Смартфоны и планшеты, ноутбуки и другие гаджеты стали настолько привычны в наше время, что родители просто не обращают внимания на то, что их дети постоянно в них зависают. О последствиях такого увлечения гаджетами все давно уже знают, но мало кто принимает меры и ограничивает контакты деток с виртуальной реальностью. А зря. Живое общение и совместные игры ничем нельзя заменить. Нынешнее поколение молодых мам и пап уже не рассказывает своим детям о тех играх, в которые они играли во дворе или дома кода были маленькие. А уж об играх, в которые играли в детстве нынешние бабушки, и подавно позабыли, хотя многие из них были весьма полезны для детского развития.
Начнем с игр, в которые хорошо играть и с несколькими участниками, и только вдвоем с ребенком.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Игра в «горячо-холодно»
Я всегда играла в нее и со своими детьми, и с воспитанниками. Эта игра развивает память, воображение, координацию ребенка. Дети уже с 2 лет начинают играть в нее с большим удовольствием.
Напоминает она игру в прятки. Только прячется не человек, а какой-нибудь предмет. Мы заранее договаривались с малышом, что будем прятать. Это мог быть какой угодно предмет, но не слишком больших размеров, например, плюшевый мишка, яблоко, конфета или машинка.
Суть игры: ребенок выходит из комнаты, а мама или папа прячут мишку или яблоко, но так, чтобы укромное местечко находилось в зоне досягаемости малыша. Он должен найти его и суметь достать, не вставая при этом на стул или диван. Безопасность во время игры следует все же соблюдать. Вернувшись в комнату, малыш начинает ходить по ней, а ведущий (тот, кто прятал) говорит ему «холодно», если дитя находится далеко от предмета, «тепло» – если подходит ближе и «горячо», если предмет совсем рядом с ребенком. Как только предмет будет найден, нужно крикнуть: «ай, кипяток!»
Игра «Море волнуется, раз…»
Наверняка ее помнят и современные мамы и папы, но вот времени поиграть в нее с ребенком мало кто находит. А ведь она развивает фантазию и творческий потенциал, а также координацию движения малыша. Очень, на мой взгляд, полезная игра, для двух-трех- и четырехлеток. Они в нее с удовольствием играют на днях рождения или на других детских праздниках.
Ведущему, отвернувшись от участников (или от малыша), нужно выговаривать такую считалку: «Море волнуется, раз, море волнуется, два, море волнуется три, морская фигура замри». Участники игры, пока произносятся эти слова, совершают в такт им различные плавные движения. Но как только ведущий перестает говорить и поворачивается к ним лицом, они замирают в той позе, которая должна напоминать какое-нибудь животное. Не обязательно морское, но тогда перед началом игры это обговаривается отдельно. Задача ведущего угадать фигуру. Если угадывает, то водить выходит участник, чье животное угадали.
Игра в «съедобное – не съедобное»
Играть, опять же, можно и в компании, и вдвоем с ребенком. Берете мячик и, называя любое существительное, бросаете мяч малышу. Если слово означает фрукт, ягоду, овощ или что-то еще, что является съедобным, то ребенок должен поймать мяч и сказать: «Ам!» («съесть» предмет). А если предмет будет несъедобным, то оттолкнуть от себя мячик и сказать: «Я это не ем!». Если несъедобное все же съели, то меняйтесь ролями и пусть теперь ведущим будет малыш. Цель – бросать мячик как можно быстрее, чтобы запутать ловца и заставить его стать ведущим.
Эта игра развивает у ребенка:
- воображение и мышление;
- реакцию;
- мелкую моторику.
А, кроме того,она пополняет словарный запас ребенка, развивает речь и помогает выучить новые слова. Играть стоит с детьми, которым уже исполнилось три-четыре года и которые уже неплохо говорят.
Игра в «фанты»
Конечно же, в эту игру лучше играть на детском празднике, но она вполне подойдет и для того, чтобы просто весело провести вечер всей семьей. Игра подойдет деткам с трех лет, но тогда задания должны соответствовать возрасту малыша.
Ведущий собирает с каждого участника по «фанту» – любому мелкому предмету: это и заколка для волос, и монетка или пуговка, носовой платок или лего-человечек – все, что запросто спрячется в небольшую коробку или шапку. Затем, отвернувшись от участников и смешав в коробке «фанты», ведущий берет один из них в руки и спрашивает, какое задание назначить обладателю сего предмета. Участники вместе решают этот вопрос и назначают «фанту», например, станцевать, спеть, рассказать стих или попрыгать на одной ножке вокруг стола. Ведущий меняется после первого круга заданий. Веселая суета и приятное общение во время этой игры будут обеспечены всем членам семьи на весь вечер.
Игра развивает координацию, моторику, воображение, помогает улучшить память и развить творческое мышление у ребенка.
Игра «Вы поедете на бал?»
Эта игра не только для девочек, мальчики в нее тоже с удовольствием играют. Правда, возраст детей должен быть не младше четырех-пяти лет. С помощью такой игры дети развивают внимательность, воображение, творческое мышление, пополняют свой словарный запас и учатся правильно строить предложения.
Ведущий начинает игру со слов: «Король прислал вам приглашение, прибыть на бал во всей красе, но соблюдать при том условие – не приезжать (выбирается какой-либо один вид транспорта, например, на машине, в карете, на лошади, на поезде), «да» и «нет» не говорить, черное с белым (как вариант – красное с синим или черное с красным) не носить, на вопросы быстро отвечать и нечего от короля не скрывать. Вы поедете на бал?»
Задача участника, к которому обращается ведущий – правильно, правдиво и быстро отвечать на любой вопрос ведущего, не забывая про условия, перечисленные в речитативе. Задача того, кто ведет игру – запутать участника и вынудить его нарушить условия и, таким образом, не пустить на бал и сделать его ведущим.
Игры, в которые хорошо играть во дворе
Родители часто сетуют, что дети стали мало гулять и общаться между собой. Но мало кто из тех, кто грустно жалуется в сети на своих малоинициативных сыновей и дочек, что-то предпринял сам, чтобы изменить ситуацию. Родители, если вы помните игры, в которые вы играли во дворе большой и дружной компанией, не сидите дома, отсылая свое чадо бездумно болтаться по улице! Возьмите инициативу на себя. Выйдите во двор и организуйте команду из друзей своего ребенка. Научите их интересным играм. Ведь столько всего можно придумать на свежем воздухе!
- В жмурки играют не только дома. На улице куда как больше пространства, а значит, и веселее игра.
- Уголки. Нарисуйте на асфальте «домики», расставьте в них участников и пусть ведущий пытается занять временно пустующий «домик», пока участники стараются быстро поменяться своими «домами».
- Классики. Это игра всех времен и народов, она помогает развить координацию и выучить цифры, улучшить память.
- «Вышибалы» – игра веселая и командная. Она сплотит и сдружит детей не в виртуальном мире, а в реальном, научит их ловкости, разовьет в них здоровое командное чувство.
- Городки и лапта. Старинные и всеми забытые игры. Для городков нужны несколько «чушек» (5-9 цилиндрических деревянных столбиков) и бита, а для лапты – маленький мячик и палка-бита.
- «Испорченный телефон». Число игроков не ограничено, и чем их больше, тем интересней. Участники встают (или садятся) в цепочку. Ведущий говорит на ухо первому игроку в цепочке слово, и тот шепчет его следующему. Так слово проходит до конца. Последний участник встает и громко называет слово, которое до него дошло. Не всегда то, которое было загадано ведущим, но тем интересней и смешней игра.
Активных и развивающих игр огромное множество, их нужно просто вспомнить и научить им своих детей. Тогда и не будет смысла писать целые статьи на тему: «Как и чем занять детей, чтобы они «отлипли» от гаджетов».