Психолог и руководитель Центра психологической поддержки в Москве Анна Рязанова объяснила, чем вредны компьютерные игры и гаджеты для детей с точки зрения работы мозга. А также рассказала, как справиться с зависимостью от виртуальной реальности.
Часто родители отмечают, что дети, которые «залипают» в гаджетах, играют в компьютерные игры, становятся беспокойными, рассеянными, меньше коммуницируют с окружающими. Они больше подвержены депрессивным состояниям. Причиной этого может быть зависимость от быстрого дофамина.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Так работает мозг
Когда мы предвкушаем какое-то удовольствие или ожидаем вознаграждения, в нашем мозге вырабатывается такое химическое вещество, как дофамин. Именно его получение мотивирует нас к определённым действиям. Но дофамин бывает медленным и быстрым.
Медленный дофамин вырабатывается, когда ребёнок регулярно занимается физической активностью, при этом ставит какие-то рекорды, добивается каких-то успехов. То есть у него есть цели, которые он достигает. Либо это могут быть достижения в учебной деятельности.
Быстрый дофамин вырабатывается в ответ на внешние стимуляторы: соцсети, компьютерные игры, просмотр коротких видеороликов. Безусловно, во время выполнения этих действий, ребёнок испытывает искусственную воодушевлённость, эмоциональный подъём, будто он, действительно, преодолевал препятствия, участвовал в гонках, уничтожал врагов. Однако вслед за этим следует эмоциональный упадок, депрессивное настроение, апатия. Это связано с таким явлением, как дофаминовая яма. Детскому мозгу вновь требуется подзарядка дофамином. Он знает, как его получить быстро, и мы видим, что ребёнок вновь «залипает» в гаджетах или играет в компьютерные игры. То есть создаётся зависимость от «лёгких удовольствий».
Но для здоровой детской психики, мозга важна дисциплина, то есть смена познавательной и физической деятельности, чёткий распорядок дня: сон и приём пищи в одно и то же время. Однако искусственные стимуляторы, особенно если они используются бесконтрольно, неограниченное время, сбивают здоровый детский режим.
Как помочь ребёнку выйти из этого состояния?
- Безусловно, нужно заметно сократить время пребывания ребёнка в виртуальной реальности. Определить чёткие временные рамки для использования компьютера, гаджетов. Отлично, если среди недели есть возможность выделить «разгрузочный» день от гаджетов и компьютера и посвятить его каким-то полезным делам, мероприятиям: отдыху на природе, например, где можно совместить познание окружающего мира с различными активностями.
- Также можно создавать здоровую альтернативу каждый день. Использовать увлекательные занятия, которые могут заменить время, проводимое за гаджетами. Это может быть спорт, прогулки на свежем воздухе, чтение, рисование или настольные игры.
- Технологии можно использовать в плюс. Например, выбрать образовательные или развивающие игры, которые могут быть полезными. Но опять-таки следует помнить об ограничении времени.
- Важно поощрять физическую активность ребёнка – создавать мотивацию для его новых рекордов, достижений.
- Станьте примером для своего ребёнка. Покажите, как правильно «добывать» правильный медленный дофамин через физическую и умственную активность, дисциплину, планирование, достижение целей. Это самый эффективный вариант вместо ссор и наставлений.
- Обращайте внимание на эмоции ребёнка и говорите о том, что он чувствует, когда играет в компьютерные игры. Иногда зависимость от гаджетов может быть связана с другими проблемами.
Скорректировать стратегию по работе с детской зависимостью от гаджетов и компьютерных игр поможет профессиональный психолог.