Каждый год появляются новые диетологические теории, которые не всегда являются верными и здоровыми. Определены 5 трендов в питании, которые будут распространяться нутрициологами и health-коучами в 2023 году. Насколько они правильны — разбираем с к.м.н. Ириной Юзуп.
На первое место уже много лет выходят растительные диеты и замещение животных продуктов продукцией из растительного сырья. Растительное молоко захватывает рынок, растительное мясо все чаще подается в местах общественного питания.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Растительные диеты включают больше клетчатки, витаминов, минералов и антиоксидантов и могут помочь снизить риск хронических заболеваний, но только при условии компенсации недостающих микроэлементов и витаминов.
“Как врач должна предупредить, что веганство и вегетарианство может быть вредным, если вы росли в культуре, которая не приспособлена генетически к большому потреблению растительной пищи (например, как северные народы), — комментирует Ирина. — Обилие клетчатки для такого генотипа – нагрузка на пищеварительную систему, может вызывать различные патологии”.
Кроме того, очень важно проверять составы растительных продуктов. Их обогащают искусственно для достижения необходимой питательной ценности. Не говоря уже о значительной доле сахара, фруктозы и соли в рецептуре подобной продукции.
Второй тренд, который становится все более заметен — тенденция к росту потребления ферментированных продуктов.
Ферментированные продукты, такие как кимчи, квашеная капуста, камбуча полны полезных бактерий и ферментов, которые могут помочь улучшить здоровье кишечника и пищеварение. Это простой и экономичный способ добавить больше пробиотиков в свой рацион. Главное — проверять, на чем сквашены такие продукты, нет ли в составе уксуса, сахара.
Тренд на потребление органических продуктов. Но «ЭКО» и «БИО» продукция – достаточно размытые понятия. Сейчас распространен гринвошинг среди брендов — спекуляция данными терминами для убеждения потребителя в безвредности продукта.
“Название должно подкрепляться сертификатом, в обратном случае, это чистый маркетинг, — предупреждает врач. — Конечно, продукт, выращенный без использования химикатов, на своей экологически чистой земле всегда лучше, чем тот, который был произведен в промышленном объеме. Но очень важно проверить поставщика”.
Тренд на потребление местных продуктов. С одной стороны, потребление только продукции, выращенной в том регионе, в котором вы проживаете — возможность поддержать местного производителя и получить только свежую пищу. Ведь ей не приходится преодолевать расстояние. Этот тренд также связан с сезонностью. Сезонные местные продукты дают намного больше пользы, чем привезенные из теплых стран.
Каждому свое – и это еще один тренд. Персонализированные диеты – новый способ профилактики заболеваний. Иммунные диеты становятся популярными по всему миру, и на то есть причины – рост иммунных заболеваний, системного воспаления и увеличение частоты случаев метаболического синдрома.
“Пищевая толерантность формируется достаточно долго (от 100 лет), человек приспособлен лучше к тем продуктам, которые на протяжении многих лет были в рационе предков. Для каждого генотипа это будут различные продукты, поэтому лучше не следовать трендам, а следить за тем, чтобы те или иные продукты подходили конкретно вашему организму”, — заключает Ирина Юзуп.
Справка: Ирина Борисовна Юзуп — к.м.н., специалист интегративной, превентивной и конвенциональной медицин, врач-педиатр, нутрициолог, сооснователь Академии врачей UniProf.