Подвижные игры для детей на улице летом: 12 веселых

подвижные игры для детей на улице летом 10 лет 8 марта

Подвижные игры для детей на улице летом – это так весело и увлекательно! А, к тому же, столько от них пользы – и в физическом смысле, и в плане интеллектуального и духовного развития! Такие игры учат ребятишек общению, уважению друг друга, умению быть частицей коллектива, радоваться победам и достойно переносить поражения, думать, находить оптимальные решения, логически мыслить. Кроме того, они развивают координацию, укрепляют мышцы и выносливость, вырабатывают ловкость.

Вот сколько пользы ребенку от подвижных игр на улице! Особенно летом, когда играть можно, что называется, от зари до зари. Конечно, у современных детей зачастую другие приоритеты и другие игры (вроде того же пресловутого многочасового сидения за монитором), и это плохо. Никакие «танчики» и «стрелялки» не заменят ребенку подвижные игры. Это доказано наукой и подтверждено житейской практикой. Поэтому детям надо больше времени проводить на улице. И – играть. Ведь всяческих уличных игр так много! И они таки е увлекательные!

Лучшее в телеграм: посмотреть

Конечно, чтобы играть, надо эти игры знать. Сейчас они изрядно подзабылись, даже многие родители их не знают. И это – плохо. Детские подвижные игры, помимо всего прочего, еще и часть нашей национальной культуры, нашего менталитета и мировоззрения. Поэтому давайте вспомним некоторые добрые старые подвижные игры, расскажем о них детям, научим их в них играть. Минусов в этом нет никаких, а вот плюсов – не счесть.

Играем в прятки

Это – старая добрая игра, в которую раньше дети играли с особым удовольствием. Правила ее просты до чрезвычайности, и в этом ее дополнительный плюс. Любая подвижная детская игра – это в первую очередь отдых, а отдых должен быть делом простым. Когда чрезмерно напрягаешься, это уже не отдых, а труд.

Итак, о правилах.

  1. Играть может любое количество детей.
  2. Один из игроков – «вода» (с ударением на букву о, от слова «водить»). Его выбирали по жребию или с помощью специальной детской считалки.
  3. «Вода» закрывает глаза и отворачивается к стене или дереву. Здесь главное – не жульничать и не подсматривать. По правилам, воду, который подсматривает, выгоняют из игры, что считается позором.
  4. «Вода» начинает громко считать до десяти или двадцати (как игроки договорятся). За это время все другие участки должны спрятаться – кто куда.
  5. Закончив считать, «вода» громко произносит фразу: «Раз, два, три, четыре пять – я иду искать, кто не спрятался, я не виноват!» Произнеся такие слова, «вода» имеет право открыть глаза, и начинает искать спрятавшихся. Найдя кого-то из них, он дотрагивается до него (это называется «запятнать»), после чего «запятнанный» временно выбывает из игры, и в следующей партии он становится «водой».
  6. По правилам, «вода» должен найти и «запятнать» всех спрятавшихся. Спрятавшийся имеет право неожиданно выскочить из своей засады, стремительно добежать до стенки или до дерева, где «вода» считал, и дотронуться до этого места. В этом случае сам «вода» считается «запятнанным», а все «запятнанные» игроки – «спасенными». А коль так, то в следующей партии «вода» по-прежнему остается «водой».
  7. Быть «водой» – дело не слишком почтенное, поэтому «вода» должен стараться избежать этой роли и не позволить никому из игроков себя «запятнать», а, наоборот, сам «запятнать» всех игроков. В этом случае первый из «запятнанных» становится «водой». Ну и, соответственно, особая доблесть заключается в том, чтобы, во-первых, надежно спрятаться, а во-вторых, не стать «водой».

В прежние времена ребятишки зачастую играли в прятки до самой темноты. А вот когда темнело, игра прекращалась, потому что считалась «нечестной». В темноте было легче спрятаться, поэтому «воде» было сложнее искать игроков.Подвижные игры для детей на улице летом

Играем в жмурки

В эту игру можно играть и в помещении, но, конечно же, лучше на улице. Это очень увлекательная и веселая забава.

  1. В игре могут участвовать сколько угодно человек.
  2. Если игра проходит на улице, то на земле или на асфальте очерчивается круг. Выходить за пределы круга никому нельзя (кроме водящего, которого и называют «жмуркой»). Это – нарушение правил, за которое нарушителю говорят: «Мы с тобой не играем!», и он должен покинуть игру.
  3. Одного из игроков по жребию назначают водящим («жмуркой»). Ему завязывают глаза, чтобы он никого не мог видеть. «Жмурку» раскручивают, после чего все другие игроки «рассыпаются», то есть разбегаются в разные стороны.
  4. «Жмурка» с завязанными глазами должен поймать кого-нибудь из игроков и опознать его. После этого пойманный сам становится «жмуркой».
  5. Снимать повязку или подглядывать каким-либо другим способом «жмурке» нельзя. За это его выгоняют из игры.Подвижные игры для детей на улице летом 2

Играем в «казаки-разбойники»

Прекрасная детская подвижная игра, в которую в прежние времена с удовольствием играли и мальчишки, и девчонки. Правил этой игры великое множество, и, что характерно, они могли меняться в ходе игры. Как играющие договорились, так и играют. Впрочем, некоторые основные моменты обычно оставались неизменными.

  1. Игроки должны разделиться на две команды. Одна команда – это «казаки», другая – «разбойники».
  2. Чтобы не перепутать «казака» с разбойником» и наоборот, играющие договариваются о знаках различия (например, это могут быть нарукавные повязки разных цветов). Менять повязки, превращаясь, таким образом, из «разбойника» в «казака» или наоборот, нельзя. Это считается жульничеством, и за это жулика выгоняют из игры.
  3. Обозначается территория, на которой «разбойники» могут прятаться, а «казаки» их искать. Выходить за пределы территории нельзя.
  4. На территории обозначается «тюрьма», в которой будут находиться пойманные «разбойники».
  5. Далее начинается сама игра. «Разбойники» прячутся, а «казаки» их ищут.
  6. Обнаруженного «разбойника» необходимо догнать и «запятнать», прикоснувшись к нему рукой. В этом случае «разбойник» считается «пленным», и его нужно отвести в «тюрьму». По пути «разбойника» нужно крепко держать. Если «казак» этого не делает, «разбойник» имеет право убежать. Соответственно «казак» имеет право его догонять и «запятнать» по новой.
  7. Помещенный в «тюрьму» «разбойник» также может убежать. Чтобы этого не случилось, «казак» должен его бдительно охранять и «запятнать», если «разбойник» попытается сбежать.
  8. «Разбойники», которых еще не поймали, могут выручить пойманного «разбойника». Для этого нужно незаметно подкрасться к «казаку»-охраннику и «запятнать» его, после чего плененный «разбойник» имеет право бежать из «тюрьмы».
  9. Правда, и «казак» имеет право на погоню. Если какого-то «разбойника» – хоть сбежавшего из-под стражи, хоть того, кто его пытался выручить – «казаку» удастся «запятнать», то оба «разбойника» становятся «пленными» и отправляются в «тюрьму».
  10. Смысл игры – постараться поймать всех «разбойников».

Дополнительно об этой увлекательной, захватывающей игре расскажет видео. Посмотрите его вместе с детьми, и тогда им обязательно захочется поиграть в такую игру.

Играем в «вышибалы»

По-другому эта игра называется «из круга «вышибала»» или «выбивала». Правила ее таковы.

  1. Для игры обязательно нужен мяч.
  2. Играть может любое количество участников. Для этого им нужно поделиться на две команды с равным количеством игроков.
  3. Обозначается площадка для игры. Ее размер произвольный, но все же площадка не должна быть слишком большой.
  4. Одна команда становится по краям площадки (равное количество игроков с обеих сторон). Другая команда в полном составе становится в центр площадки.
  5. Задача команды, которая находится по краям площадки, попасть мячом в кого-нибудь из игроков команды внутри площадки. Тот, в кого попали, временно выбывает из игры.
  6. Соответственно задача команды внутри площадки – ловко уклониться от мяча. Или – поймать его. Если мячик удается поймать и не уронить, выбывший игрок имеет право вернуться в игру.
  7. Задача тех, кто выбивает – выбить всех игроков внутри площадки. В этом случае команды меняются местами. Соответственно задача другой команды – не дать себя выбить. Быть внутри круга считается гораздо почетнее, чем выбивать.

Это – лишь одна из множества подвижных игр с мячом. О других играх, где главный атрибут – мяч, расскажет видео.

Играем в салки

Эта игра очень проста и, по сути, таковы же ее правила.

  1. В игре может принимать участие сколько угодно игроков.
  2. Определяется площадка, за которую игрокам выбегать нельзя.
  3. Одного из игроков назначают или выбирают «водящим».
  4. По сигналу все играющие быстро разбегаются по всей площадке. Задача «водящего» – догнать кого-то из игроков и дотронуться до него («засалить»).
  5. После этого «засаленный» становится «водящим».
  6. Понятно, что быть «водящим» – не слишком почетное занятие в глазах детей. Поэтому каждый старается избежать этой участи.

подвижные игры для детей на улице летом в детском саду

Играем в «догоняшки»

Во многом эта игра напоминает салки, но есть и отличия.

  1. Определенной площадки здесь не существует.
  2. Играть можно вдвоем. Один – убегает, а второй – догоняет.
  3. И убегать, и догонять в данном случае – занятие в равной степени почтенное. И убежавшему – слава, и догоняющему, если он догнал убегающего, тоже достается такая же доля почестей.
  4. Вариант такой игры – «догоняшки-конфетки». Если я тебя догнал – ты должен мне конфетку (или какое-то другое лакомство). Если не догнал, то уже я должен тебе конфетку.

подвижные игры для детей на улице летом в детском саду 2

Играем в «резиночки»

В основном в эту игру всегда играли девчонки, мальчишки же в нее почти не играли, чтобы не прослыть «девчонкой». Игра, тем не менее, очень подвижная, требующая ловкости и сообразительности. В былые времена ею увлекались почти все девчонки. Правила «резиночек» простые.

  1. Главным атрибутом игры считается обычная бельевая резинка, связанная концами. Ее размеры произвольные, то все же она должна быть такой, чтобы ее длина в растянутом состоянии составляла примерно два метра.
  2. Игроков должно быть четверо. Двое надевают резинку себе на пояс, и расходятся в разные стороны, растягивая резинку до предела.
  3. Два других игрока начинают прыгать через резинку, выделывая разные упражнения и фигуры. Считалось, что чем сложнее фигура, тем больше почета прыгающему игроку. Игрок, не рисковавший выкинуть какое-нибудь сложное коленце, зачастую подвергался насмешкам и с ним никто не хотел играть.
  4. Но тут-то таилась опасность. Чем сложнее фигура, тем больше был риск запутаться в резиночке. Если в ней запутывались оба прыгающих игрока, то команды менялись местами. «Прыгающие» становились «растягивающими», а те – наоборот.
  5. Прыгать было куда как почетнее, чем растягивать резинку и стоять на месте. Поэтому каждый «прыгун» изо всех сил старался не запутаться и, конечно, не забывал о сложности упражнений. Прекрасная игра, вырабатывающая ловкость, выносливость, координацию движений, находчивость и сообразительность. А всего-то – обычная резиночка.

подвижные игры для детей на улице летом в лагере

Дополнительно об этой игре расскажет видео.

Заодно посмотрите еще одно видео о замечательной подвижной игре под названием «Мышеловка».

Играем в «ножички»

А вот эта игра всегда считалась исключительно «мальчишечьей», и, соответственно, девчонки в нее не играли, считая игру «хулиганской», а мальчишек, в нее играющих, «хулиганами». Между тем, ничего хулиганского и вообще запретного в игре не было. Некоторое исключение, разве что, составлял главный предмет такой игры – ножик. Все-таки это вещь в известной мере опасная. Впрочем, в большинстве случаев играли обыкновенным перочинным ножиком. В прежние времена иметь такой ножик при себе считалось честью для любого мальчишки.

Разновидностей игр в «ножички» всегда было очень много. Расскажем двух таких играх.

Игра первая условно называлась «Мишень» (были у нее и другие названия). Ее суть заключалось в следующем.

  1. На широкой ровной доске рисовалась мишень – такая же, как для огневой стрельбы. То есть, с цифрами от 1 до 10. Десятка, как и у стрелков, называлась «яблочко».
  2. Мишень вывешивали на какую-нибудь стену на уровне глаз игроков.
  3. Цель игры – бросить нож так ловко, чтобы он, во-первых, воткнулся лезвием в мишень, а во-вторых, угодил в «яблочко» (или как можно ближе к «яблочку». Определялось количество попыток (допустим, десять) и расстояние, с которого нужно было метнуть нож (скажем, пять или десять шагов). Кто в результате набирал больше очков, тот и объявлялся победителем.

Здесь уместны некоторые замечания. Конечно, игра в некоторой мере опасная (все-таки хоть и перочинный, но всем же нож), поэтому лучше, если во время соревнований поблизости будет находиться кто-нибудь из взрослых. А вот запрещать игру – дело неразумное. Она вырабатывает у мальчишек много полезных качеств: совершенствует координацию движений, развивает ловкость, укрепляет мышцы рук, учит управлять дыханием, вырабатывает глазомер. Так что – пусть играют. Очень даже мужская игра.подвижные игры для детей на улице летом в лагере 12-14 лет

Еще одна игра в «ножики», которая раньше называлась «в земли».

  1. Оптимальное количество игроков – четыре человека.
  2. Выбираем ровную площадку со слегка увлажненной землей.
  3. Чертим на ней большой круг. Разбиваем его на четыре равных сектора, проведя между секторами четкие линии с помощью ножа. Каждый игрок занимает свой сектор.
  4. Суть игры – бросить ножик в чужую «землю», чтобы он воткнулся лезвием. От места, куда ножик воткнулся и до внешней линии круга проводится тем же ножиком ровная линия («граница»). Теперь эта часть «земли» отходит к игроку, удачно бросившему ножик. Этот игрок имеет право и дальше отвоевывать «земли» у остальных игроков – до тех пор, пока не совершит ошибку (то есть ножик не воткнется лезвием в землю).
  5. После этого право броска переходит к другому игроку, который попытается отвоевать утраченную собственную «землю» или захватить ее у другого игрока.
  6. Побеждает тот, кто захватил «землю» у всех других игроков. Победитель объявляется «царем», ему честь и слава.

Играем в «классики»

Игра, опять же, больше «девчоночья», хотя в некоторых случаях в ней могли участвовать и мальчишки. Существует несколько разновидностей этой игры. Вот самая популярная разновидность.

  1. На ровном асфальте рисуем мелом клеточки с цифрами от 1 до 10.
  2. Игрок бросает биту (небольшой камешек) на первую клеточку с цифрой 1.
  3. Далее он должен прыгнуть одной ногой на клетку, где лежит камешек, наклониться и поднять его, не потеряв равновесие и не ставая на другую ногу. Помимо этого, нельзя ногой наступать на линии, а тем более – на другие клеточки.
  4. Пропрыгав с камешком в руке на одной ноге до конца (до цифры 10), игрок возвращается на исходную позицию. Теперь он должен бросить камешек на клетку с цифрой 2 и с места старта без разбега на одной ноге запрыгнуть на другую клетку. Сложность заключается в том, что, во-первых, камешек должен упасть на нужную клетку, не задев линию, а во-вторых, сам игрок также должен запрыгнуть в нужную клетку, не опираясь на вторую ногу и не задев линии.
  5. Далее задание усложняется. Теперь игрок должен ловко бросить биту на третью клеточку и сам допрыгнуть туда же – разумеется, на одной ноге.
  6. Ну, а дальше – четвертая клеточка и так далее, вплоть до десятой. В общем, чем дальше, тем сложнее. Побеждает игрок, который сумел умело добросить биту до самой дальней клеточки и сам допрыгнуть туда же.

Игра довольно-таки сложная, но какой же популярной она была в прежние годы! Впрочем, и сейчас нередко можно увидеть на асфальте расчерченные мелом квадратики с цифрами («классики»). Значит, не забыта еще игра. Что ж, нынешним летом есть возможность основательно ее вспомнить. И научить детей в нее играть.подвижные игры для детей на улице летом в детском саду 4-5 лет

Ищем клад

Ну, а в эту игру с удовольствием играют и современные дети. Правила ее таковы.

  1. В игре принимают участие как минимум две команды. Количество игроков может быть равным или неравным, это не имеет особого значения.
  2. К игре необходимо заранее подготовиться:
  • определить местность, где она будет проводиться;
  • спрятать на этой местности клад;
  • нарисовать карту с подсказками, по которым можно будет отыскать клад. И, конечно же, обозначить на ней место, где он хранится;
  • перед игрой раздать карты командам (сколько команд – столько должно быть экземпляров карт).
  1. Вот потому в игре должен принимать участие кто-то из взрослых. На него возлагается особая роль. Он будет судьей и должен объявить победителя. Он же загодя прячет клад и рисует нужное количество карт с подсказками. Кстати: подсказки должны быть не слишком сложными, чтобы дети в них не запутались, но, вместе с тем, и увлекательными, чтобы детям было интересно играть.
  2. По сигналу команды приступают к поиску клада, сверяясь с картами. Какая команда первой найдет клад, та и победитель.
  3. Команде-победительнице обязательно нужно вручить приз. А для проигравших команд найти слова утешения. Опять же, кто это должен сделать, как не взрослый?

Играем в пионербол

По сути, этот тот же волейбол, но с упрощенными правилами. По мячу дети не бьют, а бросают его. Принимающая команда должна его поймать (мяч ни в коем случае не должен коснуться площадки) и перебросить на половину соперника. Если мячик коснулся площадки соперника, той команде, которая это сделала, начисляется победное очко. В общем, все как в настоящем волейболе. Да, кстати: сетка, разделяющая площадку, должна висеть низко. Будем помнить, что игроки – малыши.подвижные игры для детей на улице летом в детском саду 5-6 лет

Бадминтон с воздушным шариком

Простая, но вместе с тем азартная и увлекательная подвижная игра. Правила ее таковы.

  1. Находим ровную площадку. Лучше – травяную или грунтовую, иначе дети могут травмироваться.
  2. Разделяем площадку на две равные части волейбольной или бадминтонной сеткой. Не надо вешать ее слишком высоко.
  3. В игре могут участвовать два ребенка (игра один на один), или с каждой стороны по два игрока.
  4. Даем детям бадминтонные ракетки. Они гораздо легче теннисных, поэтому предпочтительней.
  5. В качестве мячика используем небольшой надутый воздушный шарик. В отличие от мяча, он легче и потому летит гораздо медленнее, так что игроки вполне успеют подбежать к нему и перебить ракеткой на сторону противника.
  6. В остальном все так же, как и в обычном бадминтоне. Одна сторона старается «приземлить» шарик на половине соперника, другая сторона пытается не позволить ей этого сделать.

В завершение посмотрите еще одно видео о детских подвижных играх на улице.

Итак, лето наступило. Постараемся убедить наших детей, насколько это увлекательно и полезно – играть на свежем воздухе. Играем вместе с детьми в игры, о которых сказано в нашей статье, вспоминаем другие игры, в которые мамы и папы играли сами, когда были маленькими. А компьютеры и гаджеты – подождут.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Мама может всё!