Не буду спорить: все детки – индивидуальны и одинаково легко запоминать формы, цвета и другие величины получается не у всех. Если только не начинать прививать им эти понятия с самого раннего возраста. И делать это так же естественно, как, например, ходить на горшок или кушать кашу ложкой. Тогда все обучение будет проходить одинаково легко для ребенка с любым типом восприятия.
С какого возраста начинать?
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Считается, что ребенок только на втором году жизни начинает соотносить предметы с их цветом и формой. Главным для детей до 4 лет является форма предмета, а цвет до этого возраста воспринимается лишь только как яркая «добавка» к тому, что кроха может потрогать (или даже попробовать «на зуб»). Есть мнение, что до 3-4 лет малыш еще не умеет различать оттенки, тона и полутона: такое умение к нему приходит уже после 4-5 лет.
Но не стоит затягивать до этого возраста! Практика показывает, что если ребенку прививать названия цветов (и не только ярких!), форм, величин и противоположностей на самых ранних порах его развития, то ему намного проще будет потом обучаться математике, чтению и логическому мышлению. Ведь он уже к 4 годам научится сравнивать, соединять и противопоставлять.
Наблюдая за ребенком с самого рождения, мамы наверняка замечают, что уже к трем месяцам малыш начинает останавливать свой взгляд на ярких предметах. Солнечный свет из окна, ярко-красная или синяя футболка на старшем брате или отце, желтый мамин шарф, оранжевая погремушка – все это вызывает у него интерес. С этого самого момента и стоит начинать называть малышу цвета и предметы, на которых остановился его взгляд. Если кроха смотрит на ярко-синий воздушный шарик у себя над головой, то маме стоит назвать ему этот предмет и добавить к нему название цвета и форму. И желательно не один раз за день. Например, «круглый синий шарик». И обязательно дайте ему его потрогать.
Поверьте, если таким образом последовательно и постоянно проговаривать все предметы, которыми будет интересоваться малыш, то к году в нем уже сформируются четкие понятия цвета и формы многих знакомых ему (в рамках квартиры) предметов.
Как правильно говорить с малышом
Очень важно при общении с крохой правильно с ним разговаривать. Это значит, что ни в коем случае нельзя:
- сюсюкать, коверкая слова и изменяя их смысл. Если малыш видит кошку, то это должна быть кошка, а не «киса» и не «мяу»;
- называть предметы в уменьшительно-ласкательном склонении. Собака, а не собачка, кошка, а не кошечка, шкаф, а не шкафчик. Это относится ко всему, кроме близких людей. Бабушку можно называть бабулей, а старшего брата братиком;
- подменять понятия и называть предметы их аналогами. Например, если ребенок видит голубя, то надо назвать его голубем, а не птицей, потому как птичкой потом окажутся и воробей, и курица. Если воздушный шарик овальный, то не надо говорить, что он круглый.
Последовательность и периодичность
В изучении окружающих деток предметов (их цвета, формы, назначения) очень важна последовательность. Поэтому (всегда!) называя предмет, обозначайте сначала его форму, а потом цвет. Например, «прямоугольный красный диван» или «круглый синий стол».
Цвета стоит сразу называть правильно, чтобы у ребенка сразу вырабатывался навык отличать красный цвет от оранжевого или от малинового. Сложные по цветовой гамме (или полосатые) предметы лучше обходить стороной и не заострять пока на них внимание малыша (хотя бы лет до 1,5-2).
Главное до года – четко проговаривать название предмета, его форму, цвет и давать ощупывать его. И так всякий раз, когда «прогуливаете» ребенка по дому на руках. Он должен слышать четкое название и научиться ассоциировать слово с предметом.
Сложные фигуры, цвета и другие понятия
Со сложными фигурами и цветами придется повременить и ввести их только после года-полутора, когда кроха начнет все брать в руки, ощупывать и осматривать с разных сторон. Тогда же стоит начинать вводить и такие понятия как противоположные и одинаковые величины. Учить этим понятиям надо не сразу, а постепенно и последовательно. И если до года обучение (а лучше сказать, просто общение) с малышом проходило только в рамках посмотреть и потрогать окружающие предметы (и даже еду!), то после года уже нужны будут дополнительные материалы (кубики, карточки, книжки с картинками). Да и сама «учеба», скорее всего, выйдет за рамки дома, и изучение окружающего мира во всем его разнообразии продолжится на улице.
«Большой – маленький», «высокий – низкий», «молодой – старенький» – это совсем разные понятия, но родители и сами их частенько путают и неправильно называют детям. Старенькая бабушка, но молодой мужчина. Дом высокий (не большой!), а кустик низкий (не маленький!). А вот собачка маленькая, а тигр большой! Главное, не перепутать самим! Иначе со временем ребенка надо будет переучивать от неправильно привитых понятий.
Ассоциации
Ассоциации стоит вводить после 2 лет, когда у малыша будет уже свой определенный «саквояж» знаний и понятий. В психологии слово «ассоциация» означает взаимосвязь, соединение. Ассоциативное мышление предполагает нахождение связей между, казалось бы, разными предметами.
В принципе уже в самом начале обучения формам и цвету малышу даны были такие связи. Например: круг и стол, квадрат и стол, овал и стол. Стол ведь бывает разных форм. Но после двух лет смело двигайтесь дальше. Сравните форму стола и, скажем, форму зеркала. Хорошо, если они похожи, а если нет? Сравните тоже! Ведь по величине вы их должны были уже давно (еще полгода назад!) сравнить: стол – большой, а зеркало – маленькое. Теперь пришло время сравнения по форме.
Ассоциации и сравнения очень хорошо проводить и на картинках в книжках, и по изображениям на карточках (кубиках). Вопрос – на что похоже – хорошо развивает воображение ребенка и учит строить логические связи и даже цепочки. Если каждый день тренировать воображение малыша таким образом (начиная от простых понятий и переходя к более сложным), то к 4-5 годам он будет не только знать все формы, цвета и величины, но и научится логическим построениям. А это очень важный навык, необходимый не только для учебы, но и для всей жизни.
Главное – обучать всему, играя!
Мы уже говорили о важности игры в развитии ребенка. Нельзя заставить малыша делать что-то по принуждению. Да и не надо. Вполне достаточно будет заниматься (играть) с ним каждый день и показывать тем самым крохе всю важность этих игровых занятий. Познавая мир, его разнообразие в цветах и формах на примере взрослых или во время игры, малыш будет впитывать все знания естественно и легко. Так, словно он пьет полезный сок или ест полезную пищу, которую ему предложили заботливые родители. Это очень просто, поверьте. И никакие школы раннего развития не смогут сравниться с таким обучением!