Некоторые молодые мамы не всегда знают, во что поиграть с ребенком в год. После года жизни активность карапуза возрастает, ведь именно в этот период многие детки начинают ходить, а значит, и исследовать пространство квартиры. Им все интересно и до всего есть дело. Малыши пытаются подражать родителям, и поэтому именно в такое время нужно начинать учить их навыкам, развивать координацию движения и мелкую моторику. А это лучше всего делать именно с помощью игр и занятий.
Какие игры подойдут для годовалого ребенка
Принято считать, что развивать ребенка должна только мама, ну или тот, кто ее временно замещает – бабушка, старшие братья и сестры или няня. Но ведь в семье есть еще и папа, и дедушка. И их игры с малышом не менее важны для крохи в плане воспитания. Поэтому мамам стоит активно привлекать мужчин семьи к присмотру и играм с маленьким непоседой.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Чем же могут занять карапуза домашние? Игр для годовалого ребенка очень много, и все они делятся на активные (подвижные) и на требующие усидчивости и сосредоточенности. Но беря во внимание, что детки по своей природе все разные и по типу восприятия, и по эмоциональности, и по характеру, надо помнить, что для одних больше подойдут шумные и подвижные занятия, а для других – спокойные и требующие вдумчивости.
Но и для тех, и других главной целью будет укрепление эмоциональной связи с родителями и другими членами семьи, а также возможность научиться основным действиям, навыкам и понятиям, которые пригодятся им для дальнейшего развития.
Что нужно учитывать при организации игр и занятий
В год малыши еще не знают многих вещей, в том числе и что такое опасность. Они не боятся высоты, не знают, что взяв мелкие предметы в рот, ими легко подавиться или проглотить, они не понимают, что рисовать на стенах и полу – это значит испортить недавний ремонт квартиры, они не видят ничего особенного в том, чтобы просыпать муку или крупу на пол… Перечислять можно бесконечно. Для малышей все новое – это игра, а вот для взрослых детская любознательность и активность – головная боль.
Чтобы активность «годовасика» не доставляла проблем, стоит заранее продумать, как организовать для него пространство для игр. Дом должен быть для малыша безопасным. Как, впрочем, и активные игры крохи – не доставляющие лишних хлопот родителям. А для этого нужно:
- выделить специальный уголок для занятий и самостоятельных игр малыша, а для его вещей – специальный шкафчик;
- использовать манеж, если оставляете кроху одного в комнате, пусть даже и ненадолго;
- все мелкие, острые, бьющиеся и опасные предметы, в том числе и лекарства, нужно убрать повыше;
стулья, табуретки – переворачивать, выходя из комнаты; - закрепить к полу все тяжелые и малоустойчивые предметы.
Это что касается безопасности во время игр. Но есть еще несколько правил, которые родителям нужно помнить, когда они организуют игры и занятия для ребенка.
- Играя в подвижные игры, следите, чтобы малыш не упал и не стукнулся об острые углы стола или стула. Освободите пространство от лишних предметов (разбросанных игрушек), чтобы ребенок не спотыкался об них.
- Годовалые дети быстро устают и не умеют еще сосредотачиваться надолго, поэтому ни игры, ни занятия не должны быть слишком длительными. Как только родители заметили, что ребенок перевозбудился (в активных играх) или начал терять интерес к определенному занятию – игры сразу нужно прекращать.
- При использовании в занятии мелких предметов (мозаики, фасоли) или пластилина будьте бдительны и следите, чтобы ребенок не брал их в рот.
- Не давайте крохе сразу много игрушек – это рассеивает внимание и мешает сосредоточиться, а значит и научиться делать что-то одно. Например, дайте ему только кубики или только пирамидку, или машинку и мишку, чтобы он его покатал.
- Используйте для игр не только игрушки малыша, но и предметы быта и вообще все, что есть в доме подходящего:
- кастрюли, ложки, шумовку, сито;
- шнурки, старую одежду и обувь (чистые);
- небьющуюся посуду;
- подушки-думки, одеяла, полотенца;
- табуретки, пуфы;
- полиэтиленовые пакеты, старые газеты, коробки и баночки из-под пюре и так далее.
- На улице не бойтесь предлагать малышу выполнить действия, связанные с координацией движения: походить по бортику, влезть на горку, перелезть через небольшое препятствие. Но всегда страхуйте его и поддерживайте словами похвалы.
Совместные игры с родителями
Как уже было сказано, с годовалым малышом легко организовать как совместные игры, так и игры (занятия) для него одного. С родителями или другими членами семьи годовалому крохе будет интересно:
- поиграть в мячик или в прятки. Активные игры с малышом сплачивают семью;
- посмотреть книжку с картинками или нарисовать рисунок, раскрасить картинку. Рисовать карапуз еще сам не умеет, поэтому ему будет интересно этому научиться, а для этого, конечно же, нужны взрослые;
- научиться складывать башню из кубиков или надевать колечки на пирамидку, или заводить юлу. Все эти игры отлично получается совмещать с изучением цветов, букв, освоением счета;
- начать осваивать ролевые игры, где малыш с помощью игрушек будет учиться жизненным навыкам, а мама научит его труду и помощи по дому. Годовалые крохи с удовольствием, подражая маме, пылесосят пол, вытирают пыль тряпочкой, поливают цветы, прибирают игрушки и помогают относить грязное белье в стиральную машинку;
- играть с предметами «для взрослых»: с кастрюлями и одноразовой посудой (как у мамы), с маленькими инструментами (как у папы), ручками и тетрадками (как у старшей сестры или братика);
- лепить из мягкого пластилина или теста. Игры с последним легко перенести на кухню, когда мама что-нибудь стряпает для всей семьи;
- игры и занятия с мелкими предметами и крупами, с веревочками и разными замочками. Они хорошо развивают мелкую моторику.
В какие интересные активные игры и игры-развивайки можно играть с годовалыми малышами, посмотрите на этих видео.
Игры для самостоятельных крох
Мамам необходимо помнить, что в годик детки еще не умеют занять себя самостоятельно надолго. 15 минут (от силы 20) – это их предел. Да и оставлять их одних в комнате не стоит, даже в манеже. Поэтому, придумывая чем их занять на период выполнения срочных дел, старайтесь всегда держать малышей в зоне своей (и их тоже) видимости.
- Дайте им на это время какую-нибудь новую для них игрушку. А если не новую, то уже забытую старую и припрятанную для таких особых случаев.
- Классические «многоуровневые» пирамидка, матрешка или кубик с отверстиями, куда вставляются фигурки животных или геометрические фигуры – это то, что займет малыша на некоторое время.
- Интересные для крохи вещи, не доступные ему в обычной игре – это те «секретики», которые развлекут его и без помощи взрослых. Ими могут быть коробочка с мамиными безделушками, пакет со старой одежкой или чистой зимней (летней) обувью или кухонная утварь, собранная в коробку. В общем, смотрите сами, чего не жалко!
- Воздушные шарики или бассейн со множеством пластиковых мячиков или детский домик-палатка, в который можно накидать подушек, игрушек и одеяльце – это круто для годовалого малыша!
- Старые журналы и газеты, которые не жалко дать малышу на изучение и измельчение. Дети в год очень любят рвать что-нибудь.
Маме не так уж и трудно занять свое чадо в годовалом возрасте, главное – чтобы это занятие было безопасным и приносило ему пользу – развивало и научало. А все остальное – это полет фантазий родителей.