Критерии выбора частного детского сада: 5 основных

Критерии выбора частного детского сада Дети

Как найти хороший сад? Начнем с того, что сегодня у современных родителей требования к дошкольным детским учреждениям меняются и будут меняться еще сильнее. Теперь детский сад – это не просто место, где ваш ребенок будет как-то проводить время, пока вы на работе: поиграет, погуляет, поест и поспит. Родителей начинает интересовать не только «присмотр и уход». Что же значит «хороший детский сад»? Там, где безопасно? Где вкусно? Где интересно? Где хорошо готовят к школе и много языковой нагрузки? Или где дают наиграться вдоволь? Где недорого? Или, наоборот, дорого? Давайте разбираться. Все, на самом деле, не так сложно. Есть несколько критериев, которые подскажут вам, как сделать оптимальный выбор. Мы не будем здесь говорить о государственных детских садах, в них заказчиком выступает государство, а значит, критерии выбора там строятся по другому принципу.

Преемственность и сквозные задачи

Не секрет, что в хорошие школы в первый класс большой конкурс. В хорошие детские сады – тоже. Самая эффективная конструкция – это детский сад и школа в единой системе, где начальная школа выступает в качестве заказчика. Преемственность в решении образовательных и воспитательных задач крайне важна: для ребенка, потому что так у него формируется безопасная, логичная и целостная картина мира и создаются условия для комфортного перехода на следующие ступени, и для школы, потому что она получает будущего ученика, соответствующим образом подготовленного, которому не придется подстраиваться под неожиданные образовательные подходы, синхронизировать программы и работать в другой «системе координат». Наличие сквозных критериев эффективности развития учащихся, переходящих из сада в школу, – показатель качества работы с детьми на этих уровнях.

Лучшее в телеграм: посмотреть

Критерии выбора частного детского сада 2Таких комплексных систем частного образования «сад – школа» у нас пока немного в стране. Поэтому, если нет возможности отдать ребенка в детский сад, который является дошкольным отделением желанной начальной школы, можно осмыслить, чего же требуют от детей при поступлении в первый класс, скажем, топ-20 школ, и соотнести эти требования с возможностями выбранного детского сада. Хочу заметить, что хорошая школа не панацея, но вероятность получить там то, что хочется, или то, что захочется позже, на другом уровне. Найти в открытом доступе форматы вступительных тестов вам вряд ли удастся, но я поделюсь с вами некоторыми нюансами. Конечно, там есть и академические требования (умение немного читать, считать, понимать английские слова), но на первый план сегодня начинают выступать требования другого рода: наличие у ребенка таких черт личности, способностей и навыков, которые помогут ему и в образовательном процессе, и в социализации, и в самоорганизации. Это и любознательность (за ней стоит способность развить высокий академический потенциал), и инициативность (желание действовать, а не ждать указаний), и настойчивость (умение добиваться результата), и коммуникативность (умение взаимодействовать с другими), и самоорганизация (умение управлять собой), и креативность, и предпринимательские зачатки, и критическое мышление.

Вам кажется, что это слишком серьезные требования к маленькому человечку? Отнюдь, ребенок от рождения демонстрирует способности играть и вовлекать в свою игру сверстников. А если кто-то перехватил у него инициативу, он может завтра придумать новую игру и вовлечь в нее других детей. На взрослом уровне это и есть навыки коммуникации, столь необходимые для предпринимательства: придумать игру-задачу, собрать команду, убедить в возможности ее выполнения, реализовать задуманное, рационально используя ресурсы каждого члена команды. В детях это заложено от природы. И задача дошкольных учебных заведений и начальной школы – сохранять и приумножать в них такие качества. Пока же в современной школе такие «характеристики» в основном стараются погасить, нивелировать (якобы так учителю легче, хотя на самом деле наоборот), и в подростковом возрасте инициативность и креативность уже редко у кого остается.

Ресурсность

Критерии выбора частного детского сада 3Гармоничное развитие ребенка в дошкольном детском учреждении зависит не только от содержания образовательных методик и методов, но и от ресурсов конкретного детского сада. Хороший сад – это все-таки большое здание со своими площадками для прогулок и спорта, с отдельными помещениями для игр, сна, учебы и отдыха и необходимыми лицензиями. И со специалистами по каждому виду деятельности, потому что воспитатель не может качественно вести занятия по рисованию и накладывать кашу, у него другие функции.

Даже психолог в детском саду нужен не один: есть нейропсихология (ответственная за развитие высших функций), а есть игровая психология (отвечающая за эмоциональный комфорт), и этим занимаются совершенно разные специалисты. Не всем детям, кстати, показан детский сад, и задача психолога – определить это на входе. Мы, например, не принимаем в сад, если понимаем, что не будем эффективны, не сможем помочь: ведь это вопрос здоровья и развития конкретного ребенка или безопасности в группе.

Современный детский сад уже трудно представить без логопеда – нарушения речи фиксируются у все большего количества детей, им нужна квалифицированная помощь в раннем возрасте, чтобы не упустить проблему и не создать ребенку трудности в школе. Нужны и тренеры для занятий определенными видами спорта, а не воспитатель, скучно показывающий пять физкультурных упражнений, и преподаватели по изо, лепке, шахматам, пению, музыке, конструированию.

Важно, чтобы за развитие конкретных функций отвечал отдельный специалист. Это как в поликлинике: вы же не просите терапевта (воспитателя в нашем случае) решить все ваши проблемы, вы идете к эндокринологу, дерматологу, стоматологу (а в детском саду это носитель языка, учитель танцев, изо, лепки, тренер по шахматам и другим видам спорта, доступным для маленьких). Вот тогда есть результат. Да, это все недешево, но хорошее образование и не может быть дешевым. Детскому саду надо платить за аренду здания, и зарплаты у хороших специалистов (а ведь вашему ребенку нужны хорошие?) должны быть приличными. В наших садах, например, с каждой группой работает до 15 человек, это много.

Клиентский сервис

Отдавая своего ребенка в детский сад, родители могут получить в дошкольном образовательном учреждении открытого, прозрачного и понятного соратника в деле развития личности ребенка.Критерии выбора частного детского сада 5

Небесполезно поинтересоваться статистикой: куда поступили «выпускники» выбранного вами сада, в какие школы? Хороший сад заинтересован в сборе такой информации и охотно поделится ею с родителями, потому что это самый понятный результат его работы.
Конечно, клиентский сервис строится на клиентском запросе, который ранжируется по уровням, этакая вольная интерпретация пирамиды Маслоу: базовый – с упором на безопасность, академический – с упором на знания, компетентность и, скажем, на soft skills. Другое дело, что далеко не все родители имеют высокоуровневые запросы. Многие полагают, что развивать «это все» нужно позже, в школе, а пока дети 2–5 лет должны играть и гулять. Но проблема в том, что хорошая школа быстрее возьмет развитого ребенка, а места в ней ограничены, но попасть туда желательно, потому что там среда, «академ» и смыслы. Поэтому запросы родителей должны касаться не только температуры макарон, но и повестки развития, его вектора. Прямой вопрос: «А что вы разовьете в моем ребенке и как это будет происходить?» – должен иметь внятный ответ.

Очень важно для ребенка первое соприкосновение с детским садом, спрашивайте, как детям помогают адаптироваться. Отлично, если в детском саду есть формат тестового периода: походить несколько дней, и если ребенку не понравится, принять иное решение.
Хороший сад стремится вовлечь в свою жизнь родителей, помочь им разобраться в современных проблемах образования. Они не обязаны знать о современных образовательных методиках, быть начитанными в сфере детской психологии, у них просто нет времени на это. Образовательному учреждению необходимо заниматься их просвещением. В наших школах, которые имеют с детскими садами единую коммуникационную платформу, регулярно проходят, например, онлайн-встречи для родителей в «Образовательной гостиной», куда мы приглашаем интересных спикеров-экспертов из разных областей педагогики. Там можно не только слушать, но и задавать вопросы. В рамках Совета школы проходят встречи с неравнодушными родителями, где мы формируем повестку развития садов и школ. Туда взрослые приходят с предложениями конкретной деятельности во благо школы. Так у нас, к примеру, возникли курс предпринимательства и курс базовой финансовой грамотности, его прочитал нашим детям в начальной школе один из пап, финансист и банкир. На вопрос: «А зачем тебе это надо, ведь твой ребенок пока ходит в детский сад?» Он ответил так: «Хочу понять, что такое современные дети, о чем они думают, что уже понимают, а что еще нет, ведь сын пойдет через год в первый класс». Его программа имела успех. Таким же образом возник курс предпринимательства: одна из наших мам написала его и взялась прочитать всей начальной школе, дети 1–4 классов защитили свои бизнес-проекты перед инвест-комитетом, получили первые инвестиции. Мы приняли решение адаптировать курс и для старшей группы детского сада. И это не единичные примеры, таким духом кооперации и должны жить экосистемы вокруг садов и школ.

Расстояние от дома

На мой взгляд, время «доставки» в детский сад транспортом не должно превышать 20 минут, в противном случае ребенок приходит в группу уставшим, ему сложно воспринимать и учебный материал, и веселую возню рядом с собой других детей. Один из наших садов расположен в бизнес-центре «Крылатские холмы», это удобно для многих родителей, работающих в этом БЦ или живущих рядом. Но тем, кому добираться до сада надо более 20–25 минут, мы не рекомендуем поступать к нам, это чревато будущими проблемами со здоровьем.

Если на выбор у вас есть несколько садов примерно равной удаленности от дома, обратите внимание в первую очередь на их ресурсность и на то, как себя чувствует ребенок в них – комфортно ли ему эмоционально. Ключевым все-таки должно быть не удобство родителей (или няни, чтоб было близко водить), а интересы ребенка и возможности для его всестороннего развития.

Долгосрочность ваших целей определяет выбор

Напоследок хочу предостеречь родителей от иллюзий. Даже самый хороший детский сад не сделает вашего ребенка счастливым, если вы не уделяете малышу достаточно времени сами и не действуете сообразно. Надо понимать, что наше традиционное образование, включая дошкольное, выстроено по лекалам середины XX века, когда во всем мире воспитывался человек послушный, обученный и предназначенный для решения предсказуемых задач, не им самим себе поставленных.

Сегодня индустриальная модель общества перестала быть заказчиком в сфере образования. Эпоха закончилась, задачи становятся все более неопределенными, а решения их – все более вариативными. Это означает, что, в свою очередь, поменялись и задачи образования, на первый план вышли не предметные знания (они остаются в базе, безусловно), а универсальные компетентности и новые виды грамотности, обеспечивающие доступ к этим самым знаниям. Люди, не могущие брать на себя риски решения нетривиальных задач, с каждым годом будут все менее конкурентоспособны и востребованы. А через 10 лет тем более.

Поэтому выбирайте детский сад и образовательную систему с умом, чтобы они помогли вам воспитать и вырастить ребенка, который будет решать не те задачи, которые мы видим сейчас, а те, которые возникнут тогда, когда он станет взрослым. Школа и детский сад – это уже не мост между поколениями, а скорее, трамплин во взрослую жизнь. И от того, как высоко с этого трамплина может «прыгнуть» ваш ребенок, зависит очень многое в его жизни: поверьте, стартовые условия важны.

Автор: Максим Натапов, основатель сети школ и детских садов ONE!

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Мама может всё!