Обязательно ли ребенку быть лидером со всеми присущими лидерам чертами характера и образом жизни? Не следует считать, что такой вопрос – малозначащий. Наоборот, он очень важен. В настоящее время большинство родителей, что называется, спят и видят, как воспитать и развить в своем ребенке лидерские качества. По мнению многих мам и пап, быть в жизни лидером – ничего лучшего и не надо. Ведь именно он ведет всех за собой, диктует жизненные правила и законы и добивается в жизни успеха.
Соответственно те, кого он за собой ведет и которые исполняют принятые лидером законы и правила, никаких успехов добиться не могут. Они – ведомые и их удел – быть такими, как все.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Побродите, если есть желание, по интернету. Сколько там всяческих методик, советов, примеров на эту тему! И – почти ничего о том, как сделать из ребенка примерного гражданина, семьянина, работника.
Но каждому ли ребенку обязательно быть лидером? Вообще возможно ли это?
«Сделайте из него лидера…»
«Я хочу сделать из него лидера», – сказала мне мама одного из моих воспитанников. Сама она стремилась к лидерству всеми возможными путями, считая, что это и есть главное в жизни. Ну и, соответственно, своего сына выдела в будущем таким же.
Но ее сын был тихий и послушный ребенок, любивший технику и математику. Возиться с конструктором Лего и решать логические задачки – ничего большего ему не хотелось. С другими детьми он общался редко, их шумные забавы ему были не слишком интересны. Он не любил ничего и никого возглавлять, командовать и указывать. В нем таились задатки ученого или, в крайнем случае, вдумчивого технического интеллигента. По моему мнению, он был к лидерству не предрасположен просто-таки генетически.
Вот тогда я и задумалась: а всех ли детей следует «натаскивать» на непременное лидерство? А ведь именно к этому и стремятся некоторые мамы и папы.
Далеко не все люди способны быть лидерами – хоть как ты «натаскивай» их на это дело. Для этого необходимы специальные качества, причем врожденные. И если их нет, то делайте, что хотите, а человеку лидером не стать. Он рожден быть не ведущим, а ведомым. И это – замечательно, в этом кроется величайшая мудрость Создателя. Потому что не может армия состоять сплошь из генералов.
Как распознать в ребенке задатки лидера
Конечно, и без лидеров нельзя, но это не значит, что его можно воспитать из любого ребенка. Для этого, повторюсь, должны быть природные задатки. Их, если присмотреться и вникнуть, видно невооруженным глазом.
- Потенциальный маленький лидер обычно не ждет, когда его позовут играть. Наоборот, он сам охотно предложит игру и обязательно постарается быть в ней на первых ролях. Вообще ребенок с лидерскими качествами активен и не любит одиночества, ему нравится быть на виду, быть заметным во всех смыслах этого слова. Конечно, здесь легко усмотреть тщеславие, однако необходимо знать, что без этого качества лидером стать невозможно.
- Ребенок-лидер обычно не избегает конфликтных ситуаций. Наоборот, он старается их «разрулить», причем зачастую – исходя из собственных правил и понятий. В других случаях, чтобы доказать свое лидерство, он нарочно создает всяческие конфликты, и затем сам же их «разруливает», миря конфликтующих или, наоборот, сталкивая их между собой. Причем, большей частью, делает он это не продуманно (для этого нужно обладать жизненным опытом, которого у него пока нет), а как бы интуитивно. То есть, таким способом ребенок выражает свои врожденные лидерские качества.
- У ребенка, склонного к лидерству, почти не бывает истерик. Нервная система у него устроена несколько иначе. Любознательность, наблюдательность, находчивость, умение убеждать, всяческие идеи – типичные черты ребенка-лидера.
- Ребенок-лидер всегда в той или иной мере аналитик. Он воспринимает информацию не с помощью чувств и эмоций, а большей частью умом, анализируя ее и стараясь применить на практике.
Конечно, в младенческом возрасте эти качества незаметны, но примерно к 3 годам, когда ребенок начинает осознавать себя личностью, они начинают проявляться очень ярко.
Что делать родителям, если их ребенок – потенциальный лидер
Разумеется, помогать ему развить лидерские качества. Как это сделать?
- Необходимо уважать и учитывать мнение ребенка, интересоваться его точкой зрения. Пускай он спорит – это замечательно! Таким способом ребенок будет учиться излагать собственные мысли и отстаивать свою точку зрения. Для лидера это необходимые качества.
- Следует всячески развивать в ребенке терпение и трудолюбие. Лидер по определению не может быть лодырем.
- Позволяйте ребенку пробовать все делать самому. При этом чаще хвалите его – не за попытки сделать что-то, а за результат. Лидерство, прежде всего, проявляется именно в результате какого-то действия, а не в намерениях.
- Развивайте детский кругозор. Лидер без кругозора – это самодур, а не лидер. Сюда же следует отнести и развитие интеллектуальных способностей. Лидер должен быть умницей, иначе он такого наворотит!
- То же самое касается и таких качеств как умение прогнозировать и планировать. Ну и, разумеется, быть целеустремленным. Лидер должен определять цель, видеть ее и уметь вести к ней других.
- У лидера должна быть развита речь, ведь ему в будущем придется много говорить и убеждать других. Поэтому необходимо ее всячески развивать.
- Умение правильно воспринимать критику – важнейшее из лидерских качеств. Обычно лидеров критикуют больше всего – они всегда на виду. Не обижаться на критику и критикующих, не комплексовать по этому поводу, а делать правильные выводы – очень ценное качество. Ну и, разумеется, необходимо учить ребенка критиковать других. Это – целая сложная наука, требующая отдельного обстоятельного разговора.
Конечно, в некоторых случаях вполне можно перепутать лидерские качества ребенка с эгоизмом. Вообще-то отделить одно от другого не так и сложно, если родители внимательны к ребенку. Эгоизм, в отличие от лидерских задатков, следует гасить на корню. Дальше можно и не продолжать. Как говорится, история полна тому примеров.
Что делать, если ребенок – не лидер?
А ничего не делать. Во всяком случае, родителям в этом случае не следует ударяться ни в какие комплексы и, тем более, оставить все старания сделать из своего милого тихони будущего вождя человечества.
У малыша нет лидерских качеств? Замечательно! Это означает, что в нем почти наверняка таятся другие, не менее важные достоинства. Возможно, в нем скрыт будущий мыслитель-философ, художник, изобретатель, а то и просто добрый и совестливый человек. Разве этого плохо? Тем более что истинными лидерами способны быть лишь 5% от всего человечества. Это – давным-давно известная цифра. Остальным гораздо проще и уютнее находиться «в тени» и при этом не сожалеть, что на их долю не выпало тяжкое бремя лидерства.
Кстати, о моем воспитаннике, о котором упоминалось в начале статьи. Мальчик все больше и больше увлекался конструированием и ментальной математикой. Он развил свои математические способности до такой степени, что запросто способен в уме, без всякого калькулятора, вычислять любые суммы и решать любые уравнения. Вот так!
Думаю, что если бы я в свое время старалась «натаскивать» его на лидерство, то и лидера бы из него не получилось, и талантливого математика – тоже. В этом мире каждому – свое.