«Можно» и «нельзя»: как правильно научить ребенка понимать эти понятия

можно и нельзя Дети

Слова «можно» и «нельзя» оказывается, играют большую роль в воспитании детей. Скажу больше: с их помощью воспитывать детей намного проще. Когда ребенок четко понимает, что от него хотят взрослые, он легче адаптируется ко всему новому, проще вступает в новые контакты, меньше замыкается в себе и не вырастает эгоистом. Главное – уравновесить эти понятия и научить малыша ими пользоваться в жизни.

Начну с примера

можно и нельзя научить ребенка

Частенько ходила гулять с детками в чужие дворы. Так сказать, для расширения кругозора и новых знакомств. Новые знакомства (имею в виду для ребенка, а не для себя) – это всегда новые ситуации и взаимоотношения. Не обходилось и без конфликтов в песочнице – самой распространенной форме детского общения. Почему распространенной? Да потому, что дети только еще учатся взаимодействовать, и конфликт – это для них нормальная учебная практика. Обычно мы из ссор и недопонимания выходили с достоинством. Иногда это была заслуга ребенка, иногда – моя или кого-то из мам или нянь чужих детей. Но однажды произошел случай, когда даже я растерялась.

Один малыш, с которым мы познакомились в очередной песочнице, ударил моего воспитанника за то, что тот не захотел с ним играть (ну, не в настроении был ребенок). Удар был довольно силен, но слезы полились градом из глаз моего парня больше из-за обиды. Мама же обидчика наблюдала за действием своего дитяти с улыбкой и даже не пыталась встать со скамейки. На мой вопрос, зачем он это сделал, малыш, не сильно задумываясь, ответил: «это я так играю», чем и поставил меня в тупик. Так нагло врать в пять неполных лет!

Вот и скажите теперь, как воспитывала его мама! А никак. Ребенок не знал элементарных правил поведения. Ему никто не говорил, что драться и играть – это разные вещи. Пришлось нам собрать игрушки и уйти из песочницы. А дома я попыталась объяснить своему ребенку, почему мальчик его ударил и что так, как он поступил, делать нельзя.

Когда нужно учить ребенка тому, что можно делать, а что нельзя

можно и нельзя как научить ребенка

Первые «можно» и «нельзя» нужно говорить детям, как только они начнут, сидя на руках мамы, изучать окружающий их мир квартиры. Детки любопытны и им хочется всё потрогать и пощупать. Но ведь ни одна мама не позволит малышу трогать горячую плиту или утюг. Ни одна мама не разрешит своему ребенку залезть на высокий подоконник и спрыгнуть оттуда. Опасно! Но редко кто из родителей задумывается, что не только от опасности нужно ограждать ребенка, но и от эгоизма и от девиантного поведения, когда малыш, еще сам того не осознавая, начинает врать, применять насилие к более слабым деткам, безнаказанно делать пакости, брать чужое без разрешения.

Малыш тянет руки к компьютеру. Но ведь компьютер не игрушка! Чаще всего это рабочий инструмент одного из родителей или помощник для учебы старшего брата или сестры. Твердо скажите «нельзя» и обоснуйте отказ. Нельзя, потому что это папино (брата, сестры, мамино). Если всякий раз говорить твердое нет и обосновывать свой отказ, то малыш четко будет знать, какие вещи в доме можно брать, а каких ему касаться нельзя. Частенько мы смеемся, когда видим в интернете ролики, где неразумное дитя, играя с компьютером или маминым телефоном (и даже с деньгами), портит их. Но нам отчего-то становится не до смеха, когда мы сами оказываемся в такой ситуации.

Поэтому чем раньше мы начнем приучать малыша к словам «можно» и «нельзя», тем естественней до него будет доходить их смысл.

Не бойтесь говорить с детьми по душам

можно и нельзя как научить ребенка этому

И не надо бояться говорить детям «нельзя» и «можно».

  1. Ведь именно так мы учим быть их добрыми. Нельзя бить маленьких и слабых (даже животных); нельзя проходить мимо, если кому-то плохо и ему нужна помощь; нельзя быть жадным, надо делиться игрушками со всеми.
  2. Объясняем, что такое хорошо и что такое плохо. Можно жалеть тех, кто плачет, даже если не ты их обидел; можно дарить свои игрушки другим, если тебе хочется; можно помочь подняться тому, кто упал. Ведь всякое «можно» потом превратится в «нужно», которое ребенок пронесет через всю свою жизнь.
  3. Мы помогаем ребенку понять, как правильно нужно вести себя в цивилизованном обществе. Нельзя брать чужое – это воровство и оно наказуемо. Нельзя врать, ведь вранье всегда обернется против тебя самого – с тобой перестанут общаться, тебе перестанут доверять. Нельзя делать только то, что тебе хочется – это навредит в конечном итоге и тебе.

Говорить ребенку слово «нельзя» – это не значит «бить его по рукам» и запрещать познавать что-то новое. Для того чтобы что-то взять, посмотреть, поиграть или съесть, существует не слово «дай», а слово «можно», но только в виде вопроса.

Многие ли современные дети обращаются к взрослым с вопросом: «можно мне посмотреть?» или «можно взять поиграть?». Не всегда приятно наблюдать, когда находясь в гостях, чужое дитя, не спрашивая разрешения, хватает дорогую вещь (причем не обязательно дорогую в денежном смысле) и носится с ней по квартире или пытается в ней что-нибудь отковырять. Согласитесь, сердце замирает от такого вандализма. Но дитя неразумно и не знает ценности некоторых вещей, а взрослые знают. И именно поэтому родителям надо объяснять детям, что можно, а что нельзя и делать в беседах по душам, а не в грубых окриках в гостях.

Спокойные обсуждения различных ситуаций (так называемый «разбор полетов»), которые возникают на улице, в гостях, в садике, дома – просто необходимы. Они учат ребенка правильно вести себя в тех или иных ситуациях и достойно выходить из различных конфликтов.

Еще пример о нужность слова «нельзя»

можно и нельзя учим ребенка

Казалось бы, я говорю естественные и понятные для всех вещи. Но вот вам еще пример из жизни – не из моей практики, но поведанный мне еще на заре 2000-х, когда вовсю процветали модные воспитательные методики. Человек, который рассказал мне эту историю, наблюдал ее в автобусе.

Автобус полон народу. На сидении, что ближе к водительской кабине, сидит бабулечка. Рядом встала мамочка с пятилетним отпрыском. В салоне не пройти дальше – народ стоит плотно. Родительница с мальчиком только-только вошли в автобус. Двери закрылись, все поехали. Что там было в голове у мальчика, непонятно, но он стал пинать сидящую рядом старушку по ногам. Та не выдержала и попросила его не делать этого. Но парень не унимался и продолжал свое дело. Мама – ноль эмоций. Старушка попросила маму повлиять на свое чадо и запретить ему так себя вести. На что мама гордо и громко заявила, что она воспитывает своего ребенка по «скандинавской методике» и ничего ему не запрещает. Автобус остановился на следующей остановке. Водитель открыл двери, пассажиры, кому надо, выходят. Выходит и сам шофер. Обойдя автобус, он входит в салон и молча, не говоря не слова, за руку выводит мальчишку из автобуса. Мамочка с возмущенными воплями «Что вы делаете! Вы не имеете права!» выскакивает за ними. На что шофер спокойно отвечает: «Что хочу, то и делаю. Меня мама тоже по скандинавской методике воспитывала».

Вот такая история. Думаю, она научила маму, что не всегда модные методики воспитания детей, которые учат не говорить детям слова «нельзя» и «можно», работают в России.

В Швеции, Японии, Америке свои правила и законы, своя политическая и социальная структура, свои порядки и своя мораль. И в российских реалиях она не работает. Русский народ всегда был славен крепостью своих традиций и своим отношениям к воспитанию детей. Может, именно поэтому у нас люди добрее и социальнее, чем в других странах.

Поделиться с друзьями

Я – журналистка и писательница (в то числе сказок и стихов для детей). Долгие годы работала частной няней. Кроме того, я сама мама троих детей. Хотелось бы поделиться с читателями и читательницами размышлениями и впечатлениями от общения с мальчишками и девчонками. Что-то вроде размышлений и наблюдений в духе «няни Мэри Поппинс». Буду рада, если они вызовут отклик в ваших сердцах.

Оцените автора
Мама может всё!