Сегодня мало кто из родителей обращает внимание на развитие эмоционального интеллекта у детей. Взрослые двумя руками голосуют за раннее развитие умственных и физических способностей и с удовольствием отдают своих малышей в школы раннего развития типа «Умки», «Маленький эрудит» или в спортивные кружки. Но почему-то в большинстве своем мамы и папы считают, что чувства и эмоции ребенка не стоят должного внимания. Они, мол, и так разовьются, сами собой. Мало кто из родителей догадывается, что именно эмоции и умение ими управлять помогают человеку и в коммуникативных навыках, и в развитии интеллекта. Ребенок, не способный к правильному проявлению своих чувств и к пониманию (восприятию) чувств других, никогда не станет успешным в жизни.
Поговорим об эмоциональном интеллекте подробней и выясним, для чего его нужно развивать и как это сделать правильно.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Что представляет собой эмоциональный интеллект
Впервые словосочетание «эмоциональный интеллект» прозвучало только в 1990 году. В то время американские социальные психологи Питер Сэловей и Джон Майер опубликовали свою работу, посвященную изучению этого вида человеческого интеллекта, который отвечает за способность распознавать человеком свои и чужие эмоции и умение ими управлять.
В их труде говорилось, что эмоциональный интеллект состоит из четырех основных составляющих.
- Способность человека воспринимать свои и чужие эмоции на основании поведения, мимики, жестов, позы и интонации голоса.
- Умение понимать причину проявления той или иной эмоции у себя и у других людей за счет установления связи между мышлением (мыслями) и эмоциями.
- Управление эмоциями и чувствами, умение подавлять их, выражать и направлять в нужное для достижения цели русло.
- Использование эмоциональности для стимуляции креативного мышления и активной работы мозга.
Вывод, который сделали ученые, таков. Человеку, чтобы научиться правильно использовать свои эмоции для достижения желаемой цели, необходимо пройти все этапы развития эмоционального интеллекта – от умения понимать свои и чужие эмоции до умения управлять ими.
Именно поэтому стоит начинать учиться этому с самого раннего детства.
Для чего нужно развивать эмоциональный интеллект у ребенка
- Ребенок должен научиться управлять своим поведением. Наше поведение – это отражение наших чувств (эмоций) в действии. Если у малыша отняли игрушку, он ощущает обиду, злость и естественное желание вернуть себе свое. Он начинает плакать, и либо бежит жаловаться маме, либо кидается в драку. Как правильно поступать в этом случае, он не знает, потому как не понимает своих чувств в полной мере и не имеет определенного опыта в таких ситуациях. Поэтому первая его реакция – любыми путями вернуть себе свое добро. Но если он будет понимать ситуацию и свое отношение к ней, то ему будет проще контролировать свое поведение.
- Ребенок должен научиться понимать чувства других. Эмпатия, то есть принятие чувств (эмоций) других людей, поможет малышу научиться сопереживать им, жалеть и находить с ними общий язык. То есть, научит быть коммуникабельным и ответственным. Понимая ситуацию, ребенок научится прогнозировать последствия, к которым могут привести его действия. Например, зная, что если он отнимет у другого малыша его игрушку, и тот будет плакать и жаловаться маме, то игрушка все равно вернется к владельцу. Но если он попросит вежливо, то, возможно, получит ее без особых проблем для себя.
Умение управлять своими эмоциями и умение предугадывать и понимать чувства других помогут ребенку жить в ладу с самим собой и наладить контакты с другими людьми.
Как определить коэффициент эмоционального интеллекта у ребенка
Мы выяснили, что наличие эмоционального интеллекта – весьма важный фактор в развитии ребенка. И если этот уровень (коэффициент) у малыша снижен, то его необходимо начать развивать всеми силами. Как же определить низкий EQ (эмоциональный коэффициент) у ребенка?
- Если ребенка не трогают чувства других, он не сопереживает ни тому, кто плачет, ни тому, кто радуется, оставаясь равнодушным и безучастным к проявлению эмоций, то вырастая, он явно не сможет понять мотивы других людей, которые захотят ему помочь или которые сами будут ждать от него помощи.
- Малыш не умеет дружить и неспособен привязываться к кому-либо, чтобы выразить свою любовь или дружеское расположение. Ведь именно эти чувства предполагают обмен эмоциями. Во взрослом возрасте такие люди обычно замкнуты только на себе, они одиноки и угрюмы. Но даже если они и создают семьи, то ни о какой теплоте и поддержке, а уж тем более любви и внимательном отношении внутри нее говорить не приходится.
- Если ребенок не умеет контролировать свои эмоции, будь то радость или печаль, и не понимает, когда нужно вовремя остановиться, чтобы «не переигрывать» – ему будет сложно во взрослой жизни контролировать ситуации, сопряженные с эмоциональной напряженностью. Такие люди или впадают в глубокую депрессию и не могут сами из нее выйти, или смеются там, где другие скорбят.
- Если ребенок никогда не признает себя виновным и не испытывает стыда и горечи за свои поступки, он и будучи взрослым, не сможет понять, что его действия приводят к неприятным ситуациям, и всегда будет обвинять в своих ошибках других людей.
- Когда ребенок не умеет рассказать о своих чувствах, о том, что он ощущает на данный момент, не знает, как делиться своими эмоциями с другими, он никогда не сможет завести себе друзей, найти любовь, да и просто нормально общаться с окружающими. А это значит, что он никогда не сможет найти свое место в жизни.
Родителям стоит внимательно и чутко следить за тем, как их ребенок реагирует на различные события, как он относится к окружающим людям, как общается со сверстниками и как развивается сфера его эмоций.
Как правильно общаться с ребенком, чтобы развить его эмоциональный интеллект
Ребенок умеет проявлять эмоции с самого рождения. Только он делает это еще неосознанно, на уровне инстинкта. Кто из мам не наблюдал, как кроха иногда сам пугается своего плача? А ведь этот испуг происходит именно из-за непонимания, почему он выдал столь громкую руладу, которая всего-навсего говорит о том, что он хочет кушать.
Но эта особенность маленьких детей не понимать и не осознавать свои эмоции не означает, что родители должны терпеливо дожидаться того момента, когда малыш поймет, что плачет он от обиды, а смеется потому, что весело. Не дождетесь. Потому что если не рассказывать крохе об его эмоциях еще на первом году его жизни, то он вырастет с низким EQ, о последствиях которого мы уже говорили.
Уже с самого первого дня после рождения малыш наблюдает за поведением и эмоциями близких ему людей, и это дает толчок для развития в нем самом эмоционального интеллекта. Примерно на третьей неделе он и сам начинает отвечать на улыбку и заботу мамы, улыбаясь ей и радуясь, когда она к нему подходит. Он начинает ощущать страх и боль, когда в его организме происходят различные изменения (прорезаются зубки или животик схватывает от колик), он бывает недоволен или испуган, если долго не видит маму. В этот период важно не стараться быстро его успокоить, дав ему соску, грудь или взяв на руки. Поговорите с крохой и озвучьте его ощущения – то, что он испытывает на данный момент.
Деткам старше 2-3 лет старайтесь не просто сказать, что понимаете их чувства, но расскажите и о своих эмоциях. Например, о том, что и взрослые, и другие детки тоже могут испытывать и страх, и боль, и обиду и злость. Объясните, что это нормально – испытывать такие чувства. Таким образом, ребенок будет познавать не только себя, свой внутренний мир, но и окружающих его людей.
Родителям ни в коем случае нельзя стыдить малыша за слезы или за нерешительность. Ребенок должен научиться полноценно переживать свои эмоции, без страха быть наказанным или высмеянным за это. Только когда он на себе прочувствует обиду, грусть, отчаяние и поймет, что чувствуют другие в таких же обстоятельствах. А значит, есть шанс, что он вырастет добрым и отзывчивым.
Примерно с 4 лет малыши должны начать знакомиться с названиями эмоций, научиться определять их у себя и у других людей, а также учиться управлять своими чувствами и знать, как правильно справляться с агрессией, злостью, обидой. И, опять же, родителям не стоит подавлять эмоции ребенка. Не нужно говорить обидные для них слова типа «что ты нюни распустил?» или «не расстраивайся из-за пустяков». Если ребенок не научится выплескивать наружу и контролировать свои эмоции, то это приведет к различным неврозам и психозам.
Конечно же, это не значит, что родители должны подзуживать малыша и учить его забирать свое силой или в любых обстоятельствах сохранять только спокойствие. Нет. Просто нужно научить ребенка правильно реагировать на ту или иную ситуацию и принимать решение на «трезвую голову», а не под влиянием сиюминутных эмоций.
В школьном возрасте дети уже многое понимают о себе и своих чувствах. Теперь они в основном учатся понимать других, находить общий язык со сверстниками и взрослыми. Часто в таком довольно замкнутом коллективе как школа и класс происходят разногласия и конфликты, и ребенку порой непросто разобраться в той буре эмоций, которые они вызывают. Задача родителей и педагогов – помочь детям справиться с негативными чувствами и усилить положительные. В этот жизненный период эмоциональный интеллект ребенка становится неким «ситом», которое отсеивает ненужную (отрицательную) эмоциональную информацию и оставляет необходимую для дальнейшего построения отношений в коллективе.
Когда в подростковом возрасте происходит эмоционально-гормональный всплеск, ребенку становится сложно держать «в узде» свои чувства. Родителям стоит к этому моменту пересмотреть свое отношение к сыну или дочери, и быть для них не диктатором, подавляющим их волю и эмоции и диктующим свои правила, а другом – понимающим, сочувствующим и переживающим все удачи и неудачи вместе с детьми.
Как развивать эмоциональный интеллект у детей
- Читайте ребенку сказки, где четко показаны разные эмоции героев. Смотрите вместе с ними мультфильмы и комментируйте все, что там происходит, подчеркивая, как связаны поступки героев с их чувствами. Обсуждайте с ребенком эмоции и настроения персонажей сказок и мультиков.
- С самого раннего возраста рассказывайте малышу об эмоциях с помощью наглядного материала – карточек, картинок в книжке.
- Всегда озвучивайте свои собственные чувства, если сердитесь на ребенка, обижены на него или досадуете. Но не забывайте делиться с ним и радостным настроением.
- Начинайте день с вопроса: «Какое у тебя сегодня настроение?». А днем чаще интересуйтесь, не только чем ребенок сегодня занимался, но и что чувствовал при этом.
- Сами родители не должны быть притворщиками и скрывать от ребенка свои чувства. Чем естественнее мама с папой сами, тем легче малышу будет усвоить урок, что не только у него случаются в жизни плохие дни и огорчения, а если делишься с близкими радостями и горестями, то переживать свои чувства намного проще и легче.
- Научите ребенка выплескивать свои негативное настроение, не задевая чувства других. Например, если он злится, то пусть выйдет в другую комнату и там покричит. Или побьет свою подушку кулаками, или порвет что-нибудь ненужное.
- Научите его уходить от грусти и пессимистичного настроения. Пусть в такие минуты он отвлекает себя от горьких мыслей:
- каким-нибудь любимым занятием;
- прогулкой на свежем воздухе;
- игрой с друзьями;
- прослушиванием веселой музыки, под которую хорошо потанцевать;
- просмотром комедии или чтением интересной книг.
Но никак не едой. Не приучайте малыша заедать стресс сладостями – это опасно для его здоровья.
- Приучайте ребенка к общению со сверстниками. Коммуникационные навыки помогают и самому проявлять эмоции и наблюдать их у других.
- Развивайте в ребенке ответственность за свои слова и поступки, адекватное восприятие себя и своих способностей. Ребенок должен быть уверен, что его действия не повредят ни ему, ни другим.
Посмотрите видео и познакомьтесь с 5 играми для развития эмоционального интеллекта у дошкольников.