Как понимать выражение «перегруженный ребенок»? В принципе, очень просто. Это такой ребенок, который вынужден выполнять множество всяких дел и обязанностей. Учеба в школе, домашние задания, помощь родителям по дому, а еще – всяческие кружки, студии, секции, занятия по интересам, фигурное катание, хоккей, музыкальные школы, английский язык… И все это – в обязательном порядке! В итоге у детей абсолютно не остается времени на самих себя, на детские игры, на общение с друзьями – иначе говоря, на то, чтобы почувствовать себя ребенком. Вот это и есть «перегруженный ребенок».
И ладно бы такая перегрузка касалась только школьников. Так нет же, она касается и детсадовцев. В настоящее время есть множество всяческих методик, радостно утверждающих, что нагружать ребенка надо уже с самого раннего возраста.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
«После трех уже поздно!» — уверяет автор одной из таких методик, японский педагог и психолог Масару Ибука в своей одноименной книге. А сколько вообще таких книг существует в современном мире! А сколько разнообразных способов и приемов, с помощью которых дети с самого раннего возраста нагружаются «по самое не могу»?
Конечно же, не сами книжки и методики тому виной, а неразумное к ним отношение. Как известно, «перебор» – он бывает еще хуже, чем «недобор». И это – как раз тот самый случай.
Вред от детской перегруженности
Типичная современная картина: малыш еще только ходит в детский садик, а его уже определили в какую-нибудь студию, секцию, развивающую школу, а то и во все это вместе взятое. И там его, разумеется, нагружают «по полной»: английским языком, игрой на пианино, спортивными упражнениями… Плюс к этому – ребенок должен успешно справляться с программой обучения, которая существует в детском саду.
И что же в итоге? Конечно, малыш в той или иной мере усваивает преподаваемые ему умения, знания и навыки, но зачастую платит за это большой и страшной ценой.
- У него очень быстро снижается познавательный интерес. Нередко бывает, что ему просто неинтересно учиться в школе, начиная уже с первого класса. Детский мозг, перегруженный множеством информации, просто отказывается воспринимать какие-то новые знания.
- Ребенок устает физически, причем эта усталость нередко приобретает хронические формы. Здесь все понятно и объяснимо: учиться – очень тяжелая работа.
- У большинства детей в результате перегруженности появляется множество болезней – причем, опять же, с самого раннего возраста. Нередко такие болезни сопровождают их всю жизнь.
- А самое главное и страшное – у ребенка нет возможности играть. Что такое для детей игра и насколько она важна для нормального, полноценного детского развития – понятно всякому вменяемому родителю и педагогу. Игра – это неотъемлемая часть детства. Так вот, множество всяческих умных и полезных занятий отнимают порой у ребенка его детство. Как это в дальнейшем скажется на ребенке? Рассуждать на эту тему, думается, излишне. Тут и изломанная психология, и подорванное здоровье, и чего только нет!
Отдельно следует упомянуть о таком понятии как информационная перегрузка. Любая учеба – это, прежде всего, информация. Так вот: слишком много информации (особенно за краткий промежуток времени) – это нехорошо и опасно. Особенно – для ребенка. В результате со многими детьми из-за этого случаются всяческие опасные неприятности:
- ухудшается память;
- отсутствует ясность в голове. Ребенок бывает не в состоянии мыслить понятными, законченными предложениями, а лишь хаотическими обрывками;
- мысли (и их обрывки) ребенок начинает произносить вслух;
- дети часто бормочут во сне;
- повышенная детская разговорчивость – еще один симптом информационной перегруженности. Таким способом дети пытаются «перезагрузиться», то есть избавиться от накопившейся информации;
- ребенок становится нервным, раздражительным, плаксивым, истеричным;
- у детей понижается работоспособность и выносливость.
И все это – симптомы детсадовского ребенка. А дальше начинается школа, где требования к ребенку возрастают многократно. Особенно это касается современной школы с ее путаницей в обучающих программах и учебниках, новых предметах и факультативах, постоянно возрастающих требованиях. А тут еще и пресловутый хаос, связанный с новоявленной инфекцией…
Понятно, что все это ложится на неокрепшие детские плечи и души тяжким, а порой буквально-таки неподъемным грузом. А если, к тому же, сюда приплюсовать посещение всяческих дополнительных курсов, студий, кружков и школ…
В результате многие дети вольно или невольно пытаются сопротивляться всем этим нагрузкам. Например, начинают люто ненавидеть учебу в школе и упорно не хотят делать уроки. Здесь, кстати, очень распространена одна родительская и педагогическая ошибка. Мамы, папы и педагоги в таких случаях считают, что ребенок – просто ленится, и всякими правдами и неправдами пытаются заставить его хорошо учиться в школе, прилежно выполнять домашние задания, исправно посещать курсы английского языка и т. д. А дети – не ленятся, они просто устали, очень устали.
Именно усталостью, кстати, можно во многих случаях объяснить и приверженность современных детей к гаджетам. Это для них – своеобразный способ разгрузки и отдыха, а вовсе не элементарная лень. Хотя, конечно, зачастую и она, родимая, здесь также присутствует.
Ученые бьют тревогу
Здесь не будет никаких комментариев, а только факты, которые красноречивее всяких комментариев. Итак:
- здоровых школьников сейчас насчитывается лишь 10-15%;
- самые распространенные современные детские заболевания – гиподинамия, депрессии, фобии, неврозы, плохое зрение, сердечные заболевания, нарушения осанки, дефицит массы тела либо, наоборот, ожирение. Причина всех этих недугов – перегруженность;
- современные школьники тратят на занятия в школе и выполнение домашних заданий в общей сложности 10-12 часов, а старшеклассники – 15-16 часов;
- средняя школьная нагрузка ребенка в настоящее время равняется примерно 70 часам в неделю. Плюс домашние задания, плюс (нередко) посещение всяческих дополнительных школ и студий – и в итоге ребенку остается всего 30 минут в сутки, чтобы погулять и отдохнуть.
Получается, что ребенок работает гораздо больше, чем взрослый! И каким же он вырастет, если он хронически утомлен уже с детства? И кому это надо, и для чего? Неужели детская измотанность и усталость – это и есть выражение успешности, счастья и радости – и для самих детей, и для их родителей?
Впрочем, все эти вопросы – это уже темы для отдельного разговора. А пока мы скажем: детям нужно детство. Только тогда из них вырастут полноценные взрослые люди. А все остальное – дело десятое.