Вместе с трендом на активное детское развитие пришло множество мифов и заблуждений, как, когда и чему учить ребенка. Но если о пользе мультифункциональности в дошкольном возрасте идут жаркие споры, то умение читать сомнению не подвергается. До школы ребенку крайне желательно научиться читать, иначе дальше ему будет сложнее.
К сожалению, не всегда процесс обучения чтению идет гладко. Существует немало ошибок, которые могут допускать не только старшие члены семьи малыша, но и многие воспитатели. Прокомментировать их мы попросили Олесю Жукову, практикующего логопеда-дефектолога с 30-летним стажем, руководителя центра Развития и Абилитации Ребенка «Логопед-Профи» и автора более 150 обучающих пособий и тренажеров для детей.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
В чем проблема?
Одна из возможных причин того, что чтение «не идет», может лежать у самых истоков обучения, в заучивании букв. Чаще всего взрослый берет алфавит – и вперед, изучать с ребенком буквы. Это довольно распространенная ошибка.
Большинство детей неминуемо начинают путать букву и звук, терять мотивацию к занятиям и интерес к книгам. Этого допускать нельзя. Для чтения нужны не буквы, а звуки – сосредоточьтесь в начале на них. Не стоит перегружать ребенка лишней информацией.
Олеся Жукова: «Изучение алфавита нужно, но не все сразу. Когда малыш знакомится с буквами и звуками, логичным будет идти за естественным процессом развития – осваивать звуки, причем так, как они появляются в вокабуляре ребенка. Сначала гласные, затем простые согласные, и только в конце шипящие и другие сложные звуки, для которых нужно сначала разработать артикуляционный аппарат».
Вместо алфавита воспользуйтесь логопедическим букварем. Олеся Станиславовна разработала такой, чтобы детям было легче осваивать чтение, а также в помощь малышам с речевыми нарушениями. С тех пор «Логопедический букварь», как и серия «Учимся с Олесей Жуковой», куда он входит, – настоящие хиты среди родителей и педагогов-воспитателей.
Второй причиной пробуксовки в чтении может быть излишне строгий подход к занятиям. Есть такие взрослые, кому нравится академический формат – они считают, что в учебе нет места «всякой ерунде» типа игр или развлечений. Это тоже заблуждение.
Олеся Жукова: «Занятия должны быть интересны ребенку и легки для восприятия. Неважно, 3 года ему или 7. Как только азарт и любопытство начинают затухать, заканчивайте «урок». Если ребенок ходит на подготовку к школе, не стоит копировать ее формат дома. Наоборот, разнообразьте подачу и добавляйте больше творческой свободы».
Третья причина нежелания читать – это отсутствие системы. Сотни мам с энтузиазмом берутся за дело, но начинают пропускать занятия из-за нехватки времени или при первых неудачах. Это ведет к тому, что ребенок не запоминает информацию, а едва приобретенные навыки не закрепляет на уровне привычки.
Олеся Жукова: «Чтобы получать удовольствие от деятельности, нужно ввести ее в привычку, а без четкого режима это невозможно. Именно систематические занятия создают успех и приучают малыша к регулярному движению вперед, в колее прогресса».
Если вы уже столкнулись с последствиями этих ошибок – ребенок не хочет или не может читать без когнитивных нарушений – попробуйте вновь пробудить его любопытство с помощью нестандартных решений, которые Олеся Жукова рекомендует в таких случаях.
От игры к чтению
Один из самых эффективных способов раскачки интереса к чтению – буквально окружить малыша словами. Буквы и звуки должны слиться в сознании ребенка с окружающими предметами, он должен осознать, что это не какие-то абстрактные символы, выстроенные рядами, а обозначения конкретных предметов.
Олеся Жукова: «Разместите в квартире карточки с названиями игрушек, бытовых вещей, одежды, посуды. Регулярно прочитывайте их ребенку и просите его делать то же самое. Этот прием здорово работает с любимыми блюдами – карточки с названиями можно разместить даже в холодильнике, ребенку будет любопытно, что же на них написано».
Можно писать малышу и короткие милые записочки из 2-3 слов. Дети обычно их очень любят и стараются научиться, лишь бы только читать послания от мамы самостоятельно. Этот же прием мотивирует их и учиться писать. В итоге – двойная польза.
Игры со словами можно начинать с серией книг Олеси Станиславовны «Домашний логопед». В цикле 15 книг на любой возраст и под любую задачу, от развития речи и постановки определенных звуков до начала чтения и письма. Масса разнообразных коротеньких упражнений для ребенка – как раз то, что надо, чтобы поддержать интерес малыша и помочь ему «расчитаться».
Следующий метод подходит для тех, кто уже подружился с буквами и готов экспериментировать со слогами. Подготовьте карточки с разнообразными слогами и закрепите их на предметах, которые можно двигать и комбинировать между собой (кубиках, брусочках, фрагментах конструктора). Теперь, переставляя фигурки, можно составлять любые слова. Эта простая игра невероятно нравится детям, особенно если в результате получается какое-нибудь смешное слово.
Олеся Жукова: «Я очень люблю карточки, различные приемы работы с ними есть во многих моих пособиях. Карточки дают отличный эффект: легко делаются даже из подручных материалов, а игр и заданий с ними можно придумать великое множество».
Финальный совет, который Олеся Станиславовна дает всем, кто хочет научить детей читать, – не зацикливаться только на чтении. Развивайте ребенка комплексно. Начиная с 5 лет это особенно важно, так как идет постепенная перефокусировка ребенка на школу. Предлагайте детям разные книжки и пособия: учите логически мыслить с помощью шарад и квестов, быть внимательными – рисуя графические диктанты, любить слово – через пересказ известных сказок, управлять мелкой моторикой – тренируясь на прописях. Подходящие пособия можно найти, например, в серии «365 дней до школы».
Для обучения чтению, кстати, там есть сразу несколько книг для разных уровней подготовки. А остальные книжки можно использовать дополнительно для подготовки к школе. Присмотритесь к серии – наверняка там найдется то, что понравится и вам, и ребенку.
И помните, обучение должно быть удовольствием. Ведь сейчас закладывается та самая радость познания, которая будет сопровождать вашего ребенка всю его дальнейшую жизнь. И именно вы можете подарить ребенку эту радость!