О занятиях мелкой моторикой с малышами, как ее развивать и что использовать для занятий, написано очень много. Наверное, нет ни одной мамы, которая бы не знала, что речевой аппарат связан с моторикой пальцев, с их подвижностью. А раз так, то чем лучше развиты пальчики у крохи, тем быстрее он начнет говорить и четче у него будет речь. Это в теории. На практике это срабатывает не всегда. В том смысле, что на правильное произношение и раннее умение разговаривать моторика не влияет.
Открытый вопрос
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Не знаю, как у психологов или педагогов, но я не один раз сталкивалась в своей практике с тем, что пальчики (их подвижность) совершенно не влияли на речь ребенка. Скорее всего, тут присутствовали какие-то чисто медицинские отклонения, но все педиатры говорили о нормальном развитии ребенка. Хотя в одном случае речь развивалась плохо из-за короткой подъязычной уздечки, а во втором… во втором вообще интересная история.
Девочка начала говорить, когда ей исполнилось месяцев семь. Не просто «мама» или «дай», а реально короткими предложениями, типа «мама дай».
Дальше – больше. К году она могла читать небольшие стишки. Некоторые скажут – ничего удивительного. Наверное, это так, но скажу больше – пальчики у ребенка были настолько непослушны, а координация движения настолько несовершенная, что ребенок был похож на маленького пингвиненка. Ложку девочка держала плохо, из рук, не говоря уже о пальчиках – все вечно выпадало. Вот и скажите, какая связь между моторикой и речью?
Хотите еще пример? Пожалуйста. Но в этом случае все было наоборот. Моторика отличная, а вот речь – не только поздняя (после 2 лет), но и маловнятная. Пришлось заниматься с логопедом, а ведь ребенку было три с половиной года! При этом никаких дефектов в речевом аппарате девочки не было замечено, развивался ребенок отлично. В три года мы знали уже все буквы и начинали читать, ходили на английский, танцы, занимались логикой и математикой. Моторика была на высоте. Занятия, помогающие ее развивать, мы проводили каждый день с 10 месяцев (с момента, как я пришла в семью). Но вот с речью была проблема.
Так что лично для меня утверждение, что мелкая моторика связана с речью – вопрос открытый.
Важность мелкой моторики
Тем не менее, занятия для развития пальчиков очень нужны для ребенка. Просто даже необходимы. Потому что с мелкой моторикой связаны не только речевой аппарат (как утверждают все вокруг специалисты), но и центры памяти, эмоций и внимания тоже. Поэтому во всех занятиях, где они развиваются, нужно использовать пальчики.
Когда кроха только родился, врачи всегда обследуют его на мышечный тонус и назначают специальные процедуры или на его снижение, если он повышен, или на увеличение – если понижен. И в том, и другом случае назначается массаж всего тела, который начинают обязательно от кончиков пальцев рук и заканчивают кончиками пальцев ног. Так и с мелкой моторикой деток постарше – заниматься и развивать пальцы обязательно нужно, это своеобразный массаж для них. Особенно если с тонусом мышц не все в порядке.
К тому же задействовать пальчики необходимо, когда ребенок учится:
- завязывать шнурки, застегивать пуговицы, липучки и молнии на одежде и обуви;
- правильно держать в руке и управляться со столовыми приборами: ножом, ложкой, вилкой;
- держать кисточку, ручку, карандаш во время занятий, что потом пригодится в школе;
- брать мелкие предметы.
Бытовые навыки, которые просто необходимо прививать малышу, связаны именно с мелкой моторикой.
Какие занятия нужно проводить по мелкой моторике
В каждом возрасте есть свои игры и занятия на развитие мелкой моторики. Но начинать нужно, конечно же, с пальчиковых игр. Я не буду останавливаться на них подробно, родители при желании могут во множестве найти их и в интернете и в специальных книжках по развитию моторики для детей. Скажу только, что пальчиковые игры хорошо проводить с малышами, начиная уже с 5-6 месяцев (а не с года, как многие советуют).
Кстати, отлично развивают моторику, а вместе с ней и мышление, пирамидки, детские кубики, небольшие мячики и пластмассовые шарики.
До года, начиная с 8 месяцев, хорошим развитием для маленьких пальчиков будет рисование красками (пальчиковыми) и игры (пока еще именно игры, а не лепка) с тестом. Маме нужно будет брать пальчики малыша в свои пальцы и просто надавливать ими на массу (с разной степенью нажима). Под внимательным присмотром не бойтесь давать малышу тесто в ручки, чтобы он просто помял его.
После года смело вводите в занятия:
- карандаши и пастельные мелки;
- мягкий пластилин;
- разные картинки с дырочками-веревочками;
- мозаику и пазлы с крупными деталями;
- маленькие модельки машинок с открывающимися дверцами;
- книжки с картонными страничками и с «окошечками»;
- крупные кубики-конструкторы с пазами.
К полутора годам дети любят заниматься и играть с:
- молниями – открывая и закрывая их;
- навесными замочками с ключиками;
- досочками-планшетами с окошками. Они могут быть разной тематической направленности (животные, мебель, одежда и пр.) и заодно развивают воображение, логику, мышление;
- крупными бусинами разных форм, которые вдеваются в шнурочки-веревочки;
- горохом, сортируя его по баночкам, мисочкам руками (стараемся учиться брать горошины пальчиками) или ложкой;
- камушками, песком и водой. Песок сыпучий и его удобно и приятно брать в руку, но он в то же время, как и вода, оказывает на рецепторы на кончиках пальцев положительное воздействие. Замечено, что игры с песком, камушками и водой укрепляют и физическое здоровье.
Дети после двух лет просто обязаны начинать играть с крупами, рисовать, лепить или клеить аппликацию каждый день, а также учиться перелистывать страницы книг (не картонных!) и застегивать крупные пуговицы. Сшейте для них специальный тренажер с петельками, кнопками, пуговками, молниями и крючочками. Пусть они стараются все это закрыть, застегнуть.
Купите ребенку куклу с одежкой. Неважно, сын у вас или дочка. Мальчикам тоже нужны куклы, как это не покажется странным. Одевая и раздевая пупса, дети учатся одновременно и бытовым навыкам, и развивают моторику.
Мелкая моторика и развивающие занятия
Связь, как мы увидели, между мелкой моторикой и развитием навыков самая прямая. Но, как уже говорилось, она влияет и на воображение, и на мышление, и на эстетическое восприятие малыша.
Учимся рисовать или раскрашивать – включаем воображение и в качестве инструмента используем мелкую моторику.
Учимся клеить аппликацию – задействуем пальчики и, опять же, воображение и логику.
Учимся читать – развиваем память, логику и мышление, а как помощь – мелкая моторика, ведь буквы мы не только читаем, но и пишем.
Математика тоже требует при ее изучении задействовать пальчики. Считаем горошины, складываем печеньки, отнимаем макароны, сравниваем количество конфет… Очень наглядная моторика, не правда ли?
Что бы ни пытались привить малышу, чему бы его ни учили – без мелкой моторики не обойтись никак. Пусть малыш учится сматывать нитки в клубок, помогает маме лепить печенье, пельмешки и булочки, перебирать крупы, собирать мусор, включать и выключать ночник или верхний свет, закручивать пробки у бутылок, снимать и надевать крышки на банках… Да мало ли найдется для него интересных, но в то же время полезных занятий!