Любовь, буллинг, выгорание. Как психологи помогают детям в лагерях

Любовь, буллинг, выгорание Дети

Пару лет назад психолог в штате детского лагеря был редкостью, но сейчас для многих учреждений это норма. Какова роль педагога-психолога в лагере, чем полезны психологические игры и как помочь ребенку пережить неразделенную любовь? На эти и другие вопросы отвечает методист школы педагогического мастерства управления образования ФГБОУ «ВДЦ «Смена» Анастасия Ганова.

— Анастасия Тимуровна, как психологи участвуют в работе детского оздоровительного лагеря?

Лучшее в телеграм: посмотреть

— Педагог-психолог нужен для того, чтобы создать в лагере комфортную и безопасную среду. Мы участвуем и в разработке, и в реализации программ лагерей, сопровождая всех участников смены. Помогаем оценивать качество образовательного процесса, отслеживаем эмоциональное состояние детей, а также комфортность и безопасность образовательной среды. Если ребенку, вожатому, педагогу или родителям нужна психологическая помощь, оказываем ее на индивидуальных консультациях. Плюс повышаем компетентность всех участников образовательных отношений, проводя различные занятия, мероприятия, семинары.

— Какие приемы из психолого-педагогической копилки вы рекомендуете вожатым использовать в программе смен: игры на сближение, дневники настроения, арт терапия — что еще?

— В первый день смены нужно устраивать игры на знакомства, чтобы обучающиеся смогли презентовать себя и узнали друг друга. Дальше идут игры на сплочение и командообразование. От этого во многом зависит, насколько дети будут довольны пребыванием в лагере. Дополнительно педагоги могут проводить игры на выявление лидеров, чтобы затем делегировать определенные задачи детям. Есть игры, которые изначально помогут выявить детей с повышенной тревожностью и агрессивностью.
Важна и психологическая диагностика, которую могут проводить и вожатые, и воспитатели. Например, «Экраны настроения» нужны для рефлексии и получения обратной связи.

— Одна из психологических «фишек» последних лет в оздоровительных лагерях — это комнаты психологической разгрузки и эмоциональной стабильности. Зачем они нужны?

— Сенсорные комнаты — это пространство, оборудованное специальными приспособлениями, которые особым образом способны воздействовать на органы чувств человека. Когда ребенок или взрослый находится в такой комнате, у него улучшается эмоциональный фон. В «Смене» в этом году откроется комната эмоциональной стабильности «Атмосфера». Планируется, что первое время она будет функционировать только для специалистов и поможет справиться педагогам, вожатым, воспитателям с проблемой эмоционального выгорания. Далее там смогут работать психологи с детьми.

— Давайте подробнее остановимся на психологической безопасности ребенка в лагере. Первая проблема, с которой сталкиваются дети, — это адаптация. Скажите, как могут эмоционально подготовить ребенка родители, чтобы снять тревожность?

— Родителям в первую очередь необходимо заранее мотивировать ребенка на поездку. Можно вместе изучить информацию о лагере и рассказать, какая деятельность его ожидает и какую она принесет пользу. Если родители в детстве отдыхали в лагере, стоит поделиться этим опытом. Конечно, нужно предупредить ребенка, что в течение ближайших двух-трех недель ему придется быть более самостоятельным, и напомнить о навыках самообслуживания. Очень важно настроить его на это и на то, что как бы далеко ни были родители, сердцем и душой они рядом. Лагерь — это временно.

— А что нужно делать вожатым, чтобы ребенок не просился домой?

— В первые дни смены важно познакомить ребенка не только с отрядом и вожатыми, а со всеми специалистами, с которыми он будет взаимодействовать во время смены. Обязательно нужно показать ему территорию лагеря, рассказать о правилах и нормах. Так ребенок почувствует причастность к новому месту, и ему станет спокойно и комфортно.

Будет отлично, если вначале вожатые и воспитатели, проведя диагностику, смогут узнать интересы и увлечения детей, их способности и возможности. Благодаря такому подходу каждый ребенок сможет проявить себя и показать свои таланты.

И конечно, главный залог успеха — совместное творческая деятельность детей: различные игровые техники и поручения, в процессе которых ребята смогут взаимодействовать друг с другом и проявлять себя!

— Летний лагерь часто становится местом, где подросток встречает первую любовь. Порой она бывает неразделенной и становится трагедией для ребенка. Как в данной ситуации могут помочь вожатые и психолог?

— В такой тяжелый момент самое главное быть рядом с ребенком и понять, что ему нужно именно сейчас: если он хочет выговориться — внимательно, по-товарищески выслушать, если хочет побыть в одиночестве — предоставить эту возможность. Важно без усмешек отнестись к чувствам ребенка: ему нужно время, чтобы справиться с эмоциями.

Психолог-педагог работает и с самооценкой подростка. Ребенок может подумать, что эта ситуация произошла по его вине — что он какой-то не такой. Тут психолог может выступить как нейтральное лицо: поможет проанализировать ситуацию и мягко направит к выводу, что каждый человек делает свой выбор, и иногда это решение отличается от наших ожиданий.

Применяя различные техники и методики, можно помочь ребенку справиться со стрессом и выработать стратегию дальнейшего поведения.

— Следующий вопрос очень болезненный как для родителей, так и для вожатых. Что делать с гаджетами? В некоторых лагерях у детей забирают телефоны и выдают на время, в других — оставляют. Как лучше с точки зрения психологии?

— Конечно, мы живем в современном мире и умеренное использование современных технологий необходимо. Вопрос в том, какой должна быть норма пользования. Также нужно понимать, что если мы предложим ребенку интересную альтернативу, он сам забудет о смартфонах и планшетах. Детский лагерь как раз и есть такое творчески-ориентированное пространство с насыщенной и интересной программой. Мы используем гаджеты с образовательной целью, для поиска нужной информации. И конечно, телефон нужен для связи с родителями.

— Еще один страшный сон родителей — это буллинг. Тревожно, что ребенка невзлюбят в лагере и начнут обижать. В таких ситуациях дети боятся жаловаться взрослым. Учат ли сегодня вожатых, как разглядеть проблему и как правильно действовать?

— Профилактика буллинга — одна из самых частых тем, которую специалисты прорабатывают на методических семинарах. Мы учим вожатых замечать «красные флажки», которые могут стать предпосылкой травли, а также акцентируем внимание на мерах профилактики.

Главный показатель качественной деятельности вожатого в организационный период — это сплочение детей и выработка четко обозначенных, единых для всех правил отряда. Кстати, можно предложить детям выработать эти правила самостоятельно. Также рекомендуем устраивать мероприятия, на которых можно в интересной форме объяснить детям: мы все разные, но можем жить дружно.

В профилактике конфликтов и буллинга помогает и аналитическая работа с ребятами: методы рефлексии, игровые технологии, опросы. Благодаря такой полномасштабной педагогической диагностике можно выявить антилидера, который травит кого-то, или саму жертву буллинга. Если таких детей выявили, с ними начинают комплексно работать вожатые, воспитатели и психологи.

Травля недопустима в принципе — ни в лагере, ни в жизни!

— А чего нельзя делать детям, которых травят?

— Категорически нельзя отвечать агрессивными действиями и замалчивать сложившуюся ситуацию — не говорить об этом вожатым и родителям, а молча терпеть. Нужно обязательно рассказать взрослым, они помогут.

— Хорошо, что в лагерях стали работать практические психологи, которые помогают выстраивать отношения внутри детского коллектива. Вы уже упомянули, что психологические трудности бывают и у самих вожатых. Как вожатым избежать эмоционального выгорания?

— Работа в лагере требует физической и эмоциональной готовности. Когда трудишься много месяцев подряд, а смены непростые — например, в них участвуют дети-инвалиды и дети с ОВЗ — требуется психологическая поддержка. Мы проводим с вожатыми тренинги: рассказываем, где черпать энергию, как работать со стрессом, распределять нагрузку и находить баланс между трудом и отдыхом.

Очень полезно научить вожатых различным техникам, которые легко применять в обычной жизни. Например, это дыхательные тренировки, упражнения на расслабление и сокращение мышц, аффирмации и медитации — такие маленькие интересные «штучки», которые помогают восстанавливаться, сохранять свой эмоциональный фон благополучным и всегда быть в ресурсе!

Материал подготовлен в рамках информационной акции МОСГОРТУРа «Безопасное лето»

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Мама может всё!