Родители, признайтесь, многих ли из вас в детстве дразнили жадинами? А многим ли приходилось краснеть, когда ваше дитя, не желая делиться с другими детками игрушками в песочнице, кричит: «Не дам! Мое!»? Конечно же, некоторые мамы или папы могут считать такое проявление собственичества нормальным для малыша 2-3 лет и в принципе будут правы. Но, опять же, если подобное поведение не корректировать и не дать понять ребенку, что он неправ, то это может ему ой, как аукнуться в будущем. Так как же научить ребенка делиться, и зачем это нужно?
Почему почти все дети – жадины?
Причин, почему ребенок становится жадиной – несколько, и все они берут свое начало в семье. Неправильное воспитание или вообще отсутствие такового – вот корень всех зол. Согласитесь, никакая хорошая или дурная привычка ребенка не возьмется ниоткуда. Характер формируется в детстве и зависит от тех ценностей и методов воспитания, которые практикуются в семье.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Наблюдая за детьми в разных семьях, я обращала внимание, что малыши очень часто отказываются делиться игрушками и другими вещами по нескольким причинам.
- Родители мало проводят времени с ребенком. Вся их любовь ограничивается очередной игрушкой, книжкой или диском с мультиками. Дитя чувствует себя одиноким и покинутым (особенно мамой, с которой маленький ребенок должен быть очень близок) и поэтому такие «дары» становятся для них ценностью, заменяющей тепло и ласку. А кто из деток, скажите честно, хотел бы делиться любовью своей мамы с другими детьми?
- Вторая крайность – но очень похожая на первую – слишком большое внимание к ребенку. Особенно если он один и у родителей, и у дедушек, бабушек. Все ему – родному и единственному. Но ведь эгоизм никогда и никому не приносил добра. Ребенок, который мнит себя центром вселенной, будет всегда одинок во взрослой жизни.
- Ревность – еще одна причина жадности. Если мама и папа уделяют больше внимания кому-то одному из двух или трех детей, то тот, кому не хватает их заботы, будет любой ценой стараться привлечь к себе внимание. В том числе и прятать или отнимать общие игрушки. Заметьте, я не сказала «свои игрушки». У ребенка должны быть свои личные вещи, которые куплены или подарены только ему. И тут стоит отличать личное от общего.
- Случалось, что малыш не хотел делиться игрушками с другими детками не из жадности, а потому, что просто не умел этого делать. Его никто не научил делиться. Да, этому надо учить – так же, как нужно учить малыша общению и проявлению своих чувств. Ведь умение делиться – это и есть общение и проявление дружеских чувств.
- Застенчивость – еще один «тормоз», который не позволяет ребенку раскрыть свои желания. Он может и хочет играть с другими детками, но он как-то больше привык доверять своим игрушкам, чем живым людям. Он-то уж точно знает, что они его не обидят, вот и не хочет с ними расставаться.
- В семьях, где каждая копейка на счету и родители учат малыша бережно относиться к своим вещам, он всегда будет бояться, что кто-нибудь сломает одну из его игрушек, которых у него и так не слишком много.
- Иногда и страх, что его будут ругать за сломанную игрушку, пересиливает желание поиграть со сверстниками.
А ведь согласитесь, что жадность, по какой бы она причине не проявлялась у ребенка, всегда рано или поздно приводит к одному – к одиночеству. Никто не хочет дружить с жадиной-говядиной. Их игнорируют, их не принимают в другие игры, с ними тоже перестают делиться, их не любят и дразнят.
Как не воспитать кроху жадиной
Если мама с папой не хотят, чтобы их чадо было всю жизнь одиноким букой и затворником как жадина Скрудж из «Рождественской песни», нужно уже с рождения закладывать в нем такие вещи как доброта, отзывчивость, умение сочувствовать и делиться, быть общительным и позитивным. В общем, воспитывать качества, которые не делают человека жадным и нелюдимым. Умение контактировать с людьми, быть доброжелательным с ними помогут вырасти ребенку успешным не только по работе, но и в личной жизни. Что для этого нужно делать и вообще, с чего начать?
-
- Слово «дай» должно всегда идти наравне со словами «на» и «возьми». Не приучайте кроху только брать от вас что-то, но и приучите его давать что-то в ответ. Я часто играла с малышами, которые еще не умели ходить, в игру «я тебе – ты мне». Например, садитесь кушать. В руках у ребенка игрушка. Просите: «Дай мишку (зайку, погремушку), а я тебе дам ложечку». Справедливый обмен. Во время игры с малышом старайтесь проводить чаще такой обмен игрушками. Ребенок усвоит, что отдав что-нибудь, он всегда получит взамен еще что-то.
- Не старайтесь покупать ребенку много игрушек, но и никогда не ругайте его, если он случайно (а маленькие дети никогда не будут делать что-то намеренно) сломал новую игрушку. Дети должны ценить труд других, но это не значит, что в них нужно воспитывать комплекс вины за случайность. С возрастом этот комплекс они будут переносить на любое событие и это однозначно не сделает их счастливей.
- Чтобы наглядно показать ребенку о том, что жадность – это плохое качество и к чему оно приводит, посмотрите вместе с ним мультфильмы: «Сказка о жадности», «Жила-была Царевна – Жадина», «Золотая антилопа», «Жадина-говядина», «Свинка Пеппа – жадина», мультфильм-тест на жадность «Я жадина?», «Кот-рыболов». Почитайте сказки на эту тему. Например, «Два жадных медвежонка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Лиса и Волк» и другие.
- Никогда не откупайтесь новой игрушкой на просьбу ребенка пойти с ним в кино или в парк. Все взрослые заняты, но если мама настолько озабочена своей карьерой, что не может уделить своему ребенку время на общение – пусть потом не винит взрослого сына или дочь в равнодушии. Жадность в проявлении чувств – это плохой пример для маленьких детей.
- Всякий ребенок имеет право на что-то свое, на что не должны претендовать другие дети или взрослые. Эти вещи ребенок имеет право не давать никому. И их и не стоит брать с собой на улицу или давать ему с собой в садик, чтобы не провоцировать ни самого малыша на проявление жадности, ни соблазнять других деток желанием поиграть новой для них игрушкой.
- Чтобы ваше единственное дитя не выросло эгоистом или очень уж застенчивым интровертом и имело друзей, позвольте ему общаться не только с игрушками, но и со сверстниками. Чаще выходите «в люди» и посмотрите, как малыш взаимодействует с малознакомыми сверстниками. Если возник конфликт на почве нежелания делиться игрушкой, не ругайте малыша, а предложите ему справедливый обмен игрушками. Это будет проще сделать, если уже такой обмен практиковался дома (см. пункт 1).
- Ребенок должен знать, когда говорить «нет» и уметь отказывать другим обоснованно. Но родителям нужно научить его говорить это слово только в тех случаях, когда это не нанесет ущерба ни ему самому, ни окружающим. Для этого родители сами должны понимать, где нормальная реакция ребенка на попытку манипулировать им переходит грань и становится элементарной жадностью.
- Пример родителей – это всегда весомый аргумент для ребенка. Если он видит, как мама делится с соседкой хлебом или с бездомным котом сосисками, то и сам никогда не будет жалеть и поделится конфетой или яблоком с товарищем.
На самом деле все наши дети добрые и отзывчивые. Нужно только эту доброту увидеть у них и дать ей возможность проявиться. А как же она проявится, если ребенку не показать, как это делается?