Наверняка каждый взрослый в своём детстве так или иначе сталкивался с травлей в школе. Либо как жертва, либо как свидетель, либо был активным участником буллинга.
Буллинг — систематическая травля ребёнка одноклассником или всем классом. В какой бы роли вы не были, вам в любом случае хочется забыть об этом моменте вашей жизни. Потому как взрослый сознательный человек прекрасно понимает, что такое издевательское
отношение вредит его психике и угрожает здоровью, а иногда и жизни.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Когда мы сами становимся родителями и понимаем, что ни один ребёнок от этого не застрахован, нам хочется как-то оградить и защитить от этого свое чадо.
Содержание
Школьные годы чудесные?
Не для каждого ребёнка. Прекрасные детские и юношеские воспоминания многим людям испортила школьная жизнь. В каждом классе есть тот, кто становится аутсайдером. Такой ребёнок может подвергаться нападкам не только со стороны одноклассников, но и учителей. И даже, если отношения в классе у ребёнка хорошие, то травля со стороны учителя также может быть подхвачена и все коллективом.
Когда ребёнок чувствует, что он изгой и одноклассники систематически над ним издеваются, то это отравляет его существование не только в коллективе, но и во вне. Недаром слово «травля» однокоренное со словом «отравлять». Жизнь ребёнка отправлена и отсюда вытекают
последствия.
Как отражается травля на жизни ребёнка
- В первую очередь ребёнок не хочет идти в школу и, естественно, мотивации к учёбе нет.
- Систематические пропуски занятий.
- Сниженная самооценка, отсутствие веры в себя, не правильное восприятие себя» я не такой как надо», «я изгой и ущербный».
- Различной степени тяжести неврозы и расстройства.
- Депрессивные состояния.
- Сложности в общении со сверстниками, боязнь коллектива.
- Мысли и даже суицидальные попытки.
Многие из этих состояний могут сохраняться многие годы. Иногда без психотерапевтического лечения не обойтись.
Какая должна быть реакция взрослых
К сожалению, многие взрослые школьную травлю считают обычным делом. При этом говоря, что ребёнок должен уметь за себя постоять, быть сильным, и, вообще, дети есть дети и сами разберутся. Не обращать внимание в данном случае худшее, что вы можете сделать.
Если вы чувствуете, что такое происходит с вашим ребёнком вы должны:
- Поговорить с ним и выяснить что конкретно происходит. Если в вашей семье принято делиться проблемами и поддерживать друг друга, то ваш ребёнок расскажет все как есть.
- Дети склонны преувеличивать, поэтому надо разобраться в ситуации: действительно ли это травля или у ребёнка просто нет друзей, он не может найти с кем-то общий язык, но в целом отношения нормальные в коллективе.
- Идти к педагогу и разговаривать с ним. Увы, очень часто такие ситуации происходят с молчаливого согласия педагогов и с его «лёгкой» подачи. Пары раз унизительных замечаний в адрес ребёнка достаточно и почва для буллинга готова. К сожалению, многие учителя не поддерживают того, на кого направлена травля. Эффект толпы в этом случае срабатывает отлично. Раз большинство не принимает ребёнка, то педагог автоматически занимает их сторону: «он не такой как все… он не правильно себя ведёт… ну он же должен находить общий язык с коллективом…» так вот, не жертва виновата в насилии. Каким бы замечательным ни был ребёнок, какие бы у него ни были оценки, успехи и достижения зачинщики травли всегда найдут что не так с ним. Он может быть самым умным учеником в классе и именно это будет причиной.
Педагог должен взять на себя ответственность. Если происходит действительно травля ребёнка и в этом участвует большая часть класса, то в данном случае работа с родителями и с каждым зачинщиком по отдельности неэффективна абсолютно. Ведь все дело не только в
самих детях лидерах, а в стиле поведения всей группы. И не дети зачинщики не виноваты в своих действиях, особенно, если говорить о младших классах. Вся ответственность лежит на взрослых. На родителях — ребёнка с самого детства учили защищаться, быть лидером, а,
возможно, в семье не простые отношения. Но все это не направляет инстинкты в нужное русло. На учителе — закрывал глаза на происходящее, обвинял ребёнка жертву в том, что сам виноват, нередко, педагог косвенно сам является зачинщиком. Поэтому необходима работа школьного психолога со всей группой детей и педагогом. Школа должна взять на себя ответственность за происходящее, потому как задача школы обеспечить ребёнку спокойное, безопасное нахождение в её стенах.
Если педагог не встаёт на вашу сторону или не в состоянии решить эту проблему, идите выше к руководству школы.
Покажите всеми доступными способами, что вы на стороне ребёнка и готовы ему помочь. Боритесь вместе. Не предлагайте ему потерпеть этот сложный период. Это тоже самое, что расписаться в своей беспомощности.
Что делать ребёнку
- Не молчать! Необходимо заявить о происходящем всеми доступными способами. Если это физическое насилие, то пусть ребёнок не боится кричать или убегать, привлекать к помощи мимо проходящих людей. Обратитесь в травмпункт, напишите заявление в полицию. Поговорите с ребёнком о том, что он должен сразу обо всем сообщать учителю и вам. И это не ябедничество. Это заявление и просьба о помощи.
- Не опускаться до уровня зачинщиков травли, стараться не реагировать на обзывательства и на хамство отвечать спокойно, не превращая все в ругань. Да, это тяжело, но если ведётся совместная работа школы с коллективом и ребёнок старается вести себя достойно для себя самого, то рано или поздно это даст результат.
- Если портят вещи ребёнка, прячут одежду, рвут учебники и тетради, то при каждом таком случае необходимо рассказывать учителю о случившемся.
- Бороться со страхом. Ребёнок боится зачинщиков, потому что не чувствует помощи и поддержки учителя, ему кажется, что если он даст отпор, то его же потом и обвинят за нарушение правил и норм поведения.
Перевести в другую школу. Выход или нет
Прочитав заголовок статьи многие могут подумать, что первое что необходимо сделать взрослым в такой ситуации и перевести ребёнка в другую школу. Что тут думать и решать. Перевели и проблемы нет. Но на самом деле, это не выход из ситуации. На новом месте
повторение ситуации практически неизбежно. Новый класс, в котором уже сплоченный коллектив, есть свои лидеры, все роли распределены. И вот появляется новичок — отличный объект для буллинга. Необходимо ещё учитывать, что самооценка ребёнка уже практически на нуле и он не готов отбиваться. Травля, как правило, начинается там, где нет права выбора коллектива. А в школе коллектив сформирован исключительно по одному признаку — год рождения.
Возможно, в новой школе педагогический состав также не способен пресекать травлю и закрывает на это глаза. Но если складывается ситуация так, что ребёнку уже невыносимо в старой школе, то найдите школу, которая будет интересна ему. Возможно, в класс к его
друзьям со двора или в школу с углубленным изучением того, что наиболее интересно ребёнку. И главное, учитель и пед состав школы должны изначально не допускать буллинг в стенах своей школы. Психолог и учитель должны помочь ребёнку пройти адаптацию в новом
коллективе.
Жертвой травли может стать любой ребёнок, как маленький, так и подросток. Важно, вовремя это узнать, не закрывать на это глаза, говоря, что ты сам виноват и прийти на помощь. Иначе потом всю жизнь вы будете проходить с ребёнком психотерапию.
Очень интересная точка зрения на причины буллинга и методы его решения в видео