Правильное чувство юмора: как его привить детям

Правильное чувство юмора для детей Воспитание

Недавно вычитала в интернете фразу о правильном чувстве юмора: «Чувство юмора есть у всех. Разница – в глубине залегания». И подумала, а ведь и правда, ребенок уже рождается с чувством, когда умеет радоваться и улыбаться и это, наверное, и есть первый шаг (или слой) к умению видеть хорошее даже в плохом. Не будь у человека чувства юмора, он был бы унылым и угрюмым существом, которое все время жалуется на все и вся и которому вся жизнь кажется сплошным мучением и беспросветной тягомотиной. Но когда находишь в проблемах и неприятностях что-то, над чем можно улыбнуться и пошутить, то они уже не кажутся такими уж страшными и неразрешимыми. А поэтому на них легче махнуть рукой, принять как данность и двигаться дальше.

Но чтобы легко идти по жизни и смотреть на все трудности сквозь призму позитива, нужно обладать правильным чувством юмора, которое, как у младенца, залегает на поверхности и которое не нужно будет «выкапывать» из глубин себя, создавая образ весельчака или «рубахи-парня». А поэтому важно, чтобы родители помогли малышу развить эту эмоцию и научили пользоваться ею правильно. И это правило касается и мальчиков, и девочек.

Лучшее в телеграм: посмотреть

Какое чувство юмора можно назвать правильным

Что вообще значит фраза – «обладать чувством юмора»? Ведь очень часто человек смеется потому, что ему просто хорошо и его физическое и психологическое состояние на данный момент находятся в гармонии с окружающим миром. Человек сыт, ему тепло, его окружают добрые и любящие люди. Но этот смех нельзя назвать чувством юмора. Это состояние скорее похоже на состояние младенца, которого ничего не беспокоит. Юмор, смех над шутками и умение шутить самому появляются не с первого дня (и даже года) рождения, а намного позже, когда ребенок приобретает уже определенный жизненный опыт.

как развить Правильное чувство юмора у ребенкаКак считают психологи, чувство юмора строится на несоответствии того, что мы наблюдаем и ожидаем каждый день с тем, что происходит или то, что мы слышим в данный момент. Все забавное, необычное, нелепое и своеобразное вызывает у нормального человека реакцию – улыбку или смех.

Например, ребенок смотрит мультфильм, где герой ведет себя неадекватно и из-за своей несообразительности или неуклюжести попадает в разные каверзные ситуации. Дитя понимает, что веди герой мультика себя иначе (серьезней или мудрее), то и приключений никаких бы не было, и не было бы так смешно смотреть фильм. Все неудачи главного героя воспринимаются малышом как нечто совсем не страшное, ведь, в конце концов, все заканчивается хорошо. Ребенок невольно делает для себя выводы, что если относиться к проблемам не слишком серьезно, то их легко преодолеть. Вот это и есть правильное чувство юмора – относиться ко всему легко и позитивно.

Но надо сказать, что шутки детей редко понимаются взрослыми, так же как и шутка взрослого не всегда понимается детьми. Почему так происходит? Все дело в жизненном опыте. Взрослые больше прочитали, увидели, изучили и узнали, а дети только еще начинают познавать мир. Поэтому именно взрослые своим примером формируют у ребенка правильное чувство юмора. Вот история из жизни.

Как-то зимой я стояла на остановке и ждала автобус. Рядом стояли папа и сын лет шести-семи. Был уже вечер, и шел снежок. Он и присыпал наледь, которую не заметил молодой парнишка, который куда-то торопливо шагал мимо остановки. Поскользнувшись, он стал махать руками, перебирать ногами, но, не удержавшись, с размаху упал на спину и стукнулся головой об лед. Мальчик стал смеяться и показывать папе пальцем на парня, рассказывая, как тот смешно шлепнулся.

Реакция папы была весьма поучительной. Не обращая внимания на сына, он подошел к пареньку, нагнулся и стал его поднимать, громко интересуясь, больно ли он ударился и не нужно ли вызвать скорую помощь. С трудом, но парнишка встал, поблагодарил мужчину и не торопясь пошел дальше. А папа мальчика озабоченно смотрел ему вслед. Мальчишечка же притих и, взяв отца за руку, только поглядывал на него искоса. И было видно, что мальчику не по себе. Наконец он, словно бы набравшись храбрости, поинтересовался у отца: «Папа, а ему сильно больно было?». На что отец ответил: «Ну да, ведь он не в мультике упал, а по-настоящему!».

Вот так мальчику был дан урок, что не все, что нелепо, может быть смешным. И смеяться над тем, кто упал в мультфильме – это совсем не то же самое, что смеяться над упавшим (пусть это даже выглядит со стороны забавно) в реальной жизни.

Что формирует правильное чувство юмора

как развить Правильное чувство юмора у ребенка 2В принципе я уже написала три первых составляющих для развития правильного чувства юмора у детей. Это – пример родителей, накопление жизненного опыта и позитивное отношение к окружающему миру. Добавлю к этому, что жизненный опыт приходит не только с годами. Его необходимо накапливать и с помощью развития эрудиции у малышей. А это значит, что нужно:

  • больше читать книг, в которых описываются смешные жизненные ситуации;
  • смотреть фильмов и спектаклей, где есть тонкий юмор;
  • обсуждать ситуации, которые произошли в реальной жизни;
  • разыгрывать с игрушками юмористические сказки, придумывать самим интересные и смешные истории и ставить по ним домашние спектакли.

Кроме этого, в ребенке нужно развивать остроумие. Ведь чтобы понять какую-то шутку, нужно самому научиться шутить. И шутить не глупо и зло, а по-умному и по-доброму. Отличными упражнениями для развития остроумного юмора будут игры «Крокодил», «Придумай рифму», «Сочини небылицу».

Напомню, что в игре «Крокодил» ребенка просят изобразить какой-нибудь забавный персонаж, или животное, чтобы было смешно, но, вместе с тем, похоже.

Как-то мы с дочкой заглянули в холодильник чтобы чего-нибудь найти пожевать, но так и не нашли ничего подходящего. И тогда дочь выдала фразу: «Это не холодильник, а пустодильник какой-то!».

Вот и еще одна идея для игры – смешные рифмы или слова- перевертыши. Например, «киска»-«подлизка», «чайник»-«закипайник», «собачка»-«некусачка».

Ну, а с небылицами так и вовсе весело. Начинаете сказку, а потом ребенок ее пусть продолжает, потом в игру опять включается кто-то из родителей, затем снова ребенок, и чем смешнее и нелепее история, тем интересней. Вот, например, «Сказка про птичку, которая не любила кошек и поэтому не кушала их на обед».

Есть еще несколько умений и навыков, которые нужно развивать в ребенке, чтобы сформировать у него правильное чувство юмора.

  1. Умение не обижаться на шутки и приколы других по отношению к нему. Нельзя сказать, что у человека правильно сформировано умение шутить, если он не понимает или обижается, когда над ним шутят.
  2. Ребенок должен уметь посмеяться не только над другими, но и над собой. Если его обзывают и это его расстраивает, то он не сможет находить выход из сложных ситуаций в дальнейшей жизни. Нужно научить его воспринимать насмешки и придирки к себе как нечто глупое, над чем можно посмеяться. Придумывайте дома время от времени друг для друга разные клички или предложите малышу придумать какую-нибудь смешную историю про себя. Но никогда не заставляйте ребенка смеяться над самим собой, если он того не хочет, и сами не смейтесь над ним и над его недостатками – это унижает. Хотите правильно пошутить, сделайте это мимоходом, при случае, отметив смешной поступок (но не внешность!) малыша, но по-доброму и без издевки.
  3. Причитайте с ребенком книжку Н. Носова «Фантазеры» и сравните все шутки героев, обсудив, какие из них «добрые», а какие «злые». Или приведите в пример Старуху Шапокляк, которая шутила только чтобы напакостить кому-нибудь. Пусть дети поймут разницу и сами никогда не шутят так, чтобы обидеть кого-то. Помните, что человек, у которого правильно развито чувство юмора, никогда, пошутив, не скажет «я пошутил». Его шутки будут понятны и без этих слов.
  4. Логика – это очень хорошее качество, а остроумие – это умение выходить из привычных формальных логических размышлений и видеть ошибки, в казалось бы, строгих и непреложных истинах. Просто научите ребенка мыслить не штампами, а рассматривать все вещи с разных сторон и видеть их глубже, ассоциативнее. Например, нарисуйте принцессу в пышном платье и с пышной прической и попросите ребенка сказать, что она напоминает – торт, воздушную кукурузу, облако сладкой ваты… Или какие смешные ассоциации вызывает сухое дерево, змея или даже обычное куриное яйцо.
  5. И опять же повторюсь: шутки должны быть тактичными и не обижать другого ни словом, ни делом. Они должны вызвать у человека улыбку и смех над собой или над ситуацией, но никак не обиду и досаду. Ребенок должен понимать, какие шутки безобидны, а какие оскорбляют человека.
  6. Очень пригодятся и актерские данные. Ведь чем остроумней и непринужденней шутка или реплика, тем она естественней и понятней окружающим.

Взрослые всегда должны помнить, что все хорошее – хорошо, когда в меру. Учите детей умению вовремя остановиться, чтобы не казаться глупым или циничным в тех моментах, когда шуткам нет места. Научите его различать ситуации, в которых юмор неуместен. Иначе ребенок вырастет и не поймет, что хотя и стоит смотреть на жизнь с позитивной точки зрения, но есть вещи, которые нужно воспринимать серьезно.

Поделиться с друзьями

Я – журналистка и писательница (в то числе сказок и стихов для детей). Долгие годы работала частной няней. Кроме того, я сама мама троих детей. Хотелось бы поделиться с читателями и читательницами размышлениями и впечатлениями от общения с мальчишками и девчонками. Что-то вроде размышлений и наблюдений в духе «няни Мэри Поппинс». Буду рада, если они вызовут отклик в ваших сердцах.

Оцените автора
Мама может всё!