Ситуация, знакомая большинству современных родителей: ребенок не хочет делать уроки. Как ты его ни заставляй и ни уговаривай, что только ему ни обещай – и хорошее, и плохое, – а убедить его, что уроки выполнять нужно – почти невозможно. Он или сделает их по принципу «тяп-ляп» (лишь бы мама отвязалась), или соврет, что сделал, а на самом деле окажется, что он даже и не приступал к ним.
И как тут быть бедным родителям? Как им убедить свое равнодушное к учебе чадо, что выполнять домашние задания – надо, что это – часть учебы, а без обучения дитяти в жизни ну никак не обойтись? Безусловно, у каждого родителя имеются свои «фирменные» способы, приемы и методы, как заставить ребенка выполнить домашнее задание. В каких-то случаях они «работают» вполне эффективно, в других случаях – толку от них нет почти никакого. Впрочем, все это частности. Мы же постараемся в этой статье говорить не о частностях, а об общих тенденциях. То есть, о проблеме как таковой и, разумеется, о возможных путях ее решения.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Причины, по которым ребенок не хочет выполнять домашнее задание
Так получается, что в большинстве случаев родители по разным причинам не желают (или не в состоянии) вникать в обстоятельства и искать ответ на вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи. «Он просто лодырь и балбес! – говорят мамы и папы о своем чаде. – И что с ним делать – ума не приложу!» А между тем детские психологи давно уже «разложили по полочкам» детское нежелание делать домашние задания. Коснемся этих психологических изысканий и выводов подробнее – авось они родителям пригодятся. Итак.
- Ребенок не хочет выполнять домашние задания, потому что он вообще не горит желанием учиться – ни в школе, ни дома. Почему современные дети ненавидят учебу, вопрос отдельный, и он выходит за рамки данной статьи. Поэтому ограничимся лишь констатацией: современные дети не любят учебу.
- У ребенка отсутствует мотивация к обучению. Иначе говоря, он не понимает, для чего это ему нужно. Причем, очень часто родители не помогают дочери или сыну отыскать эту мотивацию, а наоборот, вольно или невольно лишь усугубляют ситуацию. «Знания и дипломы в современном мире – не главное, — рассуждают мамы и папы в присутствии детей. – Гораздо важнее – деньги и связи. С ними можно добиться успеха в жизни куда как проще». Ребенок это слышит, и «мотает на ус». Ну и как его после этого убедить в необходимости и важности домашних заданий?
- Ребенок искренне считает себя лентяем и «балбесом» и, что самое главное, ничуть против этого не протестует. Так ему даже удобнее: с лентяя – что взять? Здесь во многом лежит вина на родителях. В большинстве случаев именно они впервые навесили этот ярлык на своего ребенка, и повторяли это слово раз за разом, пока он к нему не привык и не смирился с ним.
- Родители чрезмерно опекают ребенка. Да-да, это часто является причиной нежелания учиться у детей. В самом деле: для чего ребенку ежедневно напрягаться и корпеть над учебниками, когда мама и папа все равно купят ему дорогой гаджет, красивую одежду и вкусную еду? Из-за чрезмерной родительской опеки у ребенка формируется потребительское отношение к жизни. А потребитель – это всегда лентяй. А лентяй – никогда толком учиться не будет. Совсем не зря в былые времена родители отправляли своих подросших детей «в люди». И не потому, что не могли их прокормить. А потому, что понимали: если они будут кормить и опекать свое дитя, не требуя ничего взамен и не приучая его к самостоятельной жизни, из него вырастет лодырь. Лучше всего избавляют ребенка от лени обстоятельства, в которых он вынужден «крутиться» самостоятельно. Народная мудрость говорит о таких обстоятельствах так: «Когда своя блоха укусит». Очень редко современных детей «кусают свои блохи». Оттого они и не хотят учиться.
- Ребенок не понимает сути задания, которое он должен выполнять. По какой-то причине он не усвоил тему – и как ему в этом случае делать домашнюю работу?
- Школьнику элементарно скучно делать домашние уроки. Например, он больше любит историю, а вынужден зубрить десятичные логарифмы, которые ему не нравятся. Общеизвестно, что дети гораздо охотнее делают то, что им нравится и чем они увлечены.
Вот такие они, основные причины детского нежелания делать домашние задания. Дополнительно о причинах и как быть родителям в этой ситуации, расскажет видео.
Что делать родителям?
Ответ здесь напрашивается сам собой: помогать своему ребенку. Другой вопрос – как именно. Здесь есть немало «подводных камней», о которых родителям следует знать.
- Ни в коем случае не надо выполнять домашние задания за ребенка. Он их должен делать сам.
- Помогать ему нужно лишь в тех случаях, когда действительно не в состоянии справиться самостоятельно (например, слишком трудная тема, и он ее не до конца усвоил).
- Необходимо приучать своего школьника доводить начатое дело до конца. Пока он не выполнил один урок, не следует позволять ему браться за другой.
- Похвала – замечательное средство стимулировать ученика на выполнение домашних заданий. Не следует скупиться на доброе слово. Даже если ребенок выполнил задание не в полной мере или неряшливо, он все равно старался, а, значит, заслуживает похвалы. Вместе со словом «молодец» или «умничка» необходимо как можно чаще говорить «я верю, у тебя все получится», «ты обязательно решишь эту задачку», «ты можешь писать без ошибок» и т. д. Похвала ободряет ребенка и делает его увереннее в собственных глазах.
- Не надо каждый раз усаживать ребенка за письменный стол и назойливо спрашивать: «А ты уже сделал уроки или еще нет?» Пускай ребенок делает это самостоятельно, у него должно вырабатываться чувство ответственности за дело, которым он занимается.
- Необходимо быть терпеливыми и не подгонять ребенка, если он, по мнению родителей, слишком засиделся за уроками. И уж тем более, не надо на него за это кричать. Такие родительские действия будут нервировать ученика, и, скорее всего, он наделает кучу ошибок в тетрадке. А в следующий раз, опасаясь родительского понукания, и вовсе будет стараться выполнить задание «абы как» – лишь бы на него не кричали.
- Ненавязчивые родительские советы и подсказки в ходе выполнения домашнего задания очень важны для ребенка. Он всегда будет знать, что в случае каких-то трудностей и «непоняток» всегда сможет рассчитывать на родительскую помощь. Это его вдохновит и придаст уверенности в собственных силах.
- Необходимо развивать интерес ребенка к учебе. Причем, не для того, чтобы обязательно сделать из него отличника. Подгонять свое дитя под общепринятые стандарты ради самих стандартов – не слишком удачная мысль. Гораздо лучше вместе с ребенком определить конкретную цель учебы. Например, совместно решить, что в будущем сын или дочь станут юристом. И – налегать на предметы, которые помогут ему достичь этой цели (не забывая, конечно, и о других предметах – для общего развития).
- Никогда не следует в присутствии ребенка говорить плохо об учителях. Приняв родительское мнение за истину, ученик просто перестанет уважать учителя, а, значит, потеряет интерес к предмету, который учитель преподает. И как выполнять домашнее задание, не зная предмета?
- Не надо сравнивать своего ребенка с другими детьми – тем более, не в пользу ребенка. Это обязательно скажется на его самооценке. То есть, он начнет искренне считать себя неумехой и бестолочью, и, таким образом, у него пропадет весь интерес к учебе.
- Очень опасно (да и глупо) пытаться сделать ребенка продолжением самих себя. Дескать, «у меня не получилось стать зубным врачом, так пускай мой сын обязательно им станет». Следует всегда помнить, что ребенок – это не родительское продолжение, а самостоятельная личность. Может, он хочет стать вовсе не зубным врачом, а, допустим, владельцем автомастерской. Ну и на здоровье! Лишь бы он учился!
Как помочь ребенку делать домашние задания, дополнительно расскажет это видео.