Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Смартфоны и планшеты сегодня интересуют всех детей — запрещать их или нет, вопрос уже не стоит. Родителей волнует другое: как сократить экранное время ребенка и правильно его дозировать? Нужно ли волноваться, если в его жизни много онлайн игр, активного общения через мессенджеры и соцсети? Обо всем этом поговорили с Анастасией Краминовой, клиническим психологом, основателем сети специализированных логопедических центров «Детская академия речи».
Интернет: помощь или нет?
О негативном влиянии на здоровье, как правило, говорят врачи: неврологи, психологи, офтальмологи, педиатры. Многие из них действительно уверены в том, что интернет никакой пользы ребенку не приносит. Конечно, есть негативное влияние и на глаза, и на незрелую нервную систему, но только в том случае, если увлечение — чрезмерное и возрасту не соответствует. Многолетние мировые исследования не подтверждают такую негативную оценку и доказательств, что интернет вредит мозгу, мышлению или могут превратить малыша в аутиста – нет. Зато есть факт, что современные взрослые и дети живут в цифровой эпохе. Проводя исторические аналогии, можно проследить, что на первых порах новое часто воспринималось людьми в штыки. Так было с развитием промышленности, появлением различных стилей в музыке и т.д. Интернет значительно облегчает современную жизнь и совершенно не препятствует развитию психических функций: лучше фокусировать внимание на этом, а не на недостатках, которые можно найти почти всегда и везде. Просто сегодня, чтобы проложить маршрут, большинство людей вместо бумажной карты используют навигатор. Поэтому мозг не развивает функцию, при которой человек ищет путь самостоятельно. Зато появляются другие, не менее важные функции: умение быстро обрабатывать большие объемы информации, подключать зрительные анализаторы, выделять главное.
Когда интернет мешает?
Только в том случае, если присутствует некорректная «дозировка» по возрасту. Чем это чревато?
- На интеллектуальное развитие компьютерный экран не влияет, но может негативно сказаться на мышлении и восприятии;
- Сильное увлечение компьютерными «стрелялками» может искажать восприятие мира. Ребенку бывает трудно отделить игру от реальности;
- Сбитыми коммуникативными навыками.
Как формировать здоровые отношения?
Самое главное – не формировать стойкое ощущение «запретного плода». Сами родители проводят за телефоном и компьютером много времени, и для ребенка не имеет значения – по работе или нет. Он делает свои выводы: только взросление дает неограниченный доступ.
Правильный путь – это полезный контент и разрешенное время в сети, а не сеяние мыслей, что это плохо, вредно и бесполезно.
- Родители устанавливают правила пользования гаджетом. Ребенку в принципе полезны четкие рамки и границы: они берегут его ресурсы и поддерживают в тонусе. Он достаточно быстро привыкнет к тому, что можно «посидеть» в телефоне, если сделаны уроки и собран портфель или во время дороги на тренировку. В выходной можно увеличить время, особенно если родитель видит, что на неделе ребенок соблюдает установленные правила. В каждой семье – свои порядки. И учитываться должны не только занятость, но также сон, проблемы со зрением, настроение и другие факторы.
- Лучший пример – тот, который демонстрируют сами родители. Важно доносить информацию о пользе, которые могут принести современные технологии. Можно предложить школьнику поискать правильный ответ на вопрос, познакомить с познавательными страницами в зависимости от увлечений ребенка. Вместе обсуждать, анализировать.
- Обязательно интересоваться тем, как ребенок проводит время в сети. Даже если это примитивная на взгляд мамы или папы игра. Такая заинтересованность со стороны родителей очень важна.
- Не нужно отбирать телефон во время семейного похода или путешествия, делая акцент на том, что вся семья приобщается к прекрасному. Ребенок можно делать фотографии и отправлять друзьям, записывать видео красивых пейзажей. Пользы для подростка будет больше, а родители не будут злиться при виде скучающего сына или дочери.
Соцсети: плюсы и минусы
Родители, которые считают соцсети абсолютным злом, конечно, ошибаются. Общение всегда несет в себе риски – достаточно привести в пример буллинг, который существовал во все времена. Подростки могут быть агрессивными, не понимать и обижать друг друга – у каждого свои представления о жизни, семейные ценности и восприятие.
Главный минус соцсетей в том, что сложно распознать обман. Доверчивостью подростков часто пользуются – отсюда много историй о выманивании денег, психологических травмах и т.д. Чтобы обезопасить ребенка, важно:
- объяснять, что в сети нужно общаться только с теми, кого он знает;
- показать свои электронные письма, чтобы ребенок понимал правила переписки;
- периодически напоминать, что принуждать его к чему-то никто не может. Если есть желание играть – участвует, если нет – отвечает отказом.
Не стоит думать, что сильное увлечение соцсетями — это навсегда. В период полового созревания тяга будет ослабевать, так как ребенку понадобится другая коммуникация. Он начнет чаще встречаться с друзьями, ходить в кино, гулять в парках, так как будет отыгрывать все роли внутри своего возраста. Нужно лишь немного подождать и не заставлять его гулять одного, когда все остальные ребята в это время общаются онлайн.