Не спешите ругать «лентяя». Дислексия: как научить ребенка читать с удовольствием

Не спешите ругать лентяя Воспитание

Не спешите ругать лентяя 1Не всегда трудности в школе с чтением, освоением любых новых навыков связаны с нежеланием ребенка учиться. К этому нередко приводит задержка речевого развития, а от этого в дальнейшем страдают чтение и письмо. При дислексии ребенок частично не способен вникнуть в простой и доступный для других прочитанный материал. Трудиться сильнее и заставлять ребенка по несколько раз повторять одно и то же – способ совершенно нерабочий. Учитель-логопед, клинический психолог, руководитель методического отдела сети логопедических центров «Детская академия речи» Варвара Данекина рассказывает, как помочь ребенку с дислексией поверить в себя.

Что это такое?

Дислексией называют расстройство навыков чтения. Например, во время чтения ребенок допускает ошибки, которые родителям могут казаться глупыми. И, кстати, если в жизни малыша будут отсутствовать необходимые коррекционные занятия, то подобное нарушение с возрастом никуда не денется. Причины дислексии – несформированные процессы психики, которые необходимы, чтобы запуск процесса чтения протекал без ошибок. Также ребенку-дислексику, как правило, непросто удерживать внимание, у него могут быть проблемы с ориентацией во времени, пространстве, координацией. С одной стороны, в раннем детском возрасте у многих детей могут быть сложности с произношением слов, отзеркаливанием букв и цифр, трудном освоении навыков чтения. Но с другой, отмахиваться от проблемы неправильно. Если патология не замечена вовремя, можно упустить драгоценное время и в дальнейшем столкнуться с серьезными трудностями не только в учебе, но и в отношениях со сверстниками.

Лучшее в телеграм: посмотреть

Как распознать дислексию?

Диагностировать дислексию у ребенка можно только к окончанию первого учебного года. Но у ребенка дошкольного возраста, симптоматика может проявляться достаточно ярко и в этом случае ранняя диагностика и намеченный специалистами план действий могут облегчить взросление и обучение как самому ребенку, так и его родителям. Какие сигналы могут насторожить?

  • отсутствие активного ползания. Бывает, что малыш пропускает этот период, сразу встает на ножки и начинает ходить. Такой пробел в дальнейшем может отразиться на учебе, так как именно ползание способствует правильному развитию и формированию мозга;
  • любые проблемы с речью (медленное накопление словарного запаса, речевые ошибки, произношение);
  • слабая усидчивость, внимание, неумение следовать правилам игры и выполнять задание по инструкции в более старшем возрасте;
  • проблемы со зрительной и пространственной ориентацией, а также любые нарушения крупной и мелкой моторики;
  • старшему дошкольнику сложно запоминать новые слова. Иногда ребенок забывает уже знакомые;
  • большие трудности при любой работе с текстом — пересказ, понимание прочитанного. Если ребенок уже сам пытается читать, в процессе он проглатывает окончания, переставляет слова или слоги, теряет целые строчки.

Как помочь?

Квалифицированные специалисты (логопеды, дефектологи, нейропсихологи) в достаточно раннем возрасте смогут выявить, есть ли предрасположенность к нарушениям в чтении и письме. Формирование этих навыков складывается из разных психологических предпосылок, в том числе речевого характера,моторной неловкости и ряда других причин. Если родители видят — ребенок отстает от сверстников, ему труднее дается обучение, он делает много ошибок, то необходимо проконсультироваться с логопедом и, возможно, психологом. Своевременная диагностика — это возможность “поймать” тревожные сигналы, понаблюдать и, в случае необходимости, начать коррекцию.

Домашняя работа

Одновременно с регулярными занятиями ребенка с рекомендованными специалистами, к процессу важно подключиться и дома.

  1. Главная задача – постоянно развивать речь ребенка и расширять его словарный запас. Кроме чтения в этом помогут музыкальные спектакли, различные фильмы (в том числе документальные) по возрасту и интересам ребенка.
  2. Необходимо играть в подвижные игры на улице и дома: в мяч, различные стоп-игры, классики, «замри» и т.д. Все, что развивает координацию, внимание и другие важные навыки.
  3. Ритмичные фразы – например, стихи и пословицы очень развивают мозг. Читать и учить!
  4. Уделять внимания мелкой моторике: лепить, складывать слова и буквы из палочек.
  5. Не давить на ребенка с навыками чтения. Специалист подскажет, с каких текстов начать, и сколько времени этому уделять. До этого момента ребенку читает взрослый.
  6. Чтобы малыш рассуждал, логически понимал текст, важно обсуждать прочитанное, объяснять непонятные слова, просить пересказать услышанное. Главное делать это в комфортной и дружелюбной обстановке, когда в глазах присутствует интерес.

Очень важно понять, что у ребенка другое мышление – не надо заставлять, давить и тем более кричать. Ему действительно трудно осмысленно читать и соединять буквы в слова. Коррекция помогает выстроить правильные и недостающие связи в мозге. Кроме того, занятия со специалистами значительно повышают самооценку, создают правильную мотивацию к обучению и помогают ребенку лучше справляться со своими эмоциями.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Мама может всё!