Эта методика подойдет для деток с любым видом восприятия. К тому же она не просто учит малышей чтению, но и одновременно развивает память, слух, мелкую моторику, внимательность, речь. Однако в этом способе обучения есть большое «но». Он подойдет только тем деткам, которые по каким-то причинам не пошли в детский сад и сидят дома. Скажу сразу: заниматься, а вернее, играть в обучение чтению нужно каждый день.
Неважно кто, но важно как
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Итак, малышу исполнилось два года, но он по определенной причине не пошел в садик. При желании мама может водить его и в центры (школы) раннего развития, но, по моему мнению, учат там всему долго и не всегда интересно. Дети в одной группе попадаются очень разные по развитию, темпераменту и воспитанию, поэтому преподаватель не всегда за час занятий успевает уделять каждому ребенку то внимание, которое ему (малышу) необходимо для разъяснения и закрепления материала. Одни детки схватывают все на лету, и повторение уже понятого ими материала им не интересно на следующем занятии, тогда как преподаватель обязан подтянуть более нерасторопного ребенка под программу.
В семье все проще. Там ребенок – один ученик, а все остальные, включая бабушек, дедушек и (если есть) старших братьев и сестер – преподаватели. Но много учителей – иногда тоже плохо, всякий норовит учить по своему разумению, а поэтому ниже будет написан свод некоторых правил обучения чтению, который обязателен для всех домашних «учителей». А уж кто и когда будет играть с малышом в обучение чтению – неважно. Важнее как.
Если семья большая, оно и лучше, каждый будет рад внести свою лепту в развитие навыков чтения. Кстати, математика по этой методике тоже хорошо усваивается. В 5 лет мы с воспитанницей уже легко складывали двузначные числа и плавно перешли к таблице умножения.
Начинать учить читать вполне можно сразу после двух лет. Но родители сами должны решить кому как удобно и ориентироваться на развитие ребенка.
Обязательные правила для тех, кто учит малыша читать
Не стану долго разглагольствовать, и перейду к делу. И скажу сразу: многое, о чем будет написано ниже, придумано не мной, а является неотъемлемой частью русского языка. Просто некоторые родители его забывают, когда выходят из школы.
- Всегда, называя букву, говорите звуком. Если с гласными все ясно, то согласные очень часто называются неверно. Буква Б никогда не должна звучать как «БЭ», буква Н – не должна звучать как «ЭН». Все проще. Пишем и видим букву, а называем и слышим звук. Только так, и никак иначе! Карточки с буквами и слогами приготовьте заранее, если будет возможность, то купите комплект в магазине. Буквы на карточках не должны быть слишком маленькими и блеклыми. Чем ярче и больше буква, тем она интересней для малыша. Самодельные лучше магазинных – тем, что слоги и слова на них можно писать в любом варианте. Старайтесь не брать в магазине карточки, где рядом с буквой стоит картинка. А вот книжку с алфавитом и картинками возле букв обязательно поищите. Она понадобится как дополнительный резерв.
- С какой буквы начинать обучение – неважно. Важно, чтобы эта буква не имела двойного звука. Например, буквы: Я, Ё, Ю, Е – имеют двойной звук, и этот звук состоит из 2 букв со своим индивидуальным звуком – «ЙА», «ЙО», «ЙУ», «ЙЭ». Эти гласные нужно учить только после А, О, У, И, Ы, Э и буквы Й.
- Понятия Ь и Ъ знак должны быть введены ближе к концу алфавита, когда ребенок уже поймет правила сложения слогов.
- Начинайте урок-игру с самого утра, прикрепив карточку с буквой (а позже и со слогами) на стене, или на шторах, или на шкафу в детской комнате и всякий раз в течение дня возвращайтесь к ней, показывая малышу.
- Слоги начинаем складывать сразу. То есть, не когда проштудируете уже все буквы, а по мере изучения алфавита. Первый день знакомимся, например, с буквой А, на второй день закрепляем ее и сразу же к ней прибавляем следующую, но согласную букву. Ставим их сразу в слог. Например, проходим букву Б и сразу приглашаем ее в гости к букве А. Получаем «БА». Если А идет в гости к Б, то получаем «АБ». Приглашая буквы в гости друг к другу, рисуйте вместе с малышом домики и дорожки на ватмане, прикрепленном к стене. Лист ватмана закрепите повыше, чтобы ребенок при случае не разрисовал его. Сразу договоритесь с ним, что тут вы будете рисовать с ним город букв, где в каждом домике будет жить особая буква.
- Всякий раз четко проговаривайте несколько раз звук буквы, которую начали учить. И сразу поясняйте малышу, как она звучит – твердо или мягко, звонко или глухо, можно ли буковку петь или ею хорошо шипеть. Все эти пояснения говорите обычным тоном, не акцентируя на них внимание. Они все равно отложатся в сознании у ребенка. Гласные пойте вместе с малышом, шипящие шипите вместе, твердые и звонкие стучите ладошкой по столу или по стене, сравнивая звуки. Буквы, смягченные Ь, отбивайте в такт пальчиками по ладошке, словно капельки дождя капают на что-то мягкое. Таким образом хорошо развивать речь. Необходимо учить ребенка читать, даже если он плохо говорит. Вырабатывая навык чтения, будете улучшать и речь. Упражнения на произношение звуков хорошо помогают и в логопедическом плане.
- Для каждого звука и буквы, когда будете их рисовать на ватмане или просто в альбоме, лепить из пластилина или складывать из палочек – подбирайте свой цвет. Для гласных с одним звуком – красный, для буковок с двойным звуком – оранжевый, для звонких – зеленый, для глухих – синий, для шипящих – фиолетовый. Соединяя их в пары (в слоги), оставляйте цвет без изменения, если их твердость не поменялась. А если согласная стала мягкой, пишите ее тем же цветом (синим или зеленым), но другого оттенка. Например, голубым и салатовым.
- Начиная утро с обычных карточек, постоянно в течение всего дня возвращайтесь к буквам, уже знакомым и только что выученным. Играйте с ними, соединяйте в слоги и небольшие слова, рисуя в альбоме или складывая их из того, что есть под рукой. Использование крупы, гороха или аппликации в обучении развивает мелкую моторику. Нарисуете большой контур изучаемой буквы (или даже слога) на альбомном листе, и пусть малыш, мелко нарывая цветную бумагу (цвет бумаги должен соответствовать звуку буквы), «разрисовывает» (заклеивает) ее таким образом.
- Как дополнительные материалы, используйте:
- книжки. В них хорошо находить знакомые уже буквы или слоги;
- игрушки. Пусть малыш учится читать вместе с любимым мишкой или котиком;
- окружающие предметы. Поиграйте в игру «с какой буквы начинается»;
- еду. Есть такое печенье «Алфавит» из него хорошо складывать слоги и даже маленькие слова. Или слепите буковки-печеньки сами вместе с малышом. В магазинах продаются макарошки в виде букв – можно использовать и их;
- бросовые ненужные предметы. Баночки из-под детского пюре мы с воспитанницей, например, использовали как контейнеры под мелкие предметы (пуговки, горох, бусины) для развития мелкой моторики. На крышках с внутренней стороны писалась буква, а на самой банке тоже приклеивались нарисованные буквы. Крышки перемешивались в коробке, а потом ребенок искал нужную баночку и закручивал на нее крышечку.
- Обучающие алфавиту мультфильмы, игры и говорящие азбуки выбирайте с осторожностью. Среди них есть много неправильных в смысле озвучивания букв. То есть, там говорят название букв, но не слогов.
Как видите, сложного нет ничего. Было бы желание. Ребенок будет учиться чтению в игре. Сначала буквы и слоги, потом они, по мере усвоения их малышом, начнут складываться в слова, а слова в предложения. Вы сами даже не заметите, как ребенок начнет читать. Главное – заниматься каждый день и закреплять уже пройденное везде, где бы вы не находились – на улице, в транспорте, в гостях…