Стереотипы – это заранее сформированная оценка какого-либо явления или факта. Стереотипы упрощают нам жизнь, ведь мы не можем знать всего, а группируя информацию и присваивая ей некий статус, нам проще справляться с тем невероятным информационным потоком, который нас окружает. Но в стереотипах есть и большая опасность – они не дают нам узнать больше о предмете суждения, заранее ставя на нем «крест». И, пожалуй, страшнее всего, если этот «крест» мы ставим на себе.
О вреде стереотипов в воспитании их влиянии на жизнь детей рассказал психолог фонда «Дети наши» Игорь Петраков.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
«Мальчики не плачут», а девочки «должны быть женственными» – это, пожалуй, самые распространенные стереотипы, которые родители внушают своим детям просто потому, что когда-то то же самое им говорили их родители.
Но, когда ребенок рождается, независимо от его гендерной принадлежности, психика развивается одинаково. Пока не вмешивается общество с его представлениями и «женском» и «мужском».
Первый миф развенчивается очень просто: все дети плачут. Так заложено природой. Запрет на слезы – это запрет на выражение эмоций. Плакать ребенок может по самым разным причинам, и любая из них оказывается под запретом. Кроме того, плач — природная защита организма, которая помогает снизить ощущение боли или снять стресс, вместе со слезами наш организм покидают лишние гормоны стресса. Слезы содержат гормон пролактин, который помогает снизить уровень эмоционального напряжения и укрепляет иммунную систему.
Любая эмоция – это нормально. Запретных эмоций не существует. Но мы можем научить ребенка как правильно перерабатывать и выражать негативные эмоции: злость, зависть и т.д. Для этого необходимо проговаривать с малышом, что он чувствует, что с ним происходит и почему, назвать эмоции. Так он научится познавать себя и собственные реакции – а это неотъемлемая часть формирования гармоничной личности.
Если нельзя выразить эмоцию, то и разобраться в ней не получится. Таким образом, ребенок не учится чувствовать себя, разбираться в своих ощущениях, теряет контакт с самим собой. Как следствие, ребенок не учится принимать и выражать свои эмоции, он «запирает» их внутри, а значит, не получает эмоциональную разрядку, что в последствии может привести к психосоматическим проявлениям, заниженной самооценке (испытывать некоторые эмоции нельзя, я испытываю, значит, со мной что-то не так). Также невозможность и неумение выражать эмоции – это прямой путь к зависимостям.
Слезы для любого ребенка – это нормально, это его способ выразить свои эмоции, а научить его находить другие способы – задача родителя. В будущем ребенок сможет сам для себя сформулировать: «мне больно / обидно до слез» — и решить, каким способом выразить эту эмоцию, плакать или не плакать.
На примере второго стереотипа «девочка должна быть женственной», можно увидеть запрет на выбор.
В первую очередь спросите себя: кому мой ребенок что-то должен? Кто станет несчастней, если моя дочь не будет женственной? И вообще, что такое женственность?
В первую очередь ребенок, и девочка, и мальчик должен стать уверенным в себе, в своих силах и возможностях, в своей привлекательности и умении нравиться и находить общий язык, строить отношения с окружающими. Все это возможно, если ребенок чувствует, что любим, если родители показывают, что любят его не за что-то, не за хорошее поведение, соблюдение норм и правил, не за соответствие стандартам, а просто за то, что он есть.
В современном мире уже нет выбора «семья» или «карьера» все можно успеть и совместить, и многие женщины в наше время уходят от «семейных ролей», и это не хорошо и не плохо. Но задумайтесь, что для вас важнее, чтобы ваш ребенок был счастлив, сумел реализовать свой потенциал или чтобы соответствовал навязанным извне ролям?
Развиваясь, изучая мир, ребенок познает себя, находит то, что ему нравится и интересно. И, если это не соответствует стандарту, ребенок может оказаться в ситуации очень сложного выбора: реализовать себя или не расстроить родителя. Малыш чаще всего выберет спокойствие родителя, но в результате сделает хуже для себя.
Чувствовать себя, делать собственный выбор основываясь на том, как «мне лучше» – это очень важное умение и залог построения здоровой гармоничной личности.
Стереотипы в воспитании «ломают» эмоциональную сферу ребенка, мешая ему познавать себя, учиться узнавать собственные желания и потребности и следовать им, открывать свои способности и заниматься тем, что действительно важно, интересно и нравится.
Что же делать родителю?
- Родителю важно быть чутким, не ограничивать ребенка в познании окружающего мира и себя. Мальчик не становится девочкой, когда начинает плакать, а девочка не превращается в мальчика, играя с машинкой.
- Безусловная любовь и принятие – вот что поможет вашему ребенку вырасти здоровым и счастливым, уверенным в себе и успешным, а не следование стереотипам. Навязывание и непринятие – губят индивидуальность ребенка.
- Если у вас есть определенные представления о том, каким должен вырасти ваш ребенок, продемонстрируйте это на собственном примере. Ведь дети впитывают модели поведения родителей и копируют их. Но будьте готовы, что ваш ребенок выберет свой собственный путь.
- Будьте внимательны к своему ребенку, замечайте его индивидуальные особенности, поощряйте стремление к самореализации.
- Помните, «мужские» и «женские» роли ребенок перенимает из постоянного, теплого и доверительного контакта с родителями.
Об авторе:
Петраков Игорь Владимирович
Я — психолог благотворительного фонда «Дети наши».
Закончил Смоленский гуманитарный университет по специальности «Психология». Регулярно повышаю квалификацию: сейчас учусь в Институте интегративной детской психотерапии и практической психологии «Генезис» по специализации «детский и семейный психолог».
С 2020 года работаю в фонде в программе профилактики социального сиротства «Не разлей вода». Наши подопечные – кризисные, непростые семьи. Работаю с семейной системой, как с родителями, так и с детьми: на построение детско-родительских отношений, адаптацию детей в школе, бывали случаи буллинга, часто выполняю образовательную функцию по отношению к родителям с низкой социальной ответственностью или сниженным интеллектом.
Я пришел работать в фонд «Дети наши» в первую очередь желая совершенствоваться как психолог, и быстро понял, что сфера благотворительности – то, чем я действительно хочу заниматься, где я могу себя проявить.