Одна знакомая мама мне как-то пожаловалась, что у ребенка нет воображения, и он совсем не умеет рисовать объемные предметы. Мальчик-подросток просто не представляет, как это нужно делать. И сколько она со своим техническим образованием не показывала ему, как это правильно делать – все без толку. Зато, добавила она, он частенько что-то наигрывает на пианино, выдумывая разные мелодии, хотя сам в музыкальную школу не ходит. На это, с горечью констатировала женщина, у него ума и фантазии хватает! Надо сказать, что инструмент стоит в доме с самого рождения мальчика и принадлежит старшей сестре, которая музыкальную школу уже закончила. Вот теперь и ответьте сами себе на вопрос, есть у мальчика воображение или нет?
Что это за «зверь» такой – воображение?
Представьте себе, что у вас нет воображения. Представили? Раз представили, значит, оно есть. И вообще не бывает людей совсем без воображения. Они бы тогда просто не смогли жить в этом мире. А все потому, что оно – воображение – есть продукт нашей памяти, мышления, интеллекта и внимания. И если мама думает, что у ее мальчика нет воображения только потому, что он не умеет представить себе и нарисовать объемный предмет, она неправа. Просто у сына вид мышления и восприятия иной, чем у мамы, а значит и типы воображения у них отличные друг от друга. А их (типов воображения) у людей несколько и делятся они на две основные группы, по степени:
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
- активности – пассивное и активное;
- волевых усилий – непреднамеренное и преднамеренное.
Маленьким детям присущи формы пассивного и непреднамеренного воображения. И выражаются они в грезах (причем грезы, в отличие от мечты, являются лишь иллюзиями реальности, тогда как мечта – это модель будущего, к которой человек стремится), фантазиях и снах. Почему так? Да потому, что малыши имеют еще очень небольшой жизненный опыт. Информацию они большей частью берут из зрительных и слуховых органов, она перерабатывается в основном по ночам и выдается в виде образов, которые «рисуются» им или в дремотном состоянии, или во снах, или в результате стрессовых ситуаций.
Например, ребенок когда-то услышал новость о цунами и разрушениях, с ним связанных. Находясь в новой и непривычной для себя обстановке, когда родители первый раз везут его на море, он «вспоминает» о цунами и воображение рисует ему большую волну. Дитя панически начинает бояться войти в воду, и его воображение сыграло тут не малую роль.
Взрослея, дети получают больше жизненного опыта и больше информации, расширяя свой кругозор, интеллектуальные, творческие способности. К зрительному и слуховому восприятию добавляется еще и подвижный способ получения информации, направленный на активную деятельность ребенка. Теперь дети способны не только фантазировать и грезить выдуманными образами, но и создавать новые, реальные, направленные на будущее образы – то есть мечтать и стремиться к воссозданию своих мечтаний. А это уже другой тип воображения – активный и преднамеренный.
Ребенок начинает уже сам, усилием воли, вызывать у себя какие-то образы, которые будут направлены к определенной цели. Дети, которые уже имеют определенные знания в каких-то областях жизни и творчества, специально активируют свое воображение, чтобы, например, нарисовать какую-то картину, придумать рассказ или сказку, спеть придуманную ими песенку или сыграть (как это было в случае, описанном выше) мелодию. Такое сознательное творчество становится продуктивным и имеет некую ценность, порой даже гениальную. Вспомните мальчика-гения Моцарта и поймете, что я имела ввиду.
Есть еще один тип воображения – репродуктивный. Это воображение, направленное не фантазией, а реальностью, но так же, как продуктивный тип, имеет целью соединить ряд разрозненных элементов для практического применения. Например, запомнить, а потом и представить себе некую карту или маршрут, или некое событие, о котором когда-то ребенок прочитал или услышал. Такое воображение присуще подросткам и юношеству – детям, у которых уже есть довольно большой багаж опыта и знаний.
Как развить воображение у ребенка
Вот такой вот сложный процесс – наше воображение. Оно зависит и от типа восприятия, и от жизненного опыта, и от умственных способностей. Поэтому развивая в ребенке все виды восприятия и нагружая его умственный багаж разнообразными знаниями, родители будут способствовать и развитию воображения. Что посоветовать для этого?
Руководствуясь своим опытом мамы и няни, расскажу, что делала я для развития воображения у детей.
- Возьмите за правило позволять детям смотреть меньше мультиков, но больше читать книг с картинками. Это для совсем уж малышей. Деткам дошкольного возраста нужно уже читать книги без картинок. Давно уже известный факт – только живое слово будит воображение и подбрасывает зрительные образы. Слушая – рисуем.
- В ходе чтения всегда акцентируйте внимание ребенка на различные описания, а не на действия. Останавливайтесь и задавайте вопросы. Что-то вроде: «Как ты думаешь, это красиво?» или «Как ты себе представляешь, какого цвета было платье на принцессе?».
- Отлично помогает развивать фантазию игра с рифмами. Придумайте сюжет и помогите ребенку сочинить рифмованную историю. Или читайте стишок из книжки, и пусть малыш догадается, какое слово будет звучать в рифму. Например, «наша Маша ела…?» Понятное дело – кашу! Поясните малышу суть рифмы и тренируйте воображение, пополняя, таким образом, запас слов и подсказывая новые и малознакомые слова.
- Слушайте не песенки, а мелодии из песенок и пусть ребенок вспоминает слова. Это развивает память и воображение. Это как запоминать карту местности, а потом воспроизводить ее, мысленно представляя детали.
- Кстати, о картах. Нарисуйте с ребенком карту двора по памяти, и потом пусть он пофантазирует на тему, каким бы он хотел видеть свой двор.
- Поиграйте в магов. Придумайте для малыша волшебную палочку или волшебный шар. Палочка пусть все уменьшает или увеличивает, а в шаре пусть отражается будущее. Спросите ребенка, что бы он хотел уменьшить или увеличить палочкой, будь на то его желание. Поинтересуйтесь, каким он видит будущее (завтра, через месяц, через год, когда станет взрослым).
- Чаще задавайте ребенку вопросы на тему: «а что было бы, если…». Как вариант:
- ты умел бы летать;
- попал один в чужую страну;
- отправился в космическое путешествие;
- вернулся на один год назад;
- встретил на улице живого тигра и т. д.
- Рисуйте вместе разных сказочных героев, вспоминайте, как они описаны в книге. А если описания нет, то пусть малыш сам придумает образ. Подсказывайте ему, задавая вопросы. Например: «У него есть голова?», «А сколько у него глаз?», «А зубы у него есть?». Попросите ребенка нарисовать древний мир, каким он его видит, или другую планету.
- Очень хорошо будит воображение простое рассматривание картинок в новой книжке. Пусть ребенок по одному только названию и картинкам расскажет, каким он видит сюжет этой книги. Или пофантазирует на тему каждой из картинок. Еще вариант – дать уже знакомым картинам новое название.
- Музыка – отличный вариант для развития фантазии. Прослушав фрагмент любого произведения (подойдет и классика, и современная инструментальная или электронная музыка), пусть малыш расскажет, что он почувствовал и придумает историю, которую ему навеяли звуки.
- И еще очень интересный метод развития воображения. Утром, когда малыш только еще проснулся, не забывайте интересоваться у него, что ему снилось. А если он не помнит, то пусть придумает себе сон. По его рассказу, кстати, очень легко узнать о его настроении.
Фантазировать и придумывать всякую всячину можно везде и всегда: дома, на прогулке, по дороге в садик и обратно, на отдыхе и между делом. Главное – чтобы слишком уж буйная фантазия ребенка не увела его далеко от действительности. Как говорится, мечтать – не вредно, вредно – не мечтать!