Хотелось бы продолжить тему, затронутую в статье «Нереализованные родительские амбиции: почему из-за них должны страдать дети?» и поговорить о детях, таланты которых не были «слеплены» родителями и различными современными методиками. Давайте поговорим о вундеркиндах, которым самой природой дан дар – быть не такими, как все дети.
Кто такие гении от природы?
Вундеркинд – дословно это немецкое слово означает «чудесный ребенок». Конечно же, для любящих родителей их малыш всегда самый лучший и самый чудесный. Но есть дети, которые уже в самом раннем своем детстве намного опережают своих сверстников в интеллектуальном развитии. Такой малыш, еще даже не умея толком самостоятельно одеться и кушать вилкой и ложкой, легко читает тексты, решает задачи, прекрасно рисует, играет в шахматы или музицирует.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
В общем, является ассом в какой либо сфере деятельности, о которой обычные малыши даже еще и слыхом не слыхивали или которую только-только начинают постигать. Мировой истории известны маленькие гении в области математики, физики, астрономии, химии, не говоря уже о множестве юных поэтов, музыкантов и художников.
Есть предположение, что всякий человек уже рождается с определенными способностями. Наверное, это так. Ведь современное общество уже заметило, что если развивать способности ребенка с самого раннего возраста, то его легко научить чему угодно, и амбициозные родители, пользуясь разработанными методиками обучения, успешно применяют их на своих детях.
Но есть малыши, с которыми и заниматься даже не нужно, потому что определенный дар уже вложен в них с рождения. Их таланты очевидны и не требуют от родителей больших усилий и затрат времени. Ребенок развивает свой дар по сути сам, с увлечением рисуя, читая, слагая стихи и решая математические задачи.
Вот тут то и кроется ловушка и для них самих, и для их родителей, которые лишают своего ребенка детства, используя этот дар, данный их чаду свыше, в корыстных целях.
Вундеркинды и их родители
Наверное, любой из родителей втайне мечтает, чтобы его ребенок родился на свет вундеркиндом. Только вот мало кто из мечтающих об этом мам и пап задавался вопросом: «Зачем мне нужно, чтобы мой ребенок родился гениальным?». А когда такое случается, гордость обладания маленьким гением затмевает им глаза, и дитя превращается не в сына или дочь, а в орудие, с помощью которого родители тешат свои амбиции, зарабатывают деньги и пиарятся. И это, заметим (в отличие от родителей, которые развивают таланты своего ребенка с помощью постоянных занятий и денежных вложений), без приложения каких-либо усилий и средств со своей стороны.
В интернете сегодня можно найти очень много статей и роликов на Ютуб-канале, где родители рассказывают о своих маленьких гениях, демонстрируют их возможности, всячески пиарят и их, и себя. Мамы и папы возят малышей по различным конкурсам, теле- и ток-шоу, организовывают (за счет других, естественно) выставки и концерты, раздают интервью направо и налево и почему-то совсем не думают о том, как чувствуют при этом их детки. Чаще всего в погоне за минутной (а это именно так) славой мамы и папы забывают о будущем своих чад, ведь сиюминутные амбиции для таких родителей – главнее психического и физического здоровья ребенка.
Грустные истории из жизни маленьких гениев
Когда-то я работала няней у маленького таланта, который в четыре года мог за короткое время собрать сложную конструкцию из ЛЕГО-конструктора, предназначенную для подростков 14-16 летнего возраста. В пять лет мама стала заниматься с ним математикой, а в школе его отдали в специальный класс, где он занимался ментальной арифметикой. В четвертом классе он стал победителем в международных соревнованиях в этом виде интеллектуального «спорта».
Усилия мамы и педагогов не были потрачены даром. Сегодня этот мальчик учится в одной из престижных школ России. И думается, что мама сделает все, чтобы ее сын вырос активным, общительным и полезным для общества гражданином, не повторяя трагический путь многих маленьких гениев.
Сегодня таких вот талантливых детей-«индиго» пруд пруди, и они далеко не феномен для нынешнего общества. Но вот вундеркиндов, которым талант дан от природы, и сегодня мало. Их склад ума значительно отличается от мышления одаренных современных детей. Но если просто талантливые дети сумеют, будучи уже взрослыми людьми, применить свои способности и влиться в общество, то судьбы вундеркиндов куда как намного сложнее и печальнее. Возьмем для примера несколько историй из жизни маленьких гениев, которым не удалось избежать так называемого «синдрома бывших вундеркиндов».
Павел Коноплев
В 6 лет уровень IQ у маленького Павлика был 169. В три года он умел читать, вычислять в уме сложные задачи и примеры, в пять лет сам научился игре на пианино, а в восемь – легко, как орешки, щелкал сложнейшие задачи по физике и публиковался в научных журналах того времени.
В 15 лет он поступил в Московский университет, и уже в восемнадцать был слушателем аспирантуры и участвовал в разработках первых компьютерных программ.
Постоянные физические, умственные и психологические нагрузки, которые Павел испытывал с самого детства, в итоге привели этого гения в психиатрическую клинику, где он и скончался в свои неполные тридцать лет.
Сергей Резниченко
В два года умел считать, а в три читать. В семь лет Сергей знал всю таблицу Менделеева, и поэтому учиться в обычной школе ему было скучновато. Ведь он легко выигрывал все олимпиады, по каким бы предметам они ни проводились. К доске его вызывали редко, потому что учителя отлично знали, что он ответит на любой вопрос даже лучше их самих. В пятнадцать лет парень поступил в ВУЗ и… Через некоторое время ему опять стало скучно жить как все. Друзей у него не было, ведь все гении одиноки. Жизнь пошла по наклонной – пьянки, скандалы, проблемы с любимой девушкой, учебой и родителями. К этому добавились денежные долги и проигрыш на интернет-бирже. Итог – самоубийство.
Уильям Джеймс Сидис
Сегодня мало кто слышал об этом маленьком полиглоте своего времени (Уильям жил в 19 веке). Его IQ оценивалось до 300 и до сих пор считается самым высоким во всей истории человечества.
Во многом развитию его способностей способствовали родители, которые начали заниматься с ним чуть ли не с пеленок. Мальчику не было еще восьми, когда он написал уже четыре книги, а в восемь лет Сидис мог читать книги на восьми разных языках. В одиннадцать лет он поступил в Гарвард, а к своим тридцати годам знал уже 40 иностранных языков. Но это не сделало его успешным: он так и не женился, работал простым бухгалтером и избегал гласности (тут же менял работу, если кто-либо на старой работе узнавал о его гениальности), коллекционировал железнодорожные билеты. И вообще был в последние годы жизни очень замкнутым человеком. Ему было 46 лет, когда он умер от кровоизлияния в мозг в полном забвении и одиночестве.
Не лишайте своих детей детства!
Три совершенно разных человека, и три совершенно разные судьбы. А ведь есть еще трагические истории Ники Турбиной и Нади Рушевой. Но и это только небольшой пример того, как складываются жизни детей, у которых не было детства, детей, которые не бегали по улице, не играли в куклы и в фанты, не пускали в небо бумажного змея, не гоняли мячик во дворе и не играли в дочки-матери.
Есть, конечно же, и другие примеры, когда ребенок вырастал и становился успешным, как, например, Женя Кисин, который написал в 10 лет симфонию, посвященную трагедии в Хатыни.
Музыкант и композитор, он и сегодня в свои 40 с лишним лет собирает аншлаги на концертах по всему миру. Но ведь это исключения из правил. Родителям нужно очень постараться, чтобы вырастить из вундеркинда не закомплексованного и психически нездорового гения, а уверенного в своей нужности людям члена общества. А это по силам далеко не всем.
Так стоит ли лишать талантливых детей детства и направлять все усилия на то, чтобы сделать их успешными? Успех не должен создаваться искусственно, путем пиара, он должен рождаться из любви и заботы, из родительского понимания детской психологии и потребностей ребенка быть ребенком, то есть самим собой.