Правила поведения за столом у детей – важнейшая часть детского воспитания. Поэтому любой ребенок, начиная уже с детсадовского возраста, должен их знать и соблюдать.
Столовый этикет соблюдался уже в древности – еще до нашей эры. Археологические находки тому свидетельство. Шли века и тысячелетия, менялись эпохи, бесчисленное множество правил и традиций исчезали, а вот правила поведения за столом постоянно оставались «на плаву» – независимо от исторических, социальных и культурных изменений. И это, безусловно, говорит об их важности и нужности для всего человечества и каждого человека в отдельности.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
В самом деле: какой-нибудь второстепенный и малозначимый закон или такое же правило уже давно исчезли бы и забылись. А столовый этикет – вот он, живет и здравствует. Конечно, в каждой стране или социальной группе имеются какие-то свои особые правила и нюансы поведения за столом, связанные с историческими, культурными, религиозными и прочими традициями. Но, в общем и целом, без таких правил не обходилось, не обходится и, безусловно, не будет обходиться впредь ни одно общество – начиная от самого высокоразвитого и заканчивая самым отсталым.
Поэтому нашим детям просто необходимо иметь представление об этикете за столом и соблюдать его правила.
Для чего нужен столовый этикет
Понятно, что прежде чем учить детей правилам поведения за столом, необходимо знать самим и рассказать ребенку, в чем их смысл и необходимость. А вот в чем.
- Известно, что перед едой обязательно нужно мыть руки с мылом. Зачем? Это поможет защитить организм от попадания в него всяческих вредных бактерий.
- На столе должна быть скатерть или чистая клеенка и салфетки. Опять же – для чего? А для того, чтобы продукты и столовые приборы не соприкасались с поверхностью стола, на которой могут быть все те же вредоносные бактерии.
- Почему от детей требуют, чтобы они не вертелись за столом, не разговаривали и не баловались? Все просто: из-за этого он могут подавиться.
- Другое требование – не торопиться, сидеть ровно и старательно пережевывать еду также имеет большое значение. В таком состоянии съеденная пища переваривается быстрее и легче, что уберегает детский желудок от заболеваний.
- Для чего ребенок должен стелить салфетку на колени или на грудь? Чтобы не испачкать одежду случайно упавшими кусочками еды.
- Ну и вообще – хорошо и правильно ведя себя за столом, ребенок тем самым выглядит культурным, воспитанным, умным, его больше ценят и уважают.
Вот такая, стало быть, польза от соблюдения столового этикета. Правила здесь просты, понятны, но, вместе с тем, чрезвычайно важны. И всю эту простоту и важность необходимо разъяснить ребенку, а уж затем требовать от него соблюдения конкретных правил.
Правила поведения за столом: этикет для детей
Ну а теперь – подробнее о детском столовом этикете. Начнем с детского сада. Именно в этом возрасте ребятишек необходимо знакомить с первыми элементарными правилами поведения за столом и добиваться, чтобы дети их соблюдали. Без таких правил детский обед или полдник был бы ужаснейшим хаосом, причем, с огромным риском для детского здоровья и даже жизни. Как говорится, вообразите себе картину… Вот потому-то воспитатели в детском саду и обязаны прививать малышам первые «столовые» правила. Что они и делают.
Конечно же, полагаться во всем на воспитателей не следует. Тем же самым обязаны заниматься и родители, когда ребенок находится дома. Иначе – получится разнобой: воспитатели – учат малыша правильно вести себя за столом, а мама с папой позволяют ему всяческие ненужные и опасные застольные вольности. Нетрудно догадаться, как в итоге будет вести себя ребенок.
Детсадовские правила застольного этикета в принципе просты, да оно так и должно быть: иначе ребенок их не поймет. Суть их сводится к следующему.
- Находясь за столом, ребенок должен сидеть ровно и не «разваливаться».
- Ноги он должен держать вместе, а не класть их одна на другую, а тем более – на стул или на стол.
- Шаркать ногами также не нужно, равно как вертеться и толкаться.
- Кушать надо аккуратно, не пачкаясь и не роняя еду на скатерть или пол.
- Откусывать большие куски не нужно, и вообще есть следует не торопясь.
- Кушать следует с закрытым ртом, и при этом не чавкать.
- Ложку и вилку нужно держать правильно.
- Хлеб крошить не нужно, лучше откусывать его над тарелкой.
- Ложку до рта нести не надо, правильным будет над ней наклоняться.
- Пить из чашки следует, поднося ее ко рту.
- Закончив кушать, столовые приборы нужно положить на стол и больше их не трогать.
- Вставая из-за стола, надо задвинуть стул и поблагодарить взрослых.
Теперь – школьные правила столового этикета. По понятным причинам они несколько отличаются от детсадовских правил, однако их суть и назначение остаются все теми же. Итак.
- В столовую нужно идти неторопливо, а не бежать наперегонки – иначе можно упасть и травмироваться. Да и вообще поспешность в этом случае – это признак невоспитанности и бескультурья.
- Приступая к еде, прежде необходимо вымыть руки.
- Не надо торопиться и расталкивать товарищей, чтобы занять место за столом. Это, опять же, говорит о невоспитанности.
- То же самое касается и поведения в очереди. Лезть вперед «по головам» других – это некультурно и невежливо.
- По столовой нужно ходить спокойно, чтобы не уронить поднос с едой или не поскользнуться самому.
- Не надо размахивать руками, когда в них ложка, нож или вилка: так можно травмировать сидящего рядом товарища или самого себя.
- Кушать нужно молча, без лишних разговоров.
- Столовыми приборами следует пользоваться правильно. Иначе говоря, знать, что нужно кушать ложкой, а что – вилкой.
- Обязательно нужно пользоваться салфетками.
- Если какая-то еда упала со стола, ее нужно поднять, однако кушать не нужно.
- Отзываться плохо о блюдах не надо – даже если они и не понравились. Это невежливо по отношению к поварам.
- Закончив еду, следует убрать за собой посуду и поблагодарить поваров.
Вот такие правила столового этикета для детсадовцев и школьников. Ничего сложного, и потому дети способны их запомнить «на лету». Надо их этому только научить. Это в равной мере касается и воспитателей, и школьных педагогов, и родителей.