Проект «Мама может всё!» предлагает прочесть отрывок из книги Анны Баштовой «Мода и сериалы: от “Друзей” и “Твин Пикс” до “Эйфории” и “Убивая Еву”» и узнать больше о костюмах, созданных для сериала «Игра престолов».
«Игра престолов»
Флагманское шоу канала HBO по книгам Джорджа Р. Мартина «Песнь льда и пламени» за восемь сезонов завоевало сотни премий, побило множество рекордов и получило статус понастоящему культового. Более того, до «Игры престолов» никто и подумать не мог, что сериал в жанре фэнтези может быть настолько интересен простому зрителю. Доспехи, маги, кровосмешения и невиданное для телевидения количество смертей казались поначалу не слишком привлекательными для публики. Но уже в середине первого сезона стало очевидно, что все прогнозы были ошибочными. «Игра престолов» стала главным телевизионным хитом 2011 года и за следующие восемь сезонов собрала все возможные престижные награды. В общей сложности сериал получил 1018 номинаций и 386 премий. В 2015 году «Игра престолов» установила рекорд по получению наибольшего количества «Эмми» за один год: 12 побед из 24 номинаций. В 2016 году сериал стал самым награждаемым шоу в истории премии «Эмми» с 38 победами. В итоге к финалу проект собрал 160 номинаций на премию «Эмми» (59 побед), восемь номинаций на «Золотой глобус» (одна победа), 34 номинации на «Сатурн» (шесть побед), 14 номинаций на «Спутник» (три победы), и это далеко не полный список. Шоу также является обладателем десяти мировых рекордов из Книги рекордов Гиннеса, в том числе «Самая пиратская телепрограмма» и «Самая крупная одновременная трансляция телевизионной драмы». Не остались без внимания и костюмы — 23 номинации на различные премии и десятки побед: пять премий «Эмми», пять премий «Гильдии Художников по костюмам» и множество других наград.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
За костюмы в сериале отвечала британский дизайнер Мишель Клэптон, для которой этот проект стал самым масштабным в карьере. Ее команда насчитывала в общей сложности
свыше сотни человек, которыми нужно было руководить, а на съемочной площадке в кадре иногда оказывалось до тысячи статистов, которых нужно было одевать. «Я прочитала первые две книги и была, мягко говоря, поражена размахом, количеством информации, которую приходилось усваивать, — рассказывает Клэптон. — Но знать о масштабе предстоящих работ всегда полезно, потому что первые варианты дизайна никогда не бывают окончательными. Излишнее разнообразие приходилось сокращать, обеспечивая каждой группе людей выделяющийся собственный внешний вид, стиль, цвет. А в данном случае у нас еще и не было никакой отправной точки — конкретного места, конкретной эпохи, чтобы взять их за образец. Да, это вроде как Средневековье. И фэнтези-мир. Но сколько фильмов уже снято в этом антураже средневекового фэнтези? Я хотела сделать что-то иное, так что мне пришлось с головой погрузиться в мир книг. Вообще же на то, чтобы хоть что-то начало получаться, у нас ушло шесть недель».
Так как действие сериала разворачивается на вымышленных территориях, где несколько могущественных Домов ведут кровавую борьбу за Железный трон, то Клэптон необхо димо было разработать узнаваемую идентику для каждого Дома — цветовую гамму, основные ткани, общий стиль одежды.
«За 14 недель до начала съемок я встретилась с моими ассистентами и рассказала о том, какое направление хотела бы задать для каждого персонажа. Мы также обсудили общий вид различных групп персонажей, то, как влияет место их проживания и климат на костюм и так далее. Я также встречалась и разговаривала с художником-постановщиком Джеммой Джексон, сценаристами, продюсерами. После этих обсуждений мы создали мудборды для каждого нового объекта, и я начала рисовать концепцию. 10 недель мы провели в наших мастерских у закройщиков, изготовителей, оружейников. Я люблю бывать в мастерской, там я провела два года из пяти, следя за кроем, шитьем, изучая ткани. Мы старались сделать как можно больше ручной работы, потому что это всегда выглядит лучше. На 99% я запретила пользоваться оверлоком и на 100% поощряла ручную отделку даже на костюмах массовки. У нас были собственные ткачи, вышивальщицы и художники, наносящие узоры на ткани, потому что множество костюмов создавались с нуля».
Главной напарницей Мишель Клэптон на этом проекте стала ее давняя подруга художница и вышивальщица Мишель Каррагер. Каррагер работает в киноиндустрии уже более 25 лет. После окончания Лондонского колледжа моды она начала оттачивать свое мастерство как реставратор исторических костюмов для частных коллекционеров и музеев, а затем пошла работать в кино. Ее руками расшиты наряды из фильмов «Звездная пыль», «Принц Персии» и мини-сериала «Елизавета I». Именно Мишель Каррагер, украшая своей вышивкой костюмы героев «Игры престолов», придавала каждому Дому индивидуальную особенность. «Я обожаю мою вышивальщицу, — признается Мишель Клэптон — она очень талантлива. Мы рассказываем ей идею, которую она берет за основу и делает все еще более красивым, чем я могла надеяться. Ее вышивка, как картина».
Хотя благодаря двум Мишелям для сериала было создано свыше тысячи уникальных костюмов, в этой главе будут разобраны самые яркие гардеробы трех основных Домов, которым было уделено больше всего экранного времени.
Дом Старков
Один из Великих Домов, находящийся в самом северном регионе Семи королевств, Винтерфелле. Климат здесь холодный и влажный, поэтому в одежде превалируют кожа, шерсть и мех. Северяне не используют ярких красителей, материалы для изготовления одежды добывают в своих краях; помимо меха, это шерстяное и холщовое сукно. «Жители Винтерфелла охотятся, убивают и едят зверей, и в их одежде это отражено, — объясняет Мишель Клэптон, — Костюмы темные, преимущественно черного и серого цветов, многослойные с меховыми шкурами, с заимствованием из гималайской, монгольской и эскимосских культур». Так как регион обособлен, а торговля в нем развита слабо, это отражается и в облике персонажей. Северянки, включая женщин правящей семьи, не носят драгоценностей и не используют ярких орнаментов. Вместо этого они украшают платья и особенно воротники объемным шитьем с растительными и животными мотивами, а также вышивают на одежде символ Дома, серого лютоволка. Он также украшает кожаные доспехи мужчин-Старков, которые не носят металлические латы, так как слишком холодно.
Дочери главы дома Старков, Неда Старка, Санса и Арья также обучены шитью и сами мастерят себе наряды. «Когда мы видим Сансу впервые, она одевается как Старк — это домотканые добротные, но немного неуклюжие одежды», — говорит Мишель Клэптон. Из цветов у Старков преобладают серо-синие, однако для Сансы оттенки намеренно выбраны чуть холоднее. «Когда семейство Старков выстраивается перед королем, Санса в своем бледно-голубом наряде сразу выделяется. Она будто бы хочет сбежать из этого грязного и тусклого места», — говорит Клэптон. — Внутри замка мало света, мало развлечений, так чем же занимались женщины? Я подумала, что они вышивали, украшая свою одежду. Увидев Сансу и Арью в первый раз, мы видим, что они одеваются похоже, но есть и различия. Например, Санса вышивает красиво, а Арья — тяп-ляп, и мне хотелось, чтобы зритель сразу приметил это в их одежде».
Например, повседневное платье Сансы украшено вышитыми звездами, а для пира в честь короля она надевает платье с объемным расшитым воротником и декором в виде узлов. «Мы придумали, что узлы на горловине украшают одежду девочек до их полового созревания, поэтому, когда королева спрашивает Сансу о менструациях, та теряется — ведь у нее платье с узлами!». Костюмы Сансы задумывались Клэптон как самые «говорящие» в сериале, и именно ее гардероб претерпевает самую большую эволюцию из всей семьи Старков. «Когда мы впервые видим Сансу, она, путешествуя, носит вещи в стиле Старков — они немного неуклюжи, да и текстиль домотканый. Когда она приходит в Королевскую Гавань, на нее влияет стиль Серсеи. А после смерти отца она на время замирает в своей стилистической эволюции».
Требуется много времени, чтобы Санса нашла уместный для себя стиль. Превратившись из ребенка в девушку, она надевает более темные наряды из плотной ткани и начинает носить полураспущенные волосы, как это принято на Севере. Постепенно ее наряды фасоном и рисунком начинают напоминать стиль ее матери, Кейтилин Старк. «В тот момент, когда она понимает, что отца больше нет, она замирает, чувствует себя в западне, а затем очень медленно стремится к стилю своей матери, но в ее условиях она не может сделать это явно, страшась последствий», — отмечает Клэптон, — «Для меня путь Сансы, когда-то наивной девочки, грезящей о том, чтобы стать королевой, один из самых интересных, сложных и трагических.
Костюмы для Сансы очень важны, через одежду она взаимодействует с другими людьми, показывает свои устремления. И мы видим, как быстро развивается ее стиль по мере развития сюжета. Ее впечатляют какие-то люди — и она адаптирует их стиль под себя, показывает в одежде пережитый опыт». В свою очередь исполнительница роли Сансы актриса Софи Тернер говорит: «Я понятия не имела о том, какой сложный крой будет у костюмов, их потрясающе детально разработали! Даже мой корсет, который я ношу под платьями в Королевской гавани был расшит стрекозами, а ведь его нигде не видно на экране!» Стрекозы на корсете героини вышиты не зря, вместе с бабочками они являются символом Сансы: у нее также есть кольцо-бабочка, кулон-стрекоза, и вышивка на платьях с соответствующими насекомыми. Вообще вышивка — главное средство самовыражения Сансы, именно через нее героиня показывается себя миру. Так в третьем сезоне свадебное платье Сансы украшают рыбы (знак дома ее матери до замужества, Талли), лютоволки (знак дома отца Старка) и львы (знак дома Ланнистеров, поскольку она теперь становится женой Тириона Ланнистера). «Это мой любимый персонаж, — признается Клэптон. — Мне нравится показывать ее характер через цвета и вышивку. В самой первой серии Санса говорит Серсее, что сама шьет для себя платья, поэтому одежда для нее — средство самовыражения. На ее пути было много жестоких людей, и, вернувшись в Винтерфелл в шестом сезоне, она наконец берет все в свои руки. Мне хотелось одеть ее в тугие платья, пояса с крупными пряжками. Это своеобразная форма защиты от враждебного мира». К восьмому сезону Санса меняется и внутренне, и внешне — теперь она носит преимущественно черные наряды и меха. Кроме того, в финальном сезоне Санса впервые облачается в доспехи, причем не простые, а из кожи. «Такая амуниция нужна на случай опасности, и мне хотелось посредством костюма героини передать, что происходит вокруг нее. Мне также хотелось показать, что Санса — настоящий воин. Хотелось пробудить в ней силу».
Завершающей точкой в развитии гардероба Сансы стало финальное платье с множеством отсылок к ее нелегкому пути. Платье сшито из той же ткани с паттерными листьями, что и свадебное платье героини по имени Маргери. Один рукав был создан как чешуя дома ее матери Талли, другой рукав украшен бисерными красными кленовыми листьями, как дань чардреву и родному брату Брану. На одном плече меховая накидка — на манер родной сестры, Арьи. Корона украшена лютоволками и напоминает также двух волков на груди ее брата, Робба Старка.
Гардероб младшей сестры Сансы, Арьи, так же сильно видоизменяется на протяжении восьми сезонов. «В первых сериях напористая Арья боготворит своих братьев, и это находит отражение в ее костюмах», — объясняет Мишель Клэптон. Например, она любит подпоясывать платье ремнем на мужской манер и носит на шее хлопковый платок — типичный аксессуар мужских костюмов в сериале. По мере развития сюжета героине приходится выдавать себя за мальчика и, чтобы скрыть женственную фигуру Арья надевает плетеные грубые одежды.
«Костюм должен был выглядеть так, будто составлен из того, что Арья достала по пути, пытаясь согреться и защититься. Мы использовали натуральные и неоднородно окрашенные ткани, хлопок и лен, чтобы одежда выглядела поношенной и старой. Мне кажется, что Арья сама бы выбрала земляные цвета — они не только хороши для камуфляжа, но и напоминают о Севере». В целом, костюм Арьи, по задумке Клэптон, напоминает «при- митивные доспехи».
В этом костюме героиня провела почти три сезона, пока в пятом не прибыла в Браавос с целью обучиться мастерству Безликих. В процессе обучения Арья меняет несколько костюмов, самый любопытный из которых — наряд торговки устрицами. Этот образ в целом следует стилю, который Мишель Клэптон разработала для горожан Браавоса, но включает некоторые элементы, подсмотренные в цыганских нарядах. Новый гардероб состоит из блузы со шнуровкой, укороченного макраме-жакета и объемной юбки. Мишель Клэптон отмечает: «Юбка пошита из ткани с металлизированной нитью, благодаря чему после обработки уксусом она выглядела ржавой и даже немного пахла железом». К комплекту также шли необычные перчатки, покрытые кольчугой с внутренней стороны для защиты рук при чистке устриц. Как и прежде, Арья подвязывает кожаный пояс по-мужски, но в остальном выглядит довольно женственно — впервые за шесть сезонов.
В седьмом сезоне Арья прибывает в родной Винтерфелл, где полностью преображается и остается в этом образе уже практически до финала. «В отличие от Сансы, которая через костюмы выражает себя, Арья до сих пор лишь играла роли, приспосабливалась к ситуации или окружению» — говорит Клэптон. Новый гардероб Арьи состоит из простеганного кожаного дублета в сочетании с удлиненной юбкой. Цвет ткани и геометрия рисунка подчеркивает принадлежность героини к Старкам. «После стольких лет, когда Арья скрывалась и подавляла свою индивидуальность среди Безликих, она наконец с гордостью может продемонстрировать свои корни. Практично, но стильно — это очень в духе не терпящей компромиссов Арьи, — объясняет художница по костюмам, — Она сильно изменилась, но продолжает испытывать отвращение к женскому стилю и в Винтерфелле одевается по-мужски, подражая отцу и братьям». Образ дополняют высокие сапоги, двойной ремень, перчатки, прическа в стиле отца и укороченный асимметричный плащ. «Мне нравится асимметрия и то, что Арья может выхватить оружие в любой момент, — говорит Мишель Клэптон. — Подкладкой плащ похож на отцовский, но мне не хотелось использовать мех, как у Джона, Сансы и Брана. Мех превращает ее в истинного Старка, а это уже не так».
Костюм одного из главных героев сериала, Джона Сноу, изначально отсылается к Старкам лишь косвенно, но затем существенно видоизменяется. «Когда мы начали работать над Джоном Сноу, его пальто было тонким, потому что он был бастардом, и это означало, что о нем не слишком заботятся. Позже он становится ключевым персонажем сериала, и у него появляется тяжелый костюм: он отражает вес личности Джона Сноу. Костюм суровый и внушительный, как и сам персонаж». В первых сезонах костюм Сноу был настолько не значим, что наряду с другими воинами из Ночного дозора (куда попадает герой) он носит накидку из ковриков IKEA. «Некоторые члены Ночного дозора действительно носят шубы, сделанные из ковров IKEA. У нас был небольшой бюджет; в то время никто не знал, как далеко пойдет шоу. Рядом со студиями в Белфасте есть IKEA, я однажды выбирала там что-то для своей квартиры и сказала себе: «Ух ты, посмотри на эти удивительные меховые коврики!» Наша коман да буквально напала на них: порезала, вычистила, а затем мы добавили два кожаных ремня. В итоге они были использованы в сериале. Мне нравятся такие задачи: ты должен найти что-то необычное и заставить это работать». Именно костюмы Ночного дозора, а также большая часть одежды жителей Севера подвергались активной фактуре. «Все костюмы фактурятся — мы делаем все: от пятен пота до состояния ветхой тряпки — и это является одним из наиболее важных аспектов в работе костюмерного цеха. У нас есть команда около десяти человек, в том числе дизайнеры и художники по текстилю, чья работа заключается в отфактуривании костюмов соответствующим образом. Сначала мы красим ткань, потом обрабатываем, затем фактурим, а потом снова треплем и штопаем».