Растерянность, страх, отчаяние – наиболее типичная реакция родителей, которым сказали, что у них – ребенок с аутичным характером. Что это значит, как воспитывать таких детей? Короче – все пропало, жизнь пошла под откос!
Иными словами – как быть таким родителям, и что им делать с ребенком-аутистом? Пытаться лечить? Спрашивать советы у психолога? Примириться с удручающей действительностью? Или, все же, общаться с ребенком и воспитывать его, но только по особым правилам и, так сказать, на другом уровне?
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Некоторые успокоительные советы для родителей
Прежде всего, не следует раньше времени впадать в панику. Может, малыш вовсе и не аутист, а всего лишь интроверт. Или – просто у него некоторые необычные особенности характера. Аутист ребенок или нет – об этом может сказать лишь специалист-медик. Да и то не сразу и не наверняка, а лишь после долгих исследований и предположительно. Дело в том, что такая особенность человеческого характера и развития – в настоящее время практически стопроцентная загадка даже для специалистов. То есть, они пока понятия не имеют, что такое аутизм и откуда он взялся. Кроме того, высококлассных специалистов в этой области в нашей стране очень мало, и поэтому легко можно нарваться на какого-нибудь дилетанта.
Да и потом: даже если у малыша и впрямь обнаружились аутичные черты, это вовсе не повод для уныния и отчаяния. Аутизм – это вовсе не психическая болезнь и на Западе (а там куда больше понимают, что такое аутизм, так как намного раньше стали изучать этот феномен) так прямо и говорят: это – специфическая особенность психологии и восприятия мира. Ну и где здесь причина для уныния и отчаяния?
Наоборот: аутист – это, большей частью, очень интересный и во многом нестандартный человек. Конечно, родителям ребенка-аутиста будет очень сложно. Им придется приспосабливаться к своему маленькому «инопланетянину», причем – советов, как его воспитывать и как с ним общаться, маме и папе не даст никто. Дело в том, что каждый аутист – это почти абсолютно уникальная и ни на кого не похожая личность. Для него не существует общих правил поведения, он живет по собственным законам. Он думает и воспринимает мир иначе. Он способен общаться лишь на собственном языке. И изменить это – невозможно. К этому можно лишь приспособиться.
Разумеется, это сложно. Но зато – из маленького «пришельца» вполне может вырасти Леонардо да Винчи, или Эйнштейн, или Гоголь, или Лермонтов, иди Джордж Вашингтон, или Олег Даль, или Маргарита Терехова – все они были аутистами.
Основные симптомы аутизма у детей
Прежде чем налаживать контакты с ребенком-аутистом, следует знать особенности его поведения и восприятия мира.
- Практически все детки-аутисты не любят (а, верней, не могут) смотреть другим людям в глаза – даже самым близким.
- Дети с аутичным характером чрезвычайно чувствительны к разным раздражителям. Раздражителем для них может стать что угодно: яркий свет, громкий звук, запах, мягкая или, наоборот, шершавая поверхность какого-либо предмета. Реакция на раздражители у ребенка-аутиста обычно очень бурная и демонстративная: он будет закрывать руками уши или глаза, отворачиваться, впадать в истерику.
- Аутичные малыши не любят, когда к ним прикасаются, поэтому взять такого ребенка на руки, чтобы покормить или искупать – это целая проблема.
- Они не терпят общения, и гораздо лучше чувствуют себя в одиночестве. Малыш-аутист может часами лежать в кроватке или сидеть в манеже один, абсолютно не нуждаясь в чьем-то присутствии. Навязывать ему свое общение не следует, так как это часто приводит к нервному срыву.
- Играют дети с аутичными чертами характера также большей частью в одиночку и очень не любят, когда кто-то вмешивается в их игру.
- Большое значение для таких деток имеет рутина, то есть, ежедневное повторение одних и тех же действий и правил и такое же ежедневное присутствие рядом одних и тех же предметов и людей. Любое изменение ежедневного налаженного распорядка, всякая новая вещь в комнате или незнакомый человек – это повод для беспокойства, неуверенности в себе и даже нервного срыва.
- Отдельно следует учитывать манеру общения таких детей с окружающими их людьми:
- зачастую они вовсе не говорят, даже повзрослев;
- обычно их язык специфичен, то есть очень скуп, и состоит почти полностью их подлежащих и сказуемых: «Я (или называется имя) пойду», «Машина поехала», «Падает снег», «Мама пришла» и т. д. Поэтому не надо говорить с таким ребенком образно и с иносказаниями. Он, скорее всего, их поймет, однако не видит в них необходимости. Для аутиста речь – это, в первую очередь, передача информации;
- другая крайность – аутичный ребенок может быть слишком болтлив, а его речь – чрезмерно витиевата и заумна.
- Всякому маленькому аутисту периодически необходима «перезагрузка». Он очень быстро устает от общения, потока информации, элементарного шума, и потому ему нужно побыть в одиночестве, чтобы восстановить свои силы и способность вновь контактировать с миром. Иногда для такой «перезагрузки» хватает нескольких часов, а иногда – на сутки и больше.
Как общаться с ребенком-аутистом и как его воспитывать
Повторимся: не надо слишком прислушиваться к посторонним советам и рекомендациям на этом счет. Волей-неволей родителям придется вырабатывать свои собственные правила общения с ребенком-аутистом. Разумеется, методом многочисленных проб и таких же многочисленных ошибок. Это обычных детей легко построить в ряды и колонны и внушить им общие правила поведения. С «аутенком» такой подход «не прокатит».
И, вместе с тем, имеются некоторые общие правила общения с маленькими «пришельцами».
- Строгое следование режиму дня. Никаких неожиданных изменений и нововведений – ни в распорядке дня, ни в одежде, ни в еде, ни в перестановке мебели, ни в переклеивании обоев, ни в чем другом – даже в мелочах.
- Старайтесь меньше объяснять ребенку что-либо словами. Аутисты иначе воспринимают речевую информацию, зачастую она для них лишь раздражающий шум, и ничего больше. Кроме того, многие из них периодически «отключаются», то есть, становятся неспособными к усвоению информации в любом виде (так называемая «малая перезагрузка»). Поэтому малышу-аутисту лучше все показывать, чем объяснять словами.
- Если уж без слов не обойтись никак, то они должны быть краткими и не таить в себе никаких иносказаний. Например, маме не надо говорить: «Ах, какие вкусные пирожки я испекла!», а лучше сказать: «Возьми пирожок и скушай его».
- Очень важно, воспитывая маленького аутиста, научиться терпеть и ждать. Зачастую слова, обращенные к нему, могут долго оставаться без всякого ответа. Это не значит, что малыш «тупит», просто он долго обрабатывает полученную информацию. Обработка входящей информации у многих аутистов отчасти напоминает компьютерную.
- Не берите малыша без крайней надобности на руки (или не берите его за руку). Это ему может быть неприятно.
- У многих аутистов есть свое увлечение (или даже талант), которому они обычно уделяют очень много времени. Постарайтесь вникнуть в особенности такого увлечения и увлечься вместе с ребенком. Это поможет сблизиться, а, кроме того, так будет проще понять своего таинственного ребенка.
- Заведите дома какое-нибудь животное. Дети-аутисты обычно очень любят всяких зверушек и, общаясь с ними, сами становятся гораздо общительнее.
Аутизм – это не болезнь! Просто у родителей родился уникальный ребенок. Радуйтесь этому, и любите его. Любовь нужна всем, а уж маленьким аутистам – в особенности.