Подвижные игры для детей на улице летом – это так весело и увлекательно! А, к тому же, столько от них пользы – и в физическом смысле, и в плане интеллектуального и духовного развития! Такие игры учат ребятишек общению, уважению друг друга, умению быть частицей коллектива, радоваться победам и достойно переносить поражения, думать, находить оптимальные решения, логически мыслить. Кроме того, они развивают координацию, укрепляют мышцы и выносливость, вырабатывают ловкость.
Вот сколько пользы ребенку от подвижных игр на улице! Особенно летом, когда играть можно, что называется, от зари до зари. Конечно, у современных детей зачастую другие приоритеты и другие игры (вроде того же пресловутого многочасового сидения за монитором), и это плохо. Никакие «танчики» и «стрелялки» не заменят ребенку подвижные игры. Это доказано наукой и подтверждено житейской практикой. Поэтому детям надо больше времени проводить на улице. И – играть. Ведь всяческих уличных игр так много! И они таки е увлекательные!
Лучшее в телеграм: посмотреть
Конечно, чтобы играть, надо эти игры знать. Сейчас они изрядно подзабылись, даже многие родители их не знают. И это – плохо. Детские подвижные игры, помимо всего прочего, еще и часть нашей национальной культуры, нашего менталитета и мировоззрения. Поэтому давайте вспомним некоторые добрые старые подвижные игры, расскажем о них детям, научим их в них играть. Минусов в этом нет никаких, а вот плюсов – не счесть.
Играем в прятки
Это – старая добрая игра, в которую раньше дети играли с особым удовольствием. Правила ее просты до чрезвычайности, и в этом ее дополнительный плюс. Любая подвижная детская игра – это в первую очередь отдых, а отдых должен быть делом простым. Когда чрезмерно напрягаешься, это уже не отдых, а труд.
Итак, о правилах.
- Играть может любое количество детей.
- Один из игроков – «вода» (с ударением на букву о, от слова «водить»). Его выбирали по жребию или с помощью специальной детской считалки.
- «Вода» закрывает глаза и отворачивается к стене или дереву. Здесь главное – не жульничать и не подсматривать. По правилам, воду, который подсматривает, выгоняют из игры, что считается позором.
- «Вода» начинает громко считать до десяти или двадцати (как игроки договорятся). За это время все другие участки должны спрятаться – кто куда.
- Закончив считать, «вода» громко произносит фразу: «Раз, два, три, четыре пять – я иду искать, кто не спрятался, я не виноват!» Произнеся такие слова, «вода» имеет право открыть глаза, и начинает искать спрятавшихся. Найдя кого-то из них, он дотрагивается до него (это называется «запятнать»), после чего «запятнанный» временно выбывает из игры, и в следующей партии он становится «водой».
- По правилам, «вода» должен найти и «запятнать» всех спрятавшихся. Спрятавшийся имеет право неожиданно выскочить из своей засады, стремительно добежать до стенки или до дерева, где «вода» считал, и дотронуться до этого места. В этом случае сам «вода» считается «запятнанным», а все «запятнанные» игроки – «спасенными». А коль так, то в следующей партии «вода» по-прежнему остается «водой».
- Быть «водой» – дело не слишком почтенное, поэтому «вода» должен стараться избежать этой роли и не позволить никому из игроков себя «запятнать», а, наоборот, сам «запятнать» всех игроков. В этом случае первый из «запятнанных» становится «водой». Ну и, соответственно, особая доблесть заключается в том, чтобы, во-первых, надежно спрятаться, а во-вторых, не стать «водой».
В прежние времена ребятишки зачастую играли в прятки до самой темноты. А вот когда темнело, игра прекращалась, потому что считалась «нечестной». В темноте было легче спрятаться, поэтому «воде» было сложнее искать игроков.
Играем в жмурки
В эту игру можно играть и в помещении, но, конечно же, лучше на улице. Это очень увлекательная и веселая забава.
- В игре могут участвовать сколько угодно человек.
- Если игра проходит на улице, то на земле или на асфальте очерчивается круг. Выходить за пределы круга никому нельзя (кроме водящего, которого и называют «жмуркой»). Это – нарушение правил, за которое нарушителю говорят: «Мы с тобой не играем!», и он должен покинуть игру.
- Одного из игроков по жребию назначают водящим («жмуркой»). Ему завязывают глаза, чтобы он никого не мог видеть. «Жмурку» раскручивают, после чего все другие игроки «рассыпаются», то есть разбегаются в разные стороны.
- «Жмурка» с завязанными глазами должен поймать кого-нибудь из игроков и опознать его. После этого пойманный сам становится «жмуркой».
- Снимать повязку или подглядывать каким-либо другим способом «жмурке» нельзя. За это его выгоняют из игры.
Играем в «казаки-разбойники»
Прекрасная детская подвижная игра, в которую в прежние времена с удовольствием играли и мальчишки, и девчонки. Правил этой игры великое множество, и, что характерно, они могли меняться в ходе игры. Как играющие договорились, так и играют. Впрочем, некоторые основные моменты обычно оставались неизменными.
- Игроки должны разделиться на две команды. Одна команда – это «казаки», другая – «разбойники».
- Чтобы не перепутать «казака» с разбойником» и наоборот, играющие договариваются о знаках различия (например, это могут быть нарукавные повязки разных цветов). Менять повязки, превращаясь, таким образом, из «разбойника» в «казака» или наоборот, нельзя. Это считается жульничеством, и за это жулика выгоняют из игры.
- Обозначается территория, на которой «разбойники» могут прятаться, а «казаки» их искать. Выходить за пределы территории нельзя.
- На территории обозначается «тюрьма», в которой будут находиться пойманные «разбойники».
- Далее начинается сама игра. «Разбойники» прячутся, а «казаки» их ищут.
- Обнаруженного «разбойника» необходимо догнать и «запятнать», прикоснувшись к нему рукой. В этом случае «разбойник» считается «пленным», и его нужно отвести в «тюрьму». По пути «разбойника» нужно крепко держать. Если «казак» этого не делает, «разбойник» имеет право убежать. Соответственно «казак» имеет право его догонять и «запятнать» по новой.
- Помещенный в «тюрьму» «разбойник» также может убежать. Чтобы этого не случилось, «казак» должен его бдительно охранять и «запятнать», если «разбойник» попытается сбежать.
- «Разбойники», которых еще не поймали, могут выручить пойманного «разбойника». Для этого нужно незаметно подкрасться к «казаку»-охраннику и «запятнать» его, после чего плененный «разбойник» имеет право бежать из «тюрьмы».
- Правда, и «казак» имеет право на погоню. Если какого-то «разбойника» – хоть сбежавшего из-под стражи, хоть того, кто его пытался выручить – «казаку» удастся «запятнать», то оба «разбойника» становятся «пленными» и отправляются в «тюрьму».
- Смысл игры – постараться поймать всех «разбойников».
Дополнительно об этой увлекательной, захватывающей игре расскажет видео. Посмотрите его вместе с детьми, и тогда им обязательно захочется поиграть в такую игру.
Играем в «вышибалы»
По-другому эта игра называется «из круга «вышибала»» или «выбивала». Правила ее таковы.
- Для игры обязательно нужен мяч.
- Играть может любое количество участников. Для этого им нужно поделиться на две команды с равным количеством игроков.
- Обозначается площадка для игры. Ее размер произвольный, но все же площадка не должна быть слишком большой.
- Одна команда становится по краям площадки (равное количество игроков с обеих сторон). Другая команда в полном составе становится в центр площадки.
- Задача команды, которая находится по краям площадки, попасть мячом в кого-нибудь из игроков команды внутри площадки. Тот, в кого попали, временно выбывает из игры.
- Соответственно задача команды внутри площадки – ловко уклониться от мяча. Или – поймать его. Если мячик удается поймать и не уронить, выбывший игрок имеет право вернуться в игру.
- Задача тех, кто выбивает – выбить всех игроков внутри площадки. В этом случае команды меняются местами. Соответственно задача другой команды – не дать себя выбить. Быть внутри круга считается гораздо почетнее, чем выбивать.
Это – лишь одна из множества подвижных игр с мячом. О других играх, где главный атрибут – мяч, расскажет видео.
Играем в салки
Эта игра очень проста и, по сути, таковы же ее правила.
- В игре может принимать участие сколько угодно игроков.
- Определяется площадка, за которую игрокам выбегать нельзя.
- Одного из игроков назначают или выбирают «водящим».
- По сигналу все играющие быстро разбегаются по всей площадке. Задача «водящего» – догнать кого-то из игроков и дотронуться до него («засалить»).
- После этого «засаленный» становится «водящим».
- Понятно, что быть «водящим» – не слишком почетное занятие в глазах детей. Поэтому каждый старается избежать этой участи.
Играем в «догоняшки»
Во многом эта игра напоминает салки, но есть и отличия.
- Определенной площадки здесь не существует.
- Играть можно вдвоем. Один – убегает, а второй – догоняет.
- И убегать, и догонять в данном случае – занятие в равной степени почтенное. И убежавшему – слава, и догоняющему, если он догнал убегающего, тоже достается такая же доля почестей.
- Вариант такой игры – «догоняшки-конфетки». Если я тебя догнал – ты должен мне конфетку (или какое-то другое лакомство). Если не догнал, то уже я должен тебе конфетку.
Играем в «резиночки»
В основном в эту игру всегда играли девчонки, мальчишки же в нее почти не играли, чтобы не прослыть «девчонкой». Игра, тем не менее, очень подвижная, требующая ловкости и сообразительности. В былые времена ею увлекались почти все девчонки. Правила «резиночек» простые.
- Главным атрибутом игры считается обычная бельевая резинка, связанная концами. Ее размеры произвольные, то все же она должна быть такой, чтобы ее длина в растянутом состоянии составляла примерно два метра.
- Игроков должно быть четверо. Двое надевают резинку себе на пояс, и расходятся в разные стороны, растягивая резинку до предела.
- Два других игрока начинают прыгать через резинку, выделывая разные упражнения и фигуры. Считалось, что чем сложнее фигура, тем больше почета прыгающему игроку. Игрок, не рисковавший выкинуть какое-нибудь сложное коленце, зачастую подвергался насмешкам и с ним никто не хотел играть.
- Но тут-то таилась опасность. Чем сложнее фигура, тем больше был риск запутаться в резиночке. Если в ней запутывались оба прыгающих игрока, то команды менялись местами. «Прыгающие» становились «растягивающими», а те – наоборот.
- Прыгать было куда как почетнее, чем растягивать резинку и стоять на месте. Поэтому каждый «прыгун» изо всех сил старался не запутаться и, конечно, не забывал о сложности упражнений. Прекрасная игра, вырабатывающая ловкость, выносливость, координацию движений, находчивость и сообразительность. А всего-то – обычная резиночка.
Дополнительно об этой игре расскажет видео.
Заодно посмотрите еще одно видео о замечательной подвижной игре под названием «Мышеловка».
Играем в «ножички»
А вот эта игра всегда считалась исключительно «мальчишечьей», и, соответственно, девчонки в нее не играли, считая игру «хулиганской», а мальчишек, в нее играющих, «хулиганами». Между тем, ничего хулиганского и вообще запретного в игре не было. Некоторое исключение, разве что, составлял главный предмет такой игры – ножик. Все-таки это вещь в известной мере опасная. Впрочем, в большинстве случаев играли обыкновенным перочинным ножиком. В прежние времена иметь такой ножик при себе считалось честью для любого мальчишки.
Разновидностей игр в «ножички» всегда было очень много. Расскажем двух таких играх.
Игра первая условно называлась «Мишень» (были у нее и другие названия). Ее суть заключалось в следующем.
- На широкой ровной доске рисовалась мишень – такая же, как для огневой стрельбы. То есть, с цифрами от 1 до 10. Десятка, как и у стрелков, называлась «яблочко».
- Мишень вывешивали на какую-нибудь стену на уровне глаз игроков.
- Цель игры – бросить нож так ловко, чтобы он, во-первых, воткнулся лезвием в мишень, а во-вторых, угодил в «яблочко» (или как можно ближе к «яблочку». Определялось количество попыток (допустим, десять) и расстояние, с которого нужно было метнуть нож (скажем, пять или десять шагов). Кто в результате набирал больше очков, тот и объявлялся победителем.
Здесь уместны некоторые замечания. Конечно, игра в некоторой мере опасная (все-таки хоть и перочинный, но всем же нож), поэтому лучше, если во время соревнований поблизости будет находиться кто-нибудь из взрослых. А вот запрещать игру – дело неразумное. Она вырабатывает у мальчишек много полезных качеств: совершенствует координацию движений, развивает ловкость, укрепляет мышцы рук, учит управлять дыханием, вырабатывает глазомер. Так что – пусть играют. Очень даже мужская игра.
Еще одна игра в «ножики», которая раньше называлась «в земли».
- Оптимальное количество игроков – четыре человека.
- Выбираем ровную площадку со слегка увлажненной землей.
- Чертим на ней большой круг. Разбиваем его на четыре равных сектора, проведя между секторами четкие линии с помощью ножа. Каждый игрок занимает свой сектор.
- Суть игры – бросить ножик в чужую «землю», чтобы он воткнулся лезвием. От места, куда ножик воткнулся и до внешней линии круга проводится тем же ножиком ровная линия («граница»). Теперь эта часть «земли» отходит к игроку, удачно бросившему ножик. Этот игрок имеет право и дальше отвоевывать «земли» у остальных игроков – до тех пор, пока не совершит ошибку (то есть ножик не воткнется лезвием в землю).
- После этого право броска переходит к другому игроку, который попытается отвоевать утраченную собственную «землю» или захватить ее у другого игрока.
- Побеждает тот, кто захватил «землю» у всех других игроков. Победитель объявляется «царем», ему честь и слава.
Играем в «классики»
Игра, опять же, больше «девчоночья», хотя в некоторых случаях в ней могли участвовать и мальчишки. Существует несколько разновидностей этой игры. Вот самая популярная разновидность.
- На ровном асфальте рисуем мелом клеточки с цифрами от 1 до 10.
- Игрок бросает биту (небольшой камешек) на первую клеточку с цифрой 1.
- Далее он должен прыгнуть одной ногой на клетку, где лежит камешек, наклониться и поднять его, не потеряв равновесие и не ставая на другую ногу. Помимо этого, нельзя ногой наступать на линии, а тем более – на другие клеточки.
- Пропрыгав с камешком в руке на одной ноге до конца (до цифры 10), игрок возвращается на исходную позицию. Теперь он должен бросить камешек на клетку с цифрой 2 и с места старта без разбега на одной ноге запрыгнуть на другую клетку. Сложность заключается в том, что, во-первых, камешек должен упасть на нужную клетку, не задев линию, а во-вторых, сам игрок также должен запрыгнуть в нужную клетку, не опираясь на вторую ногу и не задев линии.
- Далее задание усложняется. Теперь игрок должен ловко бросить биту на третью клеточку и сам допрыгнуть туда же – разумеется, на одной ноге.
- Ну, а дальше – четвертая клеточка и так далее, вплоть до десятой. В общем, чем дальше, тем сложнее. Побеждает игрок, который сумел умело добросить биту до самой дальней клеточки и сам допрыгнуть туда же.
Игра довольно-таки сложная, но какой же популярной она была в прежние годы! Впрочем, и сейчас нередко можно увидеть на асфальте расчерченные мелом квадратики с цифрами («классики»). Значит, не забыта еще игра. Что ж, нынешним летом есть возможность основательно ее вспомнить. И научить детей в нее играть.
Ищем клад
Ну, а в эту игру с удовольствием играют и современные дети. Правила ее таковы.
- В игре принимают участие как минимум две команды. Количество игроков может быть равным или неравным, это не имеет особого значения.
- К игре необходимо заранее подготовиться:
- определить местность, где она будет проводиться;
- спрятать на этой местности клад;
- нарисовать карту с подсказками, по которым можно будет отыскать клад. И, конечно же, обозначить на ней место, где он хранится;
- перед игрой раздать карты командам (сколько команд – столько должно быть экземпляров карт).
- Вот потому в игре должен принимать участие кто-то из взрослых. На него возлагается особая роль. Он будет судьей и должен объявить победителя. Он же загодя прячет клад и рисует нужное количество карт с подсказками. Кстати: подсказки должны быть не слишком сложными, чтобы дети в них не запутались, но, вместе с тем, и увлекательными, чтобы детям было интересно играть.
- По сигналу команды приступают к поиску клада, сверяясь с картами. Какая команда первой найдет клад, та и победитель.
- Команде-победительнице обязательно нужно вручить приз. А для проигравших команд найти слова утешения. Опять же, кто это должен сделать, как не взрослый?
Играем в пионербол
По сути, этот тот же волейбол, но с упрощенными правилами. По мячу дети не бьют, а бросают его. Принимающая команда должна его поймать (мяч ни в коем случае не должен коснуться площадки) и перебросить на половину соперника. Если мячик коснулся площадки соперника, той команде, которая это сделала, начисляется победное очко. В общем, все как в настоящем волейболе. Да, кстати: сетка, разделяющая площадку, должна висеть низко. Будем помнить, что игроки – малыши.
Бадминтон с воздушным шариком
Простая, но вместе с тем азартная и увлекательная подвижная игра. Правила ее таковы.
- Находим ровную площадку. Лучше – травяную или грунтовую, иначе дети могут травмироваться.
- Разделяем площадку на две равные части волейбольной или бадминтонной сеткой. Не надо вешать ее слишком высоко.
- В игре могут участвовать два ребенка (игра один на один), или с каждой стороны по два игрока.
- Даем детям бадминтонные ракетки. Они гораздо легче теннисных, поэтому предпочтительней.
- В качестве мячика используем небольшой надутый воздушный шарик. В отличие от мяча, он легче и потому летит гораздо медленнее, так что игроки вполне успеют подбежать к нему и перебить ракеткой на сторону противника.
- В остальном все так же, как и в обычном бадминтоне. Одна сторона старается «приземлить» шарик на половине соперника, другая сторона пытается не позволить ей этого сделать.
В завершение посмотрите еще одно видео о детских подвижных играх на улице.
Итак, лето наступило. Постараемся убедить наших детей, насколько это увлекательно и полезно – играть на свежем воздухе. Играем вместе с детьми в игры, о которых сказано в нашей статье, вспоминаем другие игры, в которые мамы и папы играли сами, когда были маленькими. А компьютеры и гаджеты – подождут.