Традиции Пасхи в России насчитывают много веков – начиная с той поры, как Русь была крещена в христианство. За это время сформировалось множество традиций, без соблюдения которых этот великий праздник невозможно представить. Причем, праздничных пасхальных обычаев придерживаются все: и верующие, и неверующие, и даже порой иноверцы. И это вполне объяснимо. Пасха – это не только религиозный праздник: это – часть мировоззрения российского народа.
Содержание
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Как в России готовились к Пасхе
Последняя неделя перед Пасхой называется Светлая седмица. Она же – Страстная неделя. А каждый ее день, с понедельника по субботу, именуется Светлым. Ну и, кроме того, эта неделя завершает долгий пасхальный пост.
К самой Пасхе в России всегда готовились заблаговременно. Верующие люди всю последнюю неделю молились, вспоминая о Христе и Его последних днях на земле перед Распятием, ну, разумеется, вспоминая само Распятие.
Наряду с молитвами шли усиленные бытовые приготовления к празднеству: украшались дворы и дома, везде наводился порядок и идеальная чистота.
В четверг (он именуется Чистым или Светлым) люди шли в храм, где после службы исповедовались и причащались. А, вернувшись домой, приступали к выпечке пасхальных куличей и покраске яиц. И, параллельно, начинали готовить всяческие блюда для праздничного стола.
Такие традиции берут свое начало во глубине веков, и, в целом, остаются неизменными по сию пору.
Как в России праздновали Пасху
Празднуют ее, как и многие сотни лет назад. Пасхальные торжества – это то немногое, что остается неизменным, несмотря ни на какие веяния времени.
Вечером в субботу, прихватив куличи и крашенки, народ всегда шел в храм. В храме происходила Всенощная – торжественная служба, длившаяся почти всю ночь. Там же освящали принесенные куличи и яйца.
Кстати: крашеные яйца и куличи – наиболее яркая пасхальная примета и традиция именно славянских народов. Ну не мыслит православный славянин Пасхи без этих атрибутов! У других народов – другие праздничные символы.
Причем, для православного славянина всегда были дороги не только яйца и куличи сами по себе, а еще и то, как и в какой атмосфере они приготовлялись. Атмосфера же была самая торжественная. Куличи всегда готовились из самой лучшей муки, с молитвами. У каждой хозяйки был свой собственный секрет приготовления, доставшийся ей от матери, а матери – от ее матери. Делиться этим секретом с кем-нибудь считалось неуместным и даже – грехом. Пасхальный кулич всегда был особой гордостью хозяйки и всего семейства.
То же касается и яиц. Их красили всеми возможными способами и во всякие разные цвета. Хотя, конечно, предпочтение отдавалось традиционному цвету – красному.
Попутно готовились праздничные блюда. Причем, старались готовить еду именно праздничную, которой в будние дни обычно на столе не бывало. Каких-то непременных блюд на праздничном пасхальном столе не было, всяк старался по своему разумению – лишь бы было богато, вкусно и торжественно.
Обычно на Руси Пасху праздновали три дня. Первый день считался семейным. То есть, праздник отмечали в узком семейном кругу. На второй и третий день шли поздравлять родственников. Обязательно брали с собой куличи и крашеные яйца, а также старались захватить что-нибудь из съестного, чтобы одарить пасхальной милостыней нищих, больных и узников. Встречаясь с родственниками, обязательно говорили: «Христос воскресе» и «Воистину воскресе», трижды целовались и обменивались крашеными яйцами и куличами. К слову, это тоже сугубо славянский обычай, присущий лишь русским, украинцам и белорусам.
После этого все садились за праздничный стол. В этот день разрешалось выпить, правда, не слишком много.
Посетить по возможности нужно было всех родственников. Ну и, разумеется, встретить родных, которые пришли с ответным пасхальным визитом. Опять же, с небольшими изменениями эта традиция существует и сейчас.
Русские пасхальные игры
А, кроме того, на Пасху проводилось много всяких веселых пасхальных игр. Сейчас, к сожалению, большинство из них забыты, но о некоторых (особенно в деревнях) помнят и по сию пору, и даже играют в них. Например, игра в «битку» (она же «биток», «носики» – в общем, у нее всегда было множество названий). Суть ее проста. Один играющий держит крашеное яйцо носиком вверх, другой бьет по нему носиком своего яйца. Выигрывает тот, чье яйцо осталось целым. Побежденный должен отдать свою разбитую крашенку победителю. Особой доблестью считалось насобирать как можно больше битых яиц. Затем они обычно отдавались нищим.
Не обходилось здесь и без веселого жульничества. Многие умельцы делали специальные яйца, которые очень трудно было разбить. Например, через тоненькое отверстие выкачивали из скорлупы белок и желток, и заливали туда смолу. Были и другие хитрости.
А вот еще одна игра – «в кучки», в которую играли в основном девушки. Одна из девушек насыпала несколько песчаных кучек, и в одну из них прятала яйцо, а другая старалась угадать, где именно оно спрятано. Если угадывала – забирала его себе.
Много было всяких игр…
Ну и куда же было деться от всяческих пасхальных примет? Особенно в них усердствовали девушки. Вот лишь немногие из таких «девичьих» примет:
- нельзя на Пасху девушке брать соль в руки, иначе до следующей Пасхи она не выйдет замуж. И вообще руки у нее станут потными, а лицо – прыщавым;
- чтобы всегда быть красивой, девушка в первый день Пасхи должна умыться водой с крашеного яйца;
- если на Пасху девица ударилась локтем, значит, в эту минуту о ней вспомнил ее суженый;
- если у нее чешутся губы, скоро она будет целоваться;
- а вот если зачесались брови – непременно произойдет встреча с желанным другом;
- попавшая в девичью тарелку муха означала скорое сватовство.
Впрочем, не отставали от легкомысленных девиц и старшие люди, также свято верившие в пасхальные приметы:
- ребенок, родившийся в Пасху, будет здоровым, красивым и богатым;
- объедки с пасхального стола выбрасывать нельзя, а нужно их зарыть на поле. Тогда и урожай будет превосходный, и град его не побьет;
- часть недоеденного кулича нужно хранить в доме, тогда в дом не попадет молния. Другую же часть хозяин должен съесть перед началом посевных работ, чтобы урожай был хорошим.
С одной стороны, все это, конечно, суеверие. А с другой-то стороны – говорят, помогало. Может, потому, что все эти действия наши предки совершали с молитвой.