Дисграфия и дислексия: роль родителей и педагогов в преодолении трудностей

Дисграфия и дислексия Дети

Ребенок пошел в школу, и родители начинают замечать, что все чаще у него случаются проблемы с навыками письма или освоением чтения. Как правило, взрослые списывают все на банальную лень или баловство – мол, еще не включился в школьную программу, со временем догонит. Но идет время и уже встает вопрос о необходимости подтягивать школьную программу: мамы и папы «отстающих» учеников задумываются о репетиторах уже к концу первого класса. Но педагогическими методиками с проблемой не справиться, если у ребенка дислексия или дисграфия. Распознать их родителям довольно сложно — интеллектуальный уровень ребенка совершенно не страдает, но при этом читает и пишет он с большим трудом. Руководитель методического отдела сети логопедических центров, «Детская академия речи», учитель-логопед Варвара Данекина рассказывает о роли родителей, учителей, коррекционных специалистов в преодолении этих нарушений.

Что это такое?

Дисграфия проявляется в различных нарушениях письма. Как правило, это неправильное написание слов, замена, пропуск букв или их перестановка.

Лучшее в телеграм: посмотреть

При дислексии нарушена способность читать правильно и наращивать темп чтения с возрастом. Также дети-дислексики с трудом понимают и запоминают прочитанное.

У врачей и ученых нет единого мнения о причинах возникновения дисграфии и дислексии. Но большинство исследований указывает как на генетические и внутренние факторы (асимметрия двух полушарий мозга, нарушения слуха, различные патологии при родах и т.д.) так и на внешние факторы ( психологическая готовность, завышенные требования родителей или учителей, минимальное количество речевой практики и др).Дисграфия и дислексия 2

Предпосылками к заболеваниям являются различные задержки речевого развития, которые проявляются в дошкольном возрасте. Но говорить о явных нарушениях можно не раньше 7 лет. Один ребенок с трудом осваивает чтение — любые попытки больше читать, пересказывать и работать с текстом воспринимает в штыки. У другого очень страдает письмо: простейшие ошибки, пропуск букв, отсутствие окончаний в словах, перестановка слогов и т.д. Нередко оба нарушения встречаются вместе, при этом с остальными предметами, как правило, полный порядок: учителя просто записывают школьника в «отстающие» по русскому и чтению и предлагают родителям уделять этому больше времени и внимания. Но многие, увы, не знают, что от количества написанных прописей и прочитанных страниц ситуация не улучшится: этот способ при дислексии и дисграфии не работает, так как у малыша есть сбой разных функций в работе некоторых отделов мозга и концентрироваться нужно на их устранении. На вопрос, считаются ли дисграфия и дислексия болезнями, специалисты не могут ответить однозначно. Хотя оба нарушения включены в МКТ-10 (Международный классификатор болезней), действующий в большинстве стран, включая Россию.

Коррекционные специалисты настоятельно рекомендуют в дошкольном возрасте проходить диагностику, если у малыша есть речевые нарушения, и даже если по мнению родителей их нет — просто сходить на консультацию и убедиться, что сын или дочь развивается по возрастным нормам. Важно понимать, что ни дисграфия, ни дислексия не проходят самостоятельно. Корректируют нарушения нейролингвист, совмещающий навыки работы нейропсихолога и логопеда или логопед и нейропсихолог по отдельности, но работающие в связке. Иногда нужна консультация невролога и сурдолога, чтобы убедиться в отсутствии нарушения слуха.

О дисграфии

Нарушений письма – большое количество и у каждого ребенка проблема (если она есть) будет проявляться по-своему. На что важно обратить внимание педагогу и родителям? Прежде всего, на то, что все ошибки не носят какой-то эпизодический характер. То есть дополнительные занятия дома, прописи, любые повторения результата не дают – ребенок продолжает «ходить по кругу».

Не всем педагогам удается распознать признаки дисграфии, поэтому родителям важно контролировать письменную речь своего ребенка. Как ошибки могут встречаться в письме? Школьник с нарушенным звукопроизношением пишет букву так, как произносит, путает фонетически близкие звуки (б-п, й-ль, о-у, ч-ть, з-ш, с-ш, ч-щ и т.д.), пропускает буквы и слоги, меняет их местами, вставляет ненужные буквы, отзеркаливает, пишет предлоги слитно, а приставки раздельно, пишет аграмматично (например, красивый ручка).

Важно знать!

Если ребенок просто не знает правила грамматики или допускает ошибки время от времени – это не говорит о дисграфии. Ее можно диагностировать только в том случае, если нарушения письменной речи носят стойкий характер.

О дислексии

Причинами нарушения считается несформированные психические процессы, которые отвечают за то, чтобы процесс обучения чтению протекал без ошибок. Родителям ошибки, которые допускает ребенок, часто кажутся глупыми и простыми – но ребенок действительно не может прочитать иначе. Кроме того, у дислексика могут быть проблемы с вниманием, координацией, сложности с произношением, ориентацией во времени и пространстве. Патологию очень важно заметить вовремя, чтобы не столкнуться в более старших классах с трудностями не только в учебе, но и общении со сверстниками. Как распознать нарушение? Несмотря на то, что диагностировать его можно только к концу первого класса, многие симптомы в дошкольном возрасте будут «сигналить» о возможных проблемах в будущем. Например, у малыша не было активного ползания – он сразу встал и начал ходить, есть различные нарушения речи (произношение, ошибки, скудный словарный запас), он не усидчив, не умеет играть по правилам и выполнять задания по возрасту. Ближе к первому классу можно заметить, что ребенок сложно запоминает новые слова или забывает знакомые, а главное, испытывает проблемы при работе с текстом. Например, уже пытается читать, но теряет целые слова или строчки, не понимает прочитанное, проглатывает окончания и т.д.

Как помочь?

Прежде всего, не давить, не кричать, не настаивать на дополнительных занятиях, чтобы повысить успеваемость. Надо принять мысль, что у ребенка другое мышление: ему очень трудно осмысленно читать, соединять буквы и фразы. Только соответствующая коррекция может повысить самооценку, создать правильную мотивацию, поможет ребенку справляться с эмоциями и уже потом шаг за шагом осваивать чтение и письмо. Логопеды, нейропсихологи, дефектологи уже в раннем возрасте могут выявить предрасположенность к дислексии и дисграфии – важно не затягивать и своевременно проходить диагностику, чтобы ловить тревожные сигналы и работать с ними.Дисграфия и дислексия 3

Если родители видят, что ребенок общительный, сообразительный, эрудированный, но ему трудно самостоятельно работать с устным или письменным текстом, нужно вместе с классным учителем составить план действий. Прежде всего, нельзя ругать за плохую успеваемость, указывать на ошибки, настаивать на выполнении трудных для малыша заданий – это лишь усугубит ситуацию и приведет к нежеланию учить что-то новое. А вот похвала даже за незначительный, но очень важный для ребенка успех, будет иметь свои плоды.

Что делать дома?

  • побольше акцентироваться на мелкой моторике – пластилин, плетение (резинки, бусинки, счетные палочки), упражнения для пальцев рук и ладошек, которые будет рекомендовать нейропсихолог;
  • играть в слова, придумывать свои правила, чтобы подогревать интерес, делать упражнения по совету коррекционных специалистов;
  • заниматься развитием речи ребенка и пополнять словарный запас. В этом помогут книги, аудио-сказки, документальные фильмы, интересные по возрасту и сюжету;
  • обязательно развивать координацию, двигаться – крупная моторика важна не меньше мелкой: игры в мяч, стоп-игры, «замри», домашняя гимнастика;
  • читать и учить стихи, пословицы, поговорки;
  • не заставлять читать самостоятельно, пока ребенок не будет готов. Следовать подсказкам специалиста – с чего начать, сколько времени читать и т.д.
  • Читать и обсуждать прочитанное. Малыш должен «включаться», рассуждать, логически понимать текст. Если были непонятные слова – проговаривать, просить пересказать все, что услышал.

Все занятия нужно проводить в дружественной и комфортной для школьника обстановке. Чем мягче будет проходить процесс обучения и чем раньше будет начата коррекционная работа, тем быстрее пойдут процессы освоения письменной речи и навыков чтения.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Мама может всё!