Методика Монтессори для детей: основная суть и принципы

методика монтессори детям Воспитание

Среди множества педагогических методик, помогающих воспитывать малышей, существует отдельное направление – методика Монтессори для детей. Многие о ней так или иначе слышали, а некоторые – даже знакомы с ее сутью и применяют ее на практике.

Есть у этой методики и свои критики. На некоторых исторических отрезках времени ее даже запрещали – как антипедагогичную и вредную для детского воспитания. Но – спустя какое-то время методика Монтессори вновь возрождалась и находила новых поклонников. В настоящее время во всем мире существует немало последователей и энтузиастов этой педагогической системы, стремящихся воспитывать детей именно в соответствии с постулатами этого учения.

В чем же суть методики Монтессори? Каковы ее достоинства и недостатки? Правильно ли будет, если современные родители станут применять ее для воспитания детей?








Кратко о сути педагогики Монтессори

методика развития монтессори

Свое название эта педагогическая методика получила от имени ее основательницы – итальянского ученого, врача и педагога Марии Монтессори(ссылка на статью о ней). Родилась она в 1870 году, умерла – в 1952 году. Девизом и сутью педагогического подхода к воспитанию детей Мария Монтессори выбрала такие слова: «Помоги мне сделать это самому». Это если говорить в общем. В частности же такой девиз делится на множество самостоятельных пунктов.

  1. Детей учит все, что они видят вокруг себя.
  2. Если ребенка критиковать – он научится осуждать.
  3. Если ребенка хвалить – он научится оценивать.
  4. Если ребенок видит к себе враждебное отношение – он научится драться.
  5. Если с ребенком быть честным – ребенок вырастет справедливым.
  6. Если ребенка будут часто высмеивать – он вырастет робким.
  7. Если ребенок будет расти, чувствуя себя в безопасности – он научится верить.
  8. Если ребенка постоянно позорить – он вырастает с чувством вины.
  9. Если ребенка часто одобрять – он будет хорошо к себе относиться.
  10. Если к ребенку проявлять снисхождение – он вырастет терпеливым.
  11. Если ребенка часто подбадривать – он вырастет уверенным в себе.
  12. Если ребенка окружает атмосфера дружбы и ему постоянно дают понять, что он желанный – он научится любить.

развитие по монтессори

С этими педагогическими постулатами можно соглашаться или не соглашаться – дело каждого. Критика методики Монтессори для детей – вопрос отдельный. Наше дело – рассказать об ее сути (кстати, рассчитана она исключительно на воспитание детей дошкольного возраста – от 1 года до 8 лет). А суть такова: ребенок должен воспитывать себя сам – только тогда из него вырастет полноценный и уверенный в себе человек. Что значит такое самовоспитание?

  1. Ни родители, ни педагоги не должны заставлять ребенка усваивать те или иные знания.
  2. Малыш должен выбирать самостоятельно, чему ему учиться в том или ином возрасте. Каждый ребенок – уникальная личность, поэтому и обучаться он должен не по каким-то общим программам, а исключительно индивидуально. Образно говоря, к чему тянется его детская душа в тот или иной период времени.
  3. Задача родителей и педагогов – обеспечить ребенка всеми необходимыми условиями и пособиями, чтобы учеба проходила эффективнее. Но – ни в коем случае не вмешиваться в процесс детского самообучения, а лишь наблюдать со стороны.

детское развитие монтессори центры

Как, по мнению Марии Монтессори, должно проходить такое обучение в практическом плане? А вот как:

  • занятия проходят в специально организованных помещениях, разделенных на зоны, в которых имеются все необходимые условия и пособия для самообучения;
  • делить детей на группы по возрасту ни в коем случае не нужно. Все малыши – от годовалых до восьмилеток – находятся в общем помещении. По мнению Монтессори, это очень хорошо. Младшие будут брать пример со старших, а старшие опекать младших;
  • педагоги, безусловно, обязаны присутствовать при обучении и наблюдать за процессом, но не заставлять ребенка делать «то-то и то-то». Пускай малыш все делает сам: долго или коротко, самостоятельно или в компании – это его дело.

Разумеется, никакого хаоса и вседозволенности в ходе самообучения быть не может:

  • ребята должны соблюдать тишину и не мешать другим заниматься;
  • если им нужно побегать, попрыгать или покричать, то это можно сделать в специальных комнатах для этих целей, которые дети посещают самостоятельно, когда им захочется;
  • после самообучения все игрушки и пособия дети аккуратно убирают на место;
  • ни в коем случае дети не должны отбирать друг у друга игрушки и пособия. Кто первым их взял, тот с ними и занимается. За этим обязаны следить педагоги.

Специальные зоны

монтессори методика

Самообучение – понятие многогранное, поэтому научиться всему в одном помещении – дело трудновыполнимое. Для этого Мария Монтессори предусмотрела разделение помещения на отдельные зоны.

  1. На практическую зону. Здесь дети осваивают элементарные практические навыки: учатся подметать пол, складывать мусор в совок, одеваться и раздеваться (тренируясь, впрочем, не на себе, а на куклах), стирать одежду и гладить ее, протирать пыль, мыть фрукты и овощи и даже готовить из них простейшие салаты и т. д.
  2. На сенсорную зону. Такая зона должна быть наполнена предметами разной формы, размеров, веса и цвета. Занимаясь с этим предметами, дети тем самым развивают мелкую моторику, а, кроме того, совершенствуют свое внимание и память.
  3. На математическую зону. В этой зоне находятся всяческие приспособления и предметы, которые помогут детям осваивать элементарные арифметические и геометрические навыки и умения. Например, приспособления для арифметического счета и модели геометрических фигур. Кроме азов математики, дети параллельно будут развивать в себе зачатки абстрактного мышления и вырабатывать усидчивость.
  4. На языковую зону. Здесь дети получают первичные представления о буквах и учатся читать. Ну и, разумеется, таким способом пополняют свой активный и пассивный словарный запас. Для этих целей в зоне должно быть все необходимое: азбуки, кубики с буквами и рисунками и т. д.
  5. На космическую зону. Здесь малыши получают первые представления о мире, который их окружает, природе, погодных явлениях, а также о культуре и обычаях различных народов. Самые подходящие пособия для этих целей – карты, коллекции минералов, тематические картинки, минералы.

Соблюдение всех этих условий, по мнению Монтессори, поможет воспитанию детей и развитию в них самостоятельных навыков для дальнейшей жизни.

И все-таки давайте поспорим…

методика раннего развития монтессори

Выше говорилось, что критика методики Монтессори не входит в планы этой статьи. Но все же на отдельных спорных моментах хотелось бы остановиться. Иначе трудно будет решить, годится ли такая методика для современного воспитания детей, и, соответственно, стоит ли ей следовать.
Главным преимуществом данной методики всегда считалось самостоятельное, без вмешательства взрослых, развитие ребенка. Но отсюда вытекают и очень важные спорные моменты.

  1. А как же быть с эмоциональным и творческим развитием детей? Почему в методике не отведено места для сюжетно-ролевых и подвижных игр? Ведь все это чрезвычайно важно для нормального развития ребенка! А у Монтессори об этом – ни полслова. Особо рьяные критики говорят, что такая методика может воспитать лишь «маленьких старичков», но никак не полноценных детей.
  2. А как быть, если ребенок – застенчивый и необщительный? Разве сможет он нормально самообучаться? Почему методика не учитывает, что у всех детей – разный характер и темперамент, и потому их обязательно нужно обучать, непременно учитывая эти важнейшие обстоятельства?
  3. И еще: в методике не отведено места для общения детей и взрослых. А кто же будет отвечать малышам на их бесконечные «почему»? Такие ответы малыш может получить исключительно от взрослых, но никак не самостоятельно.

Вероятно, именно поэтому в настоящее время методика Монтессори для детей в полной мере не применяется, из нее берется лишь самое лучшее.
Желающим познакомиться с методикой Монтессори нагляднее, рекомендуем посмотреть это видео.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Мама может всё!
Добавить комментарий

  1. Надежда

    Интересная методика, не знала до этого.

    Ответить