать его систему раннего обучения. Сесиль, как мать, ориентировалась не на науку, а на свой практический опыт и разработала комплекс специальных занятий для детей с учетом индивидуальности характера, интересов и способностей каждого ребенка.

Лично мне импонирует ее видение развития малыша, где он и мама должны находиться в постоянном контакте с самого рождения крохи. Разговаривать с ребенком как с взрослым, считает Сесиль, необходимо с самого его рождения. Именно разговаривать, а не сюсюкать. И объяснять ему все окружающее его так, словно он уже понимает все, о чем ему говорят. Со временем рассказанное будет принято ребенком на естественном уровне. Так же, как и чтение, которому нужно начинать учить буквально с года.

Методика раннего развития Сесиль ЛупанСлова по системе С. Лупан пишутся большими яркими буквами и крепятся на тех предметах, которые они означают. Кроме того, мама должна быть всегда рядом с ребенком и постоянно объяснять ему все, что его заинтересует, а также развивать его физически, как это и советует Г. Доман.

Опять же, эта система, которая требует самоотдачи от мамы, не всем подходит. Но мама всегда может найти себе помощников в лице других членов семьи: бабушки, дедушки, мужа и старших детей, которые помогут и в изготовлении необходимого развивающего материала, и в обучении малыша.

Методика Сесиль Лупан адаптирована под каждого малыша индивидуально, но в школах раннего развития ее охотно используют и для коллективных занятий, определяя таким образом, что интересует малыша больше и куда можно направить его потенциал.

Методика раннего развития Никитиных

В свое время методика семьи Никитиных стала весьма популярной в Советском Союзе. Оно и понятно, развитие интеллектуально и физически развитых детей приветствуется во все времена и эпохи. А метод, разработанный этой супружеской парой, совершил прорыв в тогдашней системе воспитания.

Методика раннего развития Никитиных

Сегодня школа развития Никитиных стала, в общем-то, малозаметна на фоне всеобщего свободного воспитания детей и лидирующих различных американских и западных методик развития. Но многие принципы, заложенные этой семьей, используются и сегодня. Например:

  • детей нельзя ограничивать в самостоятельности;
  • дети сами должны выбирать себе дело по душе, и задача взрослых не контролировать деятельность, а наблюдать и помогать;
  • дети развиваются в игре и соответственно своему возрасту, постепенно совершенствуют мышление, логику, творческие способности и воображение;
  • система физического воспитания и развития должна включать в себя закаливание и использование спортивных снарядов.


Некоторые из родителей ставят под сомнение пользу закаливающих процедур. Но, опять же, это чисто индивидуальное решение. Если ребенок не имеет противопоказаний к такому роду оздоровительных методов, то почему бы и нет?

Школа Николая Зайцева

Методика раннего развития ЗайцеваВернее, это не школа, а метод легкого обучения детей чтению, письму и математике. Методика довольно узконаправленная и не включает в себя активное физическое и творческое развитие или обучение навыкам. Но она вполне самодостаточна, чтобы разжечь в детях эмоциональный интерес к книгам, к изучению иностранных языков, письму и логике.
Из плюсов метода отмечают возможность:

  • начать обучение в любом возрасте;
  • проводить занятия дома и индивидуально, в группе, в центре;
  • в игровой форме быстро и без особых усилий научится читать, грамотно писать и производить математические действия.

Но отмечаются и минусы. Ребенок приходит в первый класс и ему приходится заново учиться правильно соотносить цвета гласных и согласных букв, делить слова на слоги, а не читать по складам, как это было при обучении чтению по зайцевской методике.

Сегодня, конечно же, существует и множество других узконаправленных методик, и даже просто развивающих материалов для раннего развития ребенка. Но обо всех в одной статье не расскажешь, поэтому я выбрала для обзора только самые популярные. Родителям же рекомендую при выборе методики всегда обращать внимание на индивидуальные особенности малыша, на его предпочтения и, конечно же, на его тип восприятия окружающего мира.

Поделиться с друзьями

Я – журналистка и писательница (в то числе сказок и стихов для детей). Долгие годы работала частной няней. Кроме того, я сама мама троих детей. Хотелось бы поделиться с читателями и читательницами размышлениями и впечатлениями от общения с мальчишками и девчонками. Что-то вроде размышлений и наблюдений в духе «няни Мэри Поппинс». Буду рада, если они вызовут отклик в ваших сердцах.

Оцените автора
Мама может всё!
Добавить комментарий