Стресс. Как повысить стрессоустойчивость

Стресс Воспитание

Стресс – постоянный спутник любого человека, когда стресс становится опасным, в каких ситуациях он может быть полезен и как помочь ребенку стать стрессоустойчивым, рассказала старший психолог благотворительного фонда «Дети наши», Татьяна Панкова.

Общепринятое определение стресса выглядит примерно так: стресс – это естественная реакция организма, направленная на приспособление к любым изменениям к окружающей среде.

Лучшее в телеграм: посмотреть

Из этого определения можно сделать вывод, что стресс необходим человеку, и скорее полезен, чем вреден, это естественная адаптивная реакция. А приведет ли стресс фактор к непродуктивному стрессу – зависит только от самого человека и его умения приспосабливаться к ситуации.

Смена обстановки, путешествие, праздник, получение новой должности или просто аттракционы – это тоже стресс, но позитивный, такое нервное напряжение даже полезно, потому что мобилизует умственные и физические возможности, повышает самооценку, дает бодрость.

Затяжной неконтролируемый стресс (дистресс) – это хроническая перегрузка нервной системы, которая может привести к снижению функций внимания и памяти, хронической усталости, разрушению здоровья и изменениям в поведении. Одним из тяжелых последствий непродуктивного стресса является выученная беспомощность – состояние, когда человек не ощущает связи между своими усилиями и результатом.Стресс 2

Стрессоустойчивость зависит от многих факторов

В первую очередь, это физиологические факторы – конституция нашей нервной системы, врожденная особенность и общее состояние организма. Например, стрессоустойчивость может быть снижена после продолжительной болезни. А после хорошего отпуска, скорее всего, наоборот, повысится.

Психологические факторы – это наш взгляд на проблемы, субъективное отношение.

У каждого человека есть набор копинговых (от англ. сoping) стратегий – способов справляться со стрессовыми ситуациями. Чем разнообразнее этот набор, тем выше стрессоустойчивость.

Копинговая стратегия – это всегда осознанный алгоритм действий. Например, кому-то необходимо выговориться одному, двум или десяти собеседникам, кто-то предпочитает спорт, а кто-то массаж. Копинг может включать действия на изменение ситуации, выработку толерантности к ситуации или избегание, игнорирование ситуации (например, перекрывание новостного канала, когда мы делаем осознанный выбор не читать новости по определенной теме).

Но копинговая стратегия может быть и негативной, дающей временное облегчение. Например, употребление алкоголя в перспективе только усугубляет проблему, снижая стрессоустойчивость.

Социальные факторы условно можно разделить на а). окружение и b). достижения (навыки).

Чем больше у человека социальных контактов, чем более ресурсную и поддерживающую среду он построит вокруг себя, тем проще ему будет справляться со стрессом.
Важен также навык обращаться за помощью. И здесь мы говорим не об умении кричать «Помогите!» и ждать, когда помощь придет, а о понимании, к кому и за какой помощью можно обратиться, об умении принимать помощь, делегировать свои обязанности, навыке организации отдыха, тайм-менеджмента и так далее.

Стресс 3

Как повысить стрессоустойчивость

Занятия спортом. Физическая активность должна быть пропорциональна интеллектуальной нагрузке.

Школа для ребенка – это стресс. В нормальной ситуации, продуктивный стресс, когда появляется новая деятельность, новые обстоятельства и ответственность. Если по каким-то причинам адаптация не происходит или происходит медленно (в норме от 3 до 6 месяцев), ребенок не чувствует себя в безопасности в новом месте, стресс может перейти в непродуктивную форму. Естественная реакция человека на стресс, заложенная в нас природой: бей, беги или замри. Когда ребенок в школе, он не может ни бить, ни бежать. Поэтому важно дать ему возможность физически пережить свой стресс.

Телесный контакт очень важен как для детей, так и для взрослых. Один из гормонов, которые участвуют в стабилизации организма на выходе из стресса — окситоцин – «социальный гормон» — он появляется при позитивном общении с другими людьми, когда мы чувствуем себя принятым другими, и вырабатывается, в том числе, при объятиях.

Есть исследования, которые доказывают, что самым большим вложением в стрессоустойчивость ребенка является качественная забота на первых годах жизни: постоянный телесный контакт, прикосновения, поглаживания. Все это залог построения качественной привязанности, которая, в последствии, также становится залогом высокой стрессоустойчивости.

Дыхательные практики – важное вложение в стрессоустойчивость. Не важно, что именно вы выберите: йога, аутогенные тренировки, простые дыхательные упражнения, — важно заниматься этим регулярно. В стрессовой ситуации организм будет способен самостоятельно переключаться и нормализовать дыхание, а значит, и состояние.

Социальное окружение – очень важный фактор в развитии стрессоустойчивости.

Взрослый человек способен создать надежный и широкий круг социальных контактов, готовых выражать сочувствие, предлагать и оказывать помощь.

Ребенок в этом плане зависит от родителей. Например, если после школы, являющейся безусловным фактором стресса, он возвращается домой и получат там повышенную тревогу или упреки, то можно сказать, что его окружение не работает на его стрессоустойчивость. Дом для ребенка должен быть местом спокойствия, поддержки и стабильности. Семья – это место восстановления сил, ведь взросление – это один сплошной стресс.

Так же важно понимать, что ребенок, несмотря на то, что он сам по себе – фактор стресса для родителей, не может отвечать за родительский стресс. Нельзя своими переживаниями «нагружать» ребенка. Важно говорить и объяснять свое состояние, но не давить или заставлять действовать так, чтобы минимизировать родительский стресс.

Стресс 3

Право выбора – также важно для формирования надежной стрессоустойчивости.

Есть у ребенка есть право выхода из ситуации, право не делать того, что совсем неприятно, если он может не доесть кашу или не оставаться там, где на него кричат, — это, безусловно, хорошо скажется на его стрессоустойчивости. Здесь важно не переборщить. Например, каждому ребенку все еще необходимо ходить в школу, нельзя бегать по проезжей части и так далее. Но дават свободу выбора в подконтрольной родителю ситуации необходимо, чтобы ребенок учился самостоятельно справляться с разного рода задачами, пробовал свои силы и осознавал свою меру ответственности за собственный выбор и поступки.

И еще это позволяет приобрести опыт побед, опыт успешного выхода из «ситуации вызова», который необходим для того, чтобы в будущем ребенок мог повторять этот воспроизводить самостоятельно, чтобы он понимал, что, несмотря на то, что ситуация незнакома, что может быть страшно или волнительно, но определенное количество приложенных усилий неизменно приведет к успеху.

Совет родителям: запоминайте такие ситуации: как научился кататься на велосипеде, подготовился к контрольной, которой очень боялся и т.д. Будьте внимательны к маленьким успехам ребенка и обращайте на них его внимание, напоминайте о них.

Стресс 5

Контроль. Стресс – это потеря контроля. Когда происходит что-то, не зависящее от нас, неизменно появляется стресс. Контроль над ситуацией мы можем восстановить далеко не всегда, политические изменения или школьный экзамен – это то, что мы не можем изменить. Но мы можем восстановить субъективное ощущение контроля над собственной жизнью. Кто-то занимается уборкой, кто-то участвует в благотворительности, таким образом мы наводим порядок в том, в чем можем. Если мы знаем, что нам предстоит какое-то «роковое событие», мы можем распланировать наши действия до или после. Например: учить по одной главе учебника в неделю, чтобы подготовиться к экзамену без спешки. Научите ребенка «есть слона маленькими кусочками», и этот навык он сможет использовать в будущем.

Несмотря на то, что мы можем уставать от рутины, предсказуемость и устойчивость крайне важны.

Например, перед важным мероприятием хорошо ввести определенную последовательность действий, которая будет снижать уровень стресса: выходим из школы, заходим в любимое кафе, гуляем, приходим на репетицию. После того, как эта последовательность воспроизводится несколько раз, что-то новое и волнительное встраивается в привычный и приятный повседневный ритм и уже не так пугает.

Если же мы говорим о неконтролируемом стрессе, внезапной ситуации, вроде потери близкого или развод родителей, здесь привычный ритм тоже придет на помощь: постарайтесь вернуть бытовые привычки и традиции, соблюдайте привычный уклад. Это поможет вернуть устойчивость в жизнь и снизить уровень стресса.

Помните, нет и не может быть стратегий на все случаи жизни, стресс неизбежен. Но то, как мы сами и наши дети будем на него реагировать, зависит только от нас самих.

Поделиться с друзьями

Панкова Татьяна Александровна
Я детский психолог и старший психолог благотворительного фонда «Дети наши». Выпускница российско-австрийской программы Института интегративной детской психотерапии и практической психологии «Генезис» (Москва) и OKIDs (Вена, Австрия).
Самым важным в отношениях между детьми и взрослыми считаю атмосферу доверия и безопасности, моя работа в БФ «Дети наши» дает мне возможность профессионально поддерживать и развивать надежные и ресурсные отношения между детьми и взрослыми.

Оцените автора
Мама может всё!