Павел Лукша (основатель инициативы Global Education Futures, профессор Школы управления «Сколково») и Екатерина Лукша (лидер международной молодежной инициативы по вовлечению подростков в повестку будущего Voice of Youth и один из авторов «Атласа новых профессий») не только профессионально занимаются инновациями в образовании, но и, воспитывая вдвоем троих детей, «проверяют на них» свои мысли, наработки, решения в области новых форм и смыслов образования. Этими наработками супруги регулярно делятся с другими родителями в рамках проекта «Образовательная гостиная» сети школ и детских садов ONE! lnternational School, где учится их дочь. Предлагаем вам проверить себя: что вы действительно готовы сделать для успешного будущего своего ребенка?
Где мы сейчас?
Мир все больше входит в эпоху постоянной турбулентности, и нашим детям придется учиться уже не одной профессии, а целому ряду, причем, возможно, они будут из разных сфер, потому что подстраиваться надо будет под очень быстро меняющуюся экономику. Волна технологических изменений последних десятилетий уже несколько раз перестраивала всю нашу жизнь. Изобретения меняли мир и раньше, но если появление парового двигателя определяло развитие экономики на сотни лет, то интернет, а затем и смартфоны перевернули мир несколько раз уже в течение нашей с вами жизни. А в следующем 10-летии нас ждут еще более радикальные изменения, и не просто изменения, а их ускорение.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Вместе с «цифрой» придет и экономика устойчивого развития, так называемая регенеративная, восстанавливающая (после разрушающей и эксплуатирующей). Она будет требовать других правил игры и других отношений между людьми, она будет человеко-центричной – ее главными качествами будут человечность, помноженная на способность решать нестандартные задачи нестандартным способом, умение работать с другими людьми и беречь индивидуальный и коллективный ресурс.
Поэтому сегодня не столько важен вопрос о будущей профессии для ребенка, сколько как развить у него способность быть заинтересованным развиваться, действовать, изучать мир, осваивать экзистенциальные навыки, которые позволят и качественно прожить жизнь, и вовремя профессионально сориентироваться: это, прежде всего, управление своим вниманием, жизненным ресурсом, жизнестойкость, стрессоустойчивость, решительность, открытость, творчество. Без натренированности этих качеств и навыков никакие предметные знания не помогут добиться успеха в часто и быстро меняющихся внешних обстоятельствах. А чтобы это происходило, нам нужна другая система образования, более открытая, построенная на опыте командной и самостоятельной работы, игре, на коммуникации друг с другом.
Куда нам идти?
И что делать? Нужно перестать быть пассивным участником образовательного процесса, государственная система образования очень большая и будет перестраиваться длительное время, поэтому нужно начинать делать это самим. Легко сказать… Мир вы не переделаете, но своему ребенку облегчите и учебу в школе, и жизнь в будущем, какую бы профессию (профессии) он ни выбрал. В помощь всем родителям предлагаем нашу «сборку» педагогического и личного опыта. Наша семья – это живая лаборатория, где мы проверяем все лучшие российские и зарубежные практики вместе со своими детьми. Они и показывают нам, какие вещи работают, а какие нет.
Для развития у ребенка актуальных навыков XXI века родителю важно настроить 4 основных фокуса внимания: это картина мира, коммуникация и мотивационная среда, проявление в действии (дать возможность ребенку заниматься тем, что он хочет) и рефлексия – работа с будущим семьи.
Почему семьи? С новыми вызовами сегодня сталкивается не только новое поколение, а все поколения одновременно, и поэтому новыми навыками должен овладевать не только ребенок, но и вся семья. Новые образовательные практики, усвоенные в семье, позволят ей быть устойчивой и одновременно гибкой, восприимчивой к изменениям.
Картина мира – кругозор
Без широкого кругозора не обойтись. Как работать с его формированием у ребенка, как дать целостное понимание устройства мира вокруг нас? Здесь очень важны навыки «насмотренности», сравнения, критического мышления, умения выбирать.
Новые технологии проникают практически во все сферы нашей жизни, в повседневность. Поэтому очень важно не просто пользоваться ими самим, а изучать вместе с детьми, дом должен стать своего рода лабораторией современной жизни по формированию этих навыков, если хотите, даже непрерывным исследовательским проектом. Новому опыту взрослые тоже должны быть открыты.
Формированию широкого кругозора у ребенка помогут знакомство с миром через поездки по стране, общение с животными, научно-популярные фильмы (например, на канале National Geographic) и подкасты по естественным наукам и искусствам, мультфильмы (например, «Пинкод»), детские телевизионные программы (например, «Галилео») общесемейные практики, в которых взрослые включаются в интересы ребенка, а не только предлагают свои, обязательно обсуждают с ним увиденное – прочитанное – услышанное, но не дают «правильные» ответы заранее, а ставят «правильные» вопросы, предоставляя ребенку возможность искать на них ответы самому. Общий опыт узнавания нового очень полезен как детям, так и взрослым, он не только укрепляет отношения в семье, но и создает благоприятный эмоциональный фон для решения образовательных задач – так формируется эмоциональный интеллект.
Дети и образы будущего
Эти практические советы мы выработали на основе опыта общения с более чем 3000 детей из разных социальных групп и разных регионов (и стран), и, скорее всего, вы, следуя им, откроете в своем ребенке много нового, а также и в самих себе.
У детей в возрасте 3 лет еще нет возможности сравнить будущее с настоящим, они пока не могут оперировать образами будущего. Но в 3–5 лет уже нужно мечтать вместе с ними, «рисовать» будущее или «строить» его, опираясь на их желания и воображение, но обязательно касаться темы «А что будет?».
До 10 лет мир ребенка – это царство мечты, в котором нет пока разницы между будущим и сказкой. Этот волшебный мир он ежедневно создает, занимаясь рисованием, лепкой, конструированием. Но вы можете постепенно добавлять истории о технологиях из прошлого, об истории развития мира и соединять это с настоящим и мечтами ребенка.
В 10–11 лет уже появляется чувство будущего, в это время нужно пытаться переводить фантазии ребенка в интересные идеи. При этом важно подкреплять работу воображения практическим изучением необходимых для этого технологий. Подчеркнем, что это очень значимая общесемейная практика: обсуждая будущее с детьми, во многом вам легче будет разобраться самим.
С 14 лет и старше уже должна возникать полноценная самостоятельная проектная работа по изучению моделей, механизмов, принципов работы всего на свете с предложением своих решений, и конечно, это не должно быть отвлеченное теоретизирование. Мы неоднократно убеждались, что предпринимательские проекты детей в этом возрасте очень жизнеспособны, иногда они круче, чем у взрослых. (Например, две девушки на одной из образовательных программ разработали будильник, который имитирует с помощью разной силы света поднимающееся солнце, производит заданные запахи под необходимое состояние и позволяет просыпаться с удовольствием. Они получили уже 1000 заказов, а один из главных российских лидеров-визионеров заказал у них опытную модель.) В школе, где учится наша дочь, кстати, есть даже специальный предмет – предпринимательство. Но это не значит, что здесь всех учат быть бизнесменами, нет, здесь учат позитивному созиданию. В классе про технологию того или иного проекта подскажет учитель, но и родитель должен дома поддерживать занятия ребенка в любой доступной ему форме. Важно не только вместе знакомиться с технологиями, но создавать среду, внутри которой происходят все коммуникации и вся творческая работа. Здесь ключевое слово – вместе (но не вместо).
Как общаться плодотворно?
Непросто выстроить коммуникацию, мотивирующую к действию и развитию интереса, независимо от возраста ребенка и вместе со взрослым. Сказать «смотри, как интересно» – не «прокатит».
Ключевым моментом здесь должна стать не риторика о пользе знаний, а ваше чуткое внимание к тому, как разговаривает ребенок: на это опирается его самость, доверие к пространству и возможности проявлять себя. Не поправляйте, не перебивайте, не подхватывайте (как бы ни хотелось вспомнить поучительный пример из своего детства), не договаривайте за говорящего ребенка. Спрашивая, следите, чтобы в вопросе не содержался скрытый ответ.
Используйте только общие и уточняющие вопросы: как, почему, зачем, где? Важно давать детям возможность ошибаться и помнить, что и у вас есть такое право – ошибаться самим. Через это развивается мотивация – запрос на общение как продолжение темы. Критическое условие ее развития – безоценочность опыта, ответа, мысли самого ребенка и ваш подлинный интерес к этому.
Все это формирует в семье доверительную среду, которая создает возможность действия, совместного или индивидуального, и наполняется собственными решениями ребенка. Накопленный опыт таких решений позволяет ему адаптироваться к тому, как быстро меняется мир, и дает устойчивый навык действия без страха.
А сколько можно или нужно кружков?
Дайте ребенку возможность попробовать себя в разных сферах. Но где будет предел, ведь нельзя же каждый месяц начинать новое дело? Есть такое распространенное мнение, что чем больше успеешь дать ребенку (кружков, секций, разнообразных занятий, концертов, походов и т.д.), тем лучше. На наш взгляд, это очень спорное утверждение. Настоящее обучение требует некоторых пауз для осмысления, возможности не согласиться, поскучать, осмыслить. Вдох должен сочетаться с выдохом, иными словами, в процессе обучения должны быть периоды освоения нового и периоды отдыха – в эти моменты как раз происходит рефлексия. Остановки важны так же, как сон, время, когда человек усваивает и структурирует информацию, которую он набрал в течение дня. Нормально, когда дети скучают, когда у них есть время самоопределиться, время для свободной игры, прогулки без загрузок.
И нормально, если ребенок может не согласиться с выбором родителей, когда у него что-то не «идет». Ну не хочет он быть шахматистом! Увидеть, к чему он тянется, и усилить это гораздо важнее, чем заставлять делать то, что выбрал родитель. Здесь тонкая грань – воли и дисциплины никто не отрицает. Но лучше всего, когда внутренняя мотивация соединяется с внешней. Если ребенок будет только послушно делать то, к чему принуждают родители, это приведет к целому ряду травм, которые и во взрослом состоянии дадут о себе знать, а навыки, полученные во время работы «из-под палки», он никогда не будет применять в жизни. Типичный пример – музыкальная школа: сколько детей, закончив ее, «закрыли» музыкальный инструмент раз и навсегда… Почему? Разве в музыке есть что-то плохое? Нет, потому что это был не их выбор.
Внутрисемейная деятельность как фактор развития
Сегодняшний мир очень быстрый (а завтрашний будет еще быстрее), поэтому well-being (баланс между физическим, психическим, внешним и внутренним), хорошее самочувствия, умение достигать его с помощью саморегуляции, умение управлять своим ресурсом и выбирать (что я могу здесь и сейчас, а что могу отложить), становятся ключевыми навыками. Эти же навыки формируются из простых семейных практик, которые помогают ребенку становиться стрессоустойчивым, более адаптивным и опирающимся на самого себя. Все эти инструменты учат понимать и родителей, и ребенка, в чем сильные и слабые стороны каждого. И этого не надо бояться.
Кстати, о слабостях. Дети не любят проигрывать. Настольные игры с родителями, братьями и сестрами помогут им справиться с чувством досады в случае проигрыша, но не дадут возможности долго упиваться своей победой, ведь завтра мы сыграем еще раз…
Вообще, совместные игры с родителями очень полезны не только потому, что развивают логику, внимание, моторику и так далее. Дети очень часто думают, что к серьезным взрослым сложно присоединяться, с ними сложно говорить, они ведь все время заняты «большими» проблемами. И это усугубляет расхождение поколений. А совместные игры – это пространство доверия. Позвольте себе и совместное дуракаваляние, общее веселье, радость от общения. Для детей это очень важно. Почаще снимайте с себя родительскую «корону» и присоединяйтесь к играм в футбол, снежки, монополию, лото, конструктор, куклы и так далее. Это настройка и способ регуляции отношений в семье. Всегда хорошо вместе повеселиться, но без злой иронии и «подколок».
Добрый юмор в семье – это средство выживания. Возможность посмеяться над разными ситуациями (но не высмеять ребенка) гораздо важнее (и результативнее), чем миллион серьезных аргументов в доказательство своей правоты.
Бесконечный источник веселья, а заодно и новых знаний о животном мире – домашние животные. Питомцы способствуют развитию эмпатии у детей (умению сочувствовать), а через нее и ответственности за них, а значит, и за свои поступки. Кошки, собаки, птички, кролики, морские свинки и даже улитки создают дома добрую и вдохновляющую атмосферу. Люди, которые боятся заводить животных из-за возможных бытовых неудобств, теряют очень многое в своей жизни и многого лишают детей. Животные в доме – это другой взгляд на мир и большое количество позитива.
Позитивным будет и совместное обсуждение просмотренных фильмов и мультфильмов. Мы всегда обсуждаем их с детьми, причем как старые советские мультики, так и современные: поведение героев, их образ жизни, что они умеют, насколько они самостоятельны, как они взаимодействуют с другими и так далее.
Все эти инструменты и решения – способы с удовольствием уйти от залипания в телефоне, способ найти для ребенка якоря вне цифровой среды, точки роста. Да, это сложнее, чем просто сунуть ему айпад, это требует времени и напряженного внимания родителей, но и эффект от такой совместной деятельности потрясающий. И с точки зрения эмоционального контакта с ребенком, и с точки зрения его интеллектуального развития.
Достижимое будущее
Работа с будущим – это коллективная семейная практика, напрямую связанная с целеполаганием: умением ставить коллективные цели и договариваться, как их достичь. Все их можно обсуждать и проговаривать: как на них всем вместе работать. Например, как отпраздновать день рождения одного из членов семьи и какова степень участия в празднике всех остальных. Если цели не согласованы, начинается «тяни-толкай»: один скрыто тянет в одну сторону, другой – в другую. Получается борьба вместо совместной работы.
Как только у вас появляется практика целеполагания, надо учиться и регулярно обсуждать, что получилось, что нет (без обвинений, а размышляя). Циклы обсуждения могут ежедневными, еженедельными, ежемесячными, ежегодными: где мы сейчас, как и куда мы двигаемся? Это важно как для синхронизации родителей между собой, так и для включения детей в общую жизнь семьи. К 10 годам детей можно уже полностью включать в процесс принятия полноценных решений. Как только у них появляется ощущение, что они могут влиять на свою жизнь и на жизнь семьи, они совершенно по-другому «включаются». Они видят, что их желания уважают, что их слышат, и учатся уважать и слышать других, то есть полноценно коммуницировать. Здесь начинают формироваться предпринимательские навыки в широком смысле, без которых им будет очень сложно не просто добиться профессионального успеха в середине XXI века, но и просто жить.
Семья – это начало и продолжение процесса обучения в течение всей жизни. Готовя к будущему детей, важно синхронизировать все этапы с приходом нового. Здорово, когда школа продолжает вашу стратегию, используя свои практики и инструменты. Это важно при выборе учебного заведения, чтобы не возникало противоречий в инструментах и целях внутри семьи и снаружи. Семейные образовательные практики должны в идеале объединяться со школьными. Поэтому, выбирая школу, ищите ту, где детям дают пространство для выражения мыслей и эмоций, где развитию надпредметных навыков, о которых мы говорим, уделяется не меньшее внимание, чем конкретным знаниям по математике, русскому, английскому.
Выбирайте не учителя, а именно школу как организатора доброжелательной, дружественной к ребенку образовательной среды, где рядом с ним будут дети примерно одного с вами круга, где разделяют ваши ценности: все это поможет ребенку раскрыться. Всем известен пример Царскосельского лицея, где учился Пушкин. Учебное заведение прославилось не только качеством образования (оттуда вышли блестящие поэты, писатели, композиторы, министры, дипломаты, военные, путешественники), но и своей качественно наполненной внутренней жизнью. Выпускники Лицея, собственно, и смогли стать тем, кем стали, потому что сама среда способствовала этому: «перекрестное опыление» всевозможных талантов в дружелюбной атмосфере учебного заведения дало небывалый результат по воспитанию выдающихся людей России.
Да, Лицей был уникальным, единичным явлением, но сегодня, когда мир глобален, у школ есть возможность перенимать и усваивать лучшие практики быстро и результативно. Одна из них, например, это система IB (Международного бакалавриата), позволяющая развивать в школе перечисленные выше навыки мышления, исследовательской и коммуникативной социальной самоорганизации, без которых не обойдется в ближайшем будущем ни один человек, будь то ребенок или взрослый. В России эта система внедрена пока лишь в немногих частных школах, в том числе в школе ONE!, где половина педагогов имеют опыт работы за границей. Но какой бы «продвинутой» ни была школа, помните, что все это будет эффективно работать, если вы и сами будете разделять цели обучения и применять эти практики в семье. Главный секрет успешного будущего детей – не лениться родителям учиться самим и подбирать учебные дошкольные и школьные заведения, соответствующие вызовам времени.